09.00.00 Философские науки
-
Происхождение, эволюция и специфика естественного языка и коммуникации в природе
Краткое описаниеВ работе рассматриваются современные тенденции и проблемы в изучении происхождения и развития коммуникации в природе. На основании новых открытий в этой области пересматриваются отличительные особенности естественного языка, а также биологические, когнитивные и социокультурные предпосылки его возникновения. В работе исследуется специфика наиболее ранних и простых видов «коммуникации» (бактерий, растений). Обосновывается, что к ним в большей степени применимы нерепрезентативные модели коммуникации, так как она не связана со смысловыми значениями, процессами познания и интерпретацией. На примере акустических сигналов птиц и приматов показаны исследования репрезентативности, пластичности и социокультурной наследуемости данных средств коммуникации. Открытие способности, в частности некоторых видов птиц, к созданию «семантической комбинаторности» (композиционности), говорит о наличии определенного «протосинтаксиса» в природной коммуникации. Все эти характеристики позволяют сблизить границы между коммуникацией в природе и естественным языком, посмотреть на развитие средств коммуникации как на эволюционно более градуалистический процесс, чем считалось ранее. Тем не менее, в работе отмечается необходимость развития в современных исследованиях социокультурных подходов к языку и коммуникации, учитывающих негенетические системы наследования и кумулятивный характер культуры
-
Проекция рыцарских орденов на современность
Краткое описаниеАрхетип рыцарства и благородства живы и поныне. Вопрос лишь в том, как качественно и количественно это воздействие осуществляется, насколько оно явно и каковы способы его воздействия. Рассмотрим взаимодействие орденских организаций с обществом и проникновение их архетипов через века в наши дни. Наиболее же полную концепцию Ордена в настоящее время разработал Максим Калашников (Кучеренко Владимир Александрович). И целью этого «Ордена новых меченосцев» является возрождение России, как независимого имперского государства. Можно предположить, что слово «Орден» включает какие-то скрытые в нас механизмы, приводящие к реализации его архетипа, а затем и его развития, так сказать «прорастание семян» через столетия, а то и тысячелетия. Материальным носителем архетипов могут выступать различные структуры. Например, это может быть генетический уровень, который проявляется в сложном, многоконтурном и многоуровневом строении человеческой психики, а значит и мозга. Это могут быть и полевые структуры, которые накапливают информацию и в которых мозг человека лишь приемо-передающее устройство и антенна, исходя из того, например, что природа планетарного сверхразума – это интегрированное объединение физических полей, к чему в свое время вплотную подошел В.И.Вернадский
-
Проблемные вопросы современной норвежской философии: достижения и дилеммы
Краткое описаниеВ статье представлен обзор достижений философской науки в Норвегии послевоенного периода. Автор анализирует наиболее актуальные для современной норвежской философии вопросы и тенденции. Данная работа вводит новый ряд источников, которые не были представлены ранее в русскоязычной литературе
-
Проблема чтения и письма в контексте поэтики и прагматики философского текста
Краткое описаниеВ статье рассматривается проблема чтения и письма, которая актуальна для современной философии текста. Философский текст в современной гуманитарной науке рассматривается с позиции двух его функций – поэтической и прагматической. Поэтическая функция текста связана со структурой текста, а также культурной и социальной ролью автора в процессе его «производства». Прагматическая функция текста предполагает его «потребление» со стороны читателя, а также процесс коммуникации между автором и читателем. Статья описывает результаты исследований «функции автора» в гуманитарной культуре ХХ века. Современные аналитики, такие как Р. Барт, М. Фуко и У. Эко говорят о «смерти автора», поэтому понятие текст в современной культуре вытесняется термином «письмо». В этой связи возрастает роль читателя, не только в качестве «адресата» текста, но и в качестве его соавтора. Читатель интерпретирует текст, обеспечивая пространство его культурного потребления и воспроизводства в современном обществе. Ключевой механизм такого воспроизводства можно назвать «гипертекст», поскольку он соответствует представлениям о тексте как с позиции постструктурализма, так и с позиции современного информационного общества. В статье делается вывод о необходимости дальнейших исследований в данном направлении
-
Краткое описание
Рассматриваются проблемы подмены смыслов и понятий в науке и социальной жизни. Подобного рода процессы приводят к искажению не только научной картины мира, но и к абсолютно нежелательным социальным потрясениям. Однако не разработанность этой научной проблемы не позволяет сегодня избегать указанных искажений реальной картины мира, что и приводит к нежелательным последствиям, требующим корреляции и исправлений. Вопрос подмены смыслов и понятий – вопрос в науке не новый, хотя и недостаточно исследованный. Известно что, за строгость мысли приходится дорого платить потерей гибкости в переоценке смыслов, в результате легко соскользнуть к догматизму. Отметим, что это постоянно и происходит как в самой науке, так и в жизни общества, которому и призвана служить любая наука. Так наука мало представима без научных школ. Они являются гарантом сохранения определённого знания, видения, подхода, наконец, школы – это традиции и авторитет науки. Однако, пережив свой расцвет, когда на смену основоположнику приходят, через несколько поколений, далеко не такие гениальные и талантливые ученики-начётчики, школа начинает вырождаться, плодит схоластику путём подмены смыслов и понятий, выхолащивая их, и, в конечном итоге, уничтожая самою себя. Весьма наглядным примером социальных манипуляций на основе подмены смысловых платформ является коллективизация в СССР в 30-е годы ХХ века и связанные с этим так называемые «перегибы», что и есть подмена смысловых платформ в чистом виде. Разработка данного направления, связанного с выявлением подмены смыслов и понятий, будет продолжаться и далее. И приближение к истине будет и далее происходить через очищение знания от мифа, путём поиска первосмысла или архетипа, отделённых от вымысла и лжи, очищенных от научной недобросовестности и политического заказа
-
Проблема общих теоретических оснований современной науки
Краткое описаниеВ данной статье рассматривается проблема построения общей научной теории. Для этого исследуются теоретические основания науки, а также критерии научности; производится исследование современной ситуации в науке в контексте проблемы построения общей научной теории
-
Проблема критериев истинности знаний о субъективной реальности живых существ
Краткое описаниеВ статье дан анализ критериев истинности знаний о субъективном мире живых существ
-
Природные основания происхождения культуры
Краткое описаниеВ работе пересматривается классическое противопоставление природа/культура на основании новых открытий и исследований «культурных традиций», обнаруженных в природе у различных видов (пчел, муравьев, птиц, обезьян и др.). Особое внимание в статье уделяется социально опосредованным механизмам наследования и обучения, рассмотрены некоторые когнитивные основания культурных традиций. В ряде исследований к главной особенности культуры, существующей в человеческом сообществе, относят ее кумулятивных характер. Эта кумулятивность выражается в способности к социальному развитию, основанному на учете, аккумуляции и совершенствовании достижений предшествующих поколений и распределенной активности, возникающей в результате усложнения системы социальной деятельности и знаний. На примерах возникновения и развития средств коммуникации, создания орудий труда и новых «технологий» их использования, учеными показано, что небольшие кумулятивные явления присутствуют и в природе. В связи с этим в исследовании смягчается категоричность точки зрения, согласно которой «культурные традиции» в природе обладают только аккумулирующими, но не кумулятивными характеристиками. В работе показаны необходимые индивидуальные когнитивные предпосылки появления такой кумулятивной культуры. Доказывается, что для объяснения ее возникновения важным также является изучение социальной природы коммуникации и учет различных проявлений «социального интеллекта», необходимого для формирования интерсубъективных знаний и «социальной памяти». Высказывается предположение, что кумулятивный характер эволюции свойственен не только социокультурным, но и другим генетическим и негенетическим системам наследования
-
Краткое описание
Обосновывается положение о том, что теоретические научные модели, создаваемые в результате процесса познания, отражают не реальность «какой она является на самом деле», а всего лишь реальность, «какой она является» в процессе взаимодействия с инструментальными средствами эмпирического познания, т.е. органами восприятия определенного организма, поддерживающего соответствующую форму сознания, экспериментальными установками и информационно-измерительными системами определенного функционального уровня. Приводятся примеры и последствия основных ошибок, исторически допускавшихся учеными при содержательной интерпретации теоретических научных моделей: это ошибки необоснованного придания модели онтологического статуса («гипостазирование») и связанная с ней ошибка придания модели статуса всеобщности. История появления и развития науки рассматривается как процесс последовательного применения естественнонаучного метода к исследованию предметов познания, ранее изучаемых в рамках философии. Формулируется перспективная идея решения задач философии естественнонаучными методами. В рамках реализации этой идеи предлагается естественнонаучная постановка и решение основного вопроса философии. Для этого вводятся новые научные понятия «Относительно объективное» и «Относительно субъективное» и рассматривается зависимость содержания этих понятий от формы сознания. Дается естественнонаучное определение сознания и предлагается периодическая многокритериальная классификация форм сознания, включающая 49 форм сознания: 7 типов сознания и 7 методов познания. Рассматривается диалектика смены мировоззренческих парадигм от древности до наших дней и определяется место научной парадигмы в этом процессе. Описывается действие закона отрицания- отрицания в смене мировоззренческих парадигм и на основе него высказывается гипотеза об основных особенностях будущей мировоззренческой парадигмы, формирующейся в настоящее время. Формулируются принципы корректной содержательной интерпретации научных моделей, следующие из естественнонаучного метода – метода научной индукции. Формулируются принципы открытого сознания, т.е. принципы, открывающие пути формирования новых более совершенных и более адекватных моделей реальности, чем существующие и считающихся всеми единственно верными
-
Принцип бинаризма в построении философских концепций и научных теорий
Краткое описаниеЦелью данной статьи является демонстрация использования бинаризма как метода теоретического познания. Прежде всего авторы коротко определяют изначальное значение понятия бинаризма как принципа различения бинарных оппозиций, из филологии пришедший в другие науки. А затем оговаривают условия использования бинаризма как методологического принципа: обозначаются оба члена оппозиции, вместе с тем рассуждение не должно содержать в себе логических ошибок «определения через отрицание» и «круга доказательства». Далее логика изложения связана с определением понятия жизнь сначала философски, а затем с использованием отдельных положений естественных наук, т.е. биологического, а затем и физического и астрофизического определений. Каждый раз авторы используют для изложения этих положений принцип бинаризма. Так, каждый раз становится очевидным, что, если смерть можно определить как отсутствие жизни, то понятие жизни требует другого подхода, опирающегося на позитивные, утвердительные высказывания, что также затруднительно, поскольку выводит исследователей к пределу «ничто» - «все»; «небытие» - «бытие». Результаты статьи носят двоякий характер. Поскольку целью исследования была демонстрация особенностей применения определеннного метдологического принципа, то само изложение материала может считаться реализацией цели. Вместе с тем в резюмирующей части авторы подводят черту, формулируя и теоретические положени, каксающиеся как естественнонаучной части аргументов, так и философской