09.00.00 Философские науки
-
Подходы к пониманию значения архетипа элитарности как фундамента политологии
Краткое описаниеИзучение архетипа элитарности чрезвычайно важно для того, чтобы правильно оценить направление исторического развития государства. Это даёт возможность рационально выстроить внутреннюю и внешнюю политику государства. Так же это является основанием к конструктивному развитию методологии научного познания в области политологии, философии и истории. Но поскольку человек является сложной биологической системой, то многие аспекты его социальной деятельности основываются на его генетическом потенциале и им же обуславливаются. В работе дается определение элиты и элитных сообществ. Отмечается, что весь ход истории – это в конечном итоге положительное или негативное взаимодействие элит. Однако возникновение и функционирование любой элиты возможно и понятно только в контексте конкретной цивилизации, страны и в конкретный период времени. Вырванные из исторического контекста они приобретают нематериальный - мифический статус. При наличии архетипа элитарности, который перемещается по оси времени уже не одно столетие и тысячелетие, сегодня мы сталкиваемся с тем, что происходит качественное изменение современной элиты, меняются ее функции и само предназначение. С одной стороны идет вырождение старых элит, с другой – создаются новые элитные образования, которые могут принципиально отличаться от своих предшественников и иметь иные функции и предназначение
-
Подмена смысловых платформ в процессе философского осмысления некоторых вопросов биологических наук
Краткое описаниеПроблема соотношения смыслов и понятий в науке, их подмена и рождение так называемого псевдознания – вопрос как никогда злободневный в нашу эпоху потрясений и больших перемен. Не избежали этих проблем и биологические науки. Тем более, что долгие годы они находились под значительным давлением со стороны господствующей на тот момент идеологии, партийного и государственного аппаратов. Именно поэтому Дарвинизм как таковой требует тщательного анализа с точки зрения современных достижений науки, в том числе и философии. Анализ имеющихся и накопленных за многие столетия развития биологической науки знаний позволяет найти логические несоответствия, возможные подмены смысловых платформ, а значит рождение псевдознания, что необходимо выяснять и купировать. А появление такой отрасли науки, как биофилософия и вовсе усугубило ситуацию в силу ряда крупных методологических недочётов этой всё еще не-науки. Поскольку это не только не прояснеет вопрос изучения органического мира, но лишь запутывает его, накладывая на мир антропоморфную матрицу, в то время как эстетическое, этическое свойственно не только человеческому разуму, ситуация изрядно запутывается. В то же время философская оболочка биологической науки зачастую наполняется идеологией разного рода. Что не способствует объективности знания
-
Педагогическая аксиология в образовательном пространстве Чувашской Республики
Краткое описаниеВ статье рассматриваются теоретико- методологические основания педагогической аксиологии в образовательном пространстве Чувашской Республики. Кратко изложены три этапа её формирования. С разных точек зрения обсуждается проблема вызовов времени по отношению к университетам. Уточнены представления о философии образования как теоретико-методологической основе мыслительного алгоритма обоснования и объяснения существенных признаков целостного человека. Выявлены и сформулированы положения педагогической аксиологии в сфере высшего образования. Рассмотрены признаки элитного образования и установлено, что социокультурный потенциал, формируемый в университетском пространстве региона, служит основанием для моделирования процессов прогнозирования развития общества с использованием соответствующего понимания личности и ее культуры. Показано, что системная оценка динамики развития образования возможна в контексте анализа функций дисциплины философия в образовании. Приведены и систематизированы примеры практической реализации элементов педагогической аксиологии в образовательном пространстве Чувашской Республики
-
Парадигмы в философии общей теории циклов (кризисов)
Краткое описаниеВ статье рассматривается особая роль парадигм при исследовании (написании) общей теории циклов. Перед авторами ставится задача систематизации знаний в данной области и получения объективной оценки по средствам ретроспективного материала, который показывает смену одной парадигмы на другую
-
Особенности аргументативного дискурса личностей с когнитивным стилем «когнитивная простота»
Краткое описаниеВ статье представлены результаты комплексного исследования особенностей аргументирования личностей, принадлежащих к полюсу «когнитивная простота» когнитивного стиля «когнитивная сложность»/ «когнитивная простота». Анализируются структурно-функциональные особенности аргументативного дискурса, выявляются языковые черты на субстанциональном, экспонентном и интенциональном уровнях дискурса когнитивно простых личностей
-
Основные общенаучные тенденции коэволюции развивающихся систем
Краткое описаниеВ статье рассмотрены некоторые общенаучные тенденции, которые характерны для современного естествознания и для онтологии и теории познания. Обсуждены особенности синергетики как постнеклассического научного направления, концепции эволюционизма, значение информации в развитии природы. Методологической основой процесса интеграции научных знаний, является междисциплинарное направление исследования, важным компонентом которого является синергетика. Она играет важную роль в реализации идеи коэволюции, которая рассматривает взаимоотношения общества и природы, микромира и мегамира. В статье показано, что синергетика, выявив законы функционирования сложноэволюционирующих, нелинейных систем, поставила фундаментальные вопросы как эпистемологического, так и ценностно-мировоззренческого характера. Концептуальные сдвиги, происходящие в познании, открывают новые грани не только в трактовке порядка и беспорядка, но и связанных с ними категориальных структур. Автор указывает на особенности синергетики, которая используя единство линейности и нелинейности, выражает в теории те аспекты материального единства мира, которые связаны с общими свойствами саморазвития сложных систем. Вселенная рассматривается как диссипативная система с периодически сменяемыми элементами (элементарными диссипативными системами)
-
Краткое описание
Автор указывает на особенности синергетики, которая используя единство линейности и нелинейности, выражает в теории те аспекты материально-го единства мира, которые связаны с общими свойствами саморазвития сложных систем. Вселенная рассматривается как диссипативная система с периодически сменяемыми элементами (элементарными диссипативными системами)
-
Общее и особенное в менталитете курсантов
Краткое описаниеЦель статьи – выявить общее и особенное в менталитете курсантов разных народов. Автор приходит к выводу, что знания особенностей менталитета курсантов различных национальностей является непременным условием их успешного обучения в многонациональном коллективе военного вуза, эффективного взаимодействия с профессорско-преподавательским составом
-
Общая теория биологической и социальной памяти: семиотический и процессуальный подходы
Краткое описаниеВ работе исследуются общие принципы функцио-нирования памяти в биологических и социальных системах, показана эволюция механизмов биоло-гического и социального наследования, разрабатываются теория и методология междисциплинарных исследований памяти. В ста-тье обосновывается необходимость системного и процессуального подходов к изучению памяти, показывается единство процессов памяти и информационных и знаковых процессов
-
Общая семантика А. Коржибского как обучающая методика «Осознанного абстрагирования»
Краткое описаниеСтатья посвящена известному американскому логику и педагогу А. Коржибскому, деятельность которого была нацелена на активизацию психики человека в направлении неотождествления и не-элементализма. Он назвал предлагаемый им раздел науки общей семантикой и создал институт общей семантики в США. Ученый полагал, что сознание человека ограничено возможностями нервной системы и возможностями использования языка. Коржибский полагал своей педагогической целью обучение людей работе над осознанием абстрагирования, умением за эмпирическим фактом видеть структуру. Для различения структур абстрагирования он вводит понятие «карта» – схема, модель, любая мировоззренческая система, все то, что формулируется людьми. А. Коржибский отрицает закон тождества, что является глобальным вызовом законам мышления: «Чем бы, ты говоришь, эта вещь ни являлась, она этим не является». Эту идею он использует не в качестве универсального закона, а как обучающую методику, способную научить людей думать иначе, в условиях неопределенности и вероятности. В своей работе «Наука и психическое здоровье» он презентует свою методику, развивающую понимание его неаристотелевской системы, которая включает в себя неопределенность, нелокальность, нелинейность, зависимость от другого. Поэтому каждое утверждение должно рассматриваться как вероятностное. А. Коржибский и некоторые современные ученые видят в постоянной неопределенности не проблему, а потрясающую возможность для созидания и поиска. В неарестотелевской теории, по Коржибскому, возможность рассматривается как первая реальность, а деятельность как наилучший из языков