09.00.00 Философские науки
-
Внутренний мир живых существ как объект познания в философии нового времени: английский эмпиризм
Краткое описаниеВ статье приведен обзор результатов ретроспективного исследования философской мысли представителей английского эмпиризма о субъективном мире живых существ
-
Внутренний мир живых существ как объект познания в немецкой классической философии
Краткое описаниеВ статье дан обзор результатов ретроспективного исследования представлений о субъективном мире живых существ в немецкой классической философии
-
Краткое описание
В статье доказывается, что катастрофическое падение у нас за годы «перестройки» всего, на чём держится жизнь народа, – это вовсе не результат каких-то принципиальных ошибок, а неизбежные издержки сознательно выбранной капитализации разложившегося советского общественного строя в условиях, сложившихся на нашей планете на рубеже веков. Что это свойство самой «переходной» экономики, созданной нашим «переходным» государством. И что причина этого не в том, что капитализм, к которому мы приобщаемся, якобы уже гниет, а в том, что тот конкретный капитализм, который нам в будущем доступен, который мы начинаем получать и который мы получим в конце «либерального перехода», может быть только таким, и никаким другим. Он превращает нас в страну периферийного капитализма.
-
Генезис доктрины «ученого незнания» и ее познавательное значение
Краткое описаниеПрояснение и истолкование философского смысла доктрины «ученого незнания» в историко- философском аспекте связано с необходимостью выявить генетическую и содержательную связь принципа «умудренного неведения» с апофатической традицией мысли. Сначала в статье исследуется генезис принципа «docta ignorantia»: он возникает в рамках богословия как способ богопознания. Одно это часто заставляет исследователей ограничивать гносеологический потенциал принципа «ученого незнания» сферой негативной теологии и мистики. Однако рассмотрев отличия между философским и конфессионально-богословским пониманием теологии, авторы трактуют парадигму «ученого незнания» как фундаментальный философский принцип мышления и познания. В настоящее время общепринятым является представление, что парадигма «ученого незнания» в своем классическом виде формируется в рамках апофатической традиции. В статье указывается на то, что эталонные образцы апофатики, представленные в христианском богословии, с одной стороны, опираются на солидную философскую (в основном, платоническую и неоплатоническую) традицию, а с другой, - не ограничивают сферу дальнейшего распространения определенной - апофатической - традиции мировой философской мысли, внутренне сопряженной с парадигмой «ученого незнания», главной интенцией которой выступает выглядящее парадоксальным постижение Абсолюта как абсолютно непостижимого начала. Результаты научного поиска в заданном направлении кратко представлены в данной статье
-
Краткое описание
В статье предложен и обоснован универсализирующий метод культурологии как интегративной области знания, связанный с глубинным пониманием сакральных истоков и сущности культурного опыта в его конкретно-исторической наполненности
-
Краткое описание
В статье раскрывается мысль о герменевтичности философии по ее природе и методам изложения. Философия не технична, а персональна. Изучение персональной философии невозможно без изучения жизненного пути философа, рассмотрения склада его души и ума. Философия всегда содержит скрытый смысл, который нуждается в развертывании. Доказывается необходимость перехода в преподавании университетского курса философии на позиции герменевтики. Понимание философии должно стать искомым в образовании. Лишь в состоянии понимания человек находит ориентиры своей жизни, достигает полноты своего бытия. Искусство философствования, по мнению авторов, доступно лишь тому, кто умеет разговаривать вопросами. Смысл рождается в «живом» диалоге. Спрашивание об известном с целью обнаружения неизвестных сторон предмета - отличие философского мышления. Философская проблематика многообразна и противоречива, ввиду этого авторы полагают, что бытийным предназначением философии становится вопрошание. Философские вопросы не всегда требуют ответа. Философские вопросы никуда не исчезают, они «вечны» и оказываются царственнее ответов. Вопросы служат символами постоянного движения и изменчивости. Однотипность и однообразие не свойственно философии, философия личностна, своеобразна и импульсивна, не допускает инвариантных суждений. Философию, по мнению авторов, следует изучать только философским методом
-
Гносеологический аспект соборных ценностей
Краткое описаниеВ статье разрабатывается теория гносеологического аспекта соборных ценностей и анализируется историко-философские начала этой темы в отечественной философии
-
Господство бытия: бунт или покорность
Краткое описаниеСтатья посвящена исследованию двух типов самоактуализации и поиска смысла в условиях тотальности бытия. Рассмотрены условия и формы проявления бунта и покорности
-
Деструктивность «массового человека» в интерпретации Эриха Фромма
Краткое описаниеВ данной статье рассматривается интерпретационная позиция выдающегося немецкого философа и психолога Эриха Фромма по вопросу анализа деструктивности «массового человека». Как правило, «массовый человек» для гармоничного встраивания в структуру «потребительского общества», проходит стадию деиндивидуализации и общего усреднения, принимая общие постулаты, предписанные властной системой. Тем не менее, отказ от своей личности и следование «правилам игры» приводит к моральной деградации, которая, в свою очередь, порождает феномен деструктивности. Независимо от общественно-политического режима, деструктивность проявляется в попытке избавиться от свободы любыми возможными средствами. В тоталитарных режимах индивидуальность жертвуется в пользу подчинения высшей власти, которая идеологически направляет "массового человека" по его жизненному пути. В демократически настроенных "обществах потребления" деиндивидуализация и ущемление части прав происходит для человеческой интеграции к более статусному потреблению. Любые формы противодействия этим процессам начинаются с личностных проявлений активности и стремлении достижения собственных целей. Но большинству, склонному к конформизму и пассивности, гораздо удобнее жить по предлагаемым правилам
-
Диалектика исторического процесса и его результат
Краткое описаниеСтатья посвящена исследованию диалектики, логике исторического процесса, определению основных его стадий. Основные тенденции общественно-исторического развития имеют свое онтологическое основание в базовых определениях диалектической логики Г.В.Ф. Гегеля. Цель исторического процесса достигается посредством установления конкретного, диалектического тождества форм мышления с конкретно-историческим измерением бытия. Каждая из трех выделяемых стадий содержит в себе идеальное определение прежних моментов. Тем самым логическое определение действительности есть необходимость ее диалектического становления в тождестве с историей человеческого духа