09.00.00 Философские науки
-
Субъект педагогического дискурса в России и Германии
Краткое описаниеВ данной статье рассматривается критика педагогического дискурса деятельностного подхода. В современной российской философии эта точка зрения подробно представлена в работах И.А. Караваевой. В рамках теории деятельности объективность выступает основным критерием образовательного процесса, тогда как учитель и ученик теряют собственную субъектность. Пока учитель воспроизводит выбранный не им материал, в рамках выбранного не им метода, ученик должен наиболее близко к оригиналу повторить заданный материал. Процесс обучения напоминает отражение в зеркале. Статья ставит вопрос о том, как вернуть субъективность в педагогический дискурс. Для этого необходимо обращение к классической немецкой философии Ф.В.Й. Шеллинга (представление о «безосновности» знания) и современной континентальной философии Ж. Делёза (о тождестве мышления и обучения), благодаря которому учитель и ученик включаются в процесс со-мышления и со-обучения. Диалог между учителем и учеником производит уникальную и непредсказуемую ситуацию обучения, в ходе которой мышление провоцируется необходимостью расшифровки знаков и придания им смысла. В плане дидактики это влечет за собой отказ от иллюзии примордиального знания и переход в пост-методологическое пространство образования
-
Стало ли крестьянство социалистическим
Краткое описаниеВо времена Советского Союза считалось, что колхозное крестьянство является классом советского общества, который вместе с рабочим классом и народной интеллигенцией составляло его социальную основу. Также считалось, что колхозное крестьянство является активным участником строительства коммунизма и все более интенсивного развития производительных сил в сельском хозяйстве. Эволюция крестьянства представлялась следующим образом: в ходе подготовки и осуществления социалистической революции и последующих за ней преобразований, беднейшее крестьянство, выступая в качестве союзника пролетариата, прониклось революционными настроениями и постепенно осваивало отдельные элементы пролетарской идеологии. Революционный энтузиазм и революционные настроения крестьянской бедноты произвели сдвиг в сознании большинства трудового крестьянства в пользу коллективизации. Коллективизация, в свою очередь, создала объек- тивную основу превращения всего крестьянства в принципиально новый общественный класс и формирования его социалистической психологии. Параллельно с этим крестьянство постоянно было под подозрением; и подозревали его в присущей ему мелкобуржуазности. Необходимо отметить, что никакого добровольного перехода крестьян от индивидуалистических настроений к коллективизму не существовало. И переход к индустриальному ведению сельского хозяйства, объединению в колхозы был обусловлен не каким- то абстрактным классовым чутьём крестьян, а экономической необходимостью и государственной целесообразностью. Поэтому в данном вопросе наблюдаются подмены смысловых платформ, что и выясняется и обосновывается в данной публикации
-
Спорт как социокультурный фактор модернизации российского общества
Краткое описаниеСпорт рассматривается в качестве одного из факторов модернизационных процессов, стимулирующих креативность личности и российского социума
-
Краткое описание
В статье рассматривается духовная автономность религиозного сознания как феномена культуры в контексте повседневной реальности в герменевтическом аспекте. Для понимания основ духовной автономности религиозного сознания необходим анализ языка религии, в данном случае опираясь на понятие кода культуры, используя методы герменевтики в цивилизационном и культурно-историческом подходе, ориентируясь на единство объективного и субъективного, на встречу с образом другой культуры и ее ценностями
-
Краткое описание
В статье разрабатывается теория соборного интеллекта и анализируется историко-философское происхождение соборного познания в отечественной философии философы конца XIX - начала XX века
-
Краткое описание
В статье разрабатывается теория соборного познания и анализируется историко-философское происхождение соборного познания в зарубежной и отечественной философии. Автор анализирует различные виды соборного познания и выявляет их основные характеристики. Данная статья является продолжением гносеологической концепции данного автора
-
СК-анализ и система «Эйдос» в свете философии Платона
Краткое описаниеВ статье проводится параллель между учением древнегреческого философа Платона об Эйдосах и Системно-когнитивным анализом (СК-анализ) с его инструментарием: системой Эйдос". Показа-но, что СК-анализ допускает содержательную интерпретацию в свете учения Платона об Эйдо-сах. Система "Эйдос", реализующая математиче-скую модель СК-анализа, выполняет операции восстановления Эйдосов на основе их конкрет-ных реализаций в виде объектов, позволяет оце-нивать реализацией каких Эйдосов являются дан-ные конкретные объекты, а также обеспечивает исследование систем сходных друг с другом Эй-досов (их кластеров) и систем наиболее различ-ных между собой кластеров Эйдосов, т.е. конст-руктов.
-
Системный и социокультурный подходы к происхождению языка
Краткое описаниеВ работе показана специфика биологических и когнитивных подходов к изучению происхождения и эволюции языка. Рассмотрены их преимущества в понимании и объяснении индивидуальных оснований способности к языку. В исследовании показано, что данные подходы не учитывают надындивидуальную и социокультурную природу языка, тесную взаимосвязь языка с природной и социальной коммуникацией. В работе обосновывается, что стремление исследователей найти специфичный ген языка или особые языковые когнитивные «модули» реализуемо лишь частично в силу системного и социального характера языка, который не редуцируем к индивидуальным врожденным или приобретенным способностям. Тем не менее, биологические и когнитивное основания не должны исключаться из системного анализа языка, при этом изучаться не как специфичные, но как общие с другими знаковыми системами (математики, выразительных средств искусства, письменности, невербальной коммуникации и др.). В статье также рассматриваются новые концепции в теории эволюции и их применимость к исследованию происхождения и развития языка (в частности проблемы постепенного/стремительного появления языка). Обосновывается идея, что вопрос о «стремительной», «пунктуалистической» эволюции языка нельзя относить к «проблеме Дарвина» (Darwin’s problem), как считает ряд современных исследователей. В качестве альтернативы эволюции языка на основе «макромутаций генов» предлагается концепция социокультурной модели эволюции, основанной на понимании языка как надындивидуальной социокультурной знаковой системы, развивающейся благодаря пластичности индивидуального развития человека и кумулятивному характеру культуры
-
Система традиционных ценностей северокавказской семьи
Краткое описаниеОсуществлен анализ традиционных северокавказских семейных ценностей, показано их значение в сохранении стабильности общества
-
Система высшей школы в условиях глобализированного мира
Краткое описаниеВ статье проанализированы проблемы развития науки и модернизации высшего образования. Рассматривается роль высшей школы, которая образует наши успехи или неудачи и на производстве, и в области науки, техники, технологии, инноваций, культуры, учитывая при этом институционализацию мирового информационного пространства и глобализацию мировой экономики. В современных условиях высшая школа как основной компонент образовательного комплекса государства представляет собой одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая интегрирована со всеми другими областями общественной жизни. Высшее образование является крупнейшей отраслью экономики России, которая, с одной стороны, способствует становлению и развитию главной производительной силы – человека, а с другой – она выступает источником формирования мировоззрения и методологии, показателем развития социокультурной среды современного общества. Необходимо также учитывать, что затраты на высшую школу по своему социально–экономическому содержанию являются инвестициями в повышение научно–образовательного и научно– производственного потенциала, ведущими к увеличению совокупного человеческого капитала страны