09.00.00 Философские науки
-
Философское осмысление концепции экономического человека Ж. Бодрийяра
Краткое описаниеОсмысление феномена человека в экономике является одной из ключевых проблем современной науки. Междисциплинарные исследования, посвященные моделям экономического человека, нашли свое распространение во второй половине ХХ века. Так, Жан Бодрийяр рассматривал «человека экономического» в рамках тенденции постмодерна. Человек Бодрийяра – это потребитель, живущий в обществе изобилия. Автор статьи рассматривает основные черты современного человека, представленные в работах Бодрийяра. Анализируются особенности общества потребления, сложившегося в ХХ веке после революции благосостояния, определяются критерии и процедуры выбора человеком благ, а также их дальнейшее потребление. Особое внимание уделяется сущности потребления как процесса и самоцели, трансформации кредитной системы, восприятию кредита человеком. Индивид перестает быть ключевым агентом экономики. Спрос подвергается воздействию со стороны предложения, он становится функцией производства, под воздействием которого изменяется и структура спроса. Автор статьи обращается также к проблеме рациональности как основе экономического моделирования и обнаруживает отрицание Бодрийяром рациональности как черты человека потребляющего. В заключении представлены основные положения концепции Жана Бодрийяра о поведении человека в современной экономической среде
-
Краткое описание
С одной стороны, человек является физическим объектом, а с другой – личностью. Поэтому и с реальностью он взаимодействует с одной стороны непосредственно как физический объект, а с другой стороны как личность, т.е. опосредованно через свою психику. На основе информации от органов чувств сознанием человеком создается субъективная модель реальности. Человек ошибочно принимает свою субъективную модель реальности за саму реальность, т.е. неоправданно присваивает ей онтологический статус, осуществляет гипостазирование. Фактически, как реальность человек осознает не саму реальность, а лишь свою субъективную модель этой реальности. В результате, как физический объект человек живет в физическом мире, а как личность он живет в своей субъективной модели физической и социальной реальности, созданной на основе информации, поступающей на его органы чувств непосредственно и из СМИ. В работе рассматривается процесс формирования субъективной 3D-модели реальности на основе большого числа 2D изображений, проводится различие в содержании терминов: «Видеть» и «Воспринимать», анализируется преобразование объективных восприятий в субъективный факт сознания и обратно. В результате гипостазирования субъективной модели реальности, наблюдаются все те же самые эффекты, что и в виртуальной реальности (эффект реальности; эффект присутствия; эффект деперсонализации; эффект виртуализации целей, ценностей и мотиваций). Поэтому, есть все основания считать различные субъективные модели реальности, формируемые при различных формах сознания, виртуальными моделями. Изучаются различные следствия из этих положений
-
Религиозная трансгрессия в условиях гетеротопии
Краткое описаниеГетеротопия, по определению М. Фуко, это пространство за пределами всех других, пространство, в котором не работают привычные для субъекта законы и нормы. Совершенно очевидно, что поведенческие стереотипы в таких условиях претерпевают всевозможные изменения. Человек, попадающий в гетеротопию (и в особенности во фронтирную гетеротопию), вынужден приспосабливаться к новым условиям и так или иначе совершать так называемый акт трансгрессии, т.е. переступать через пределы традиционного поведения. Это повышает гносеологическую значимость изучения гетеротопной трансгрессии. Автор, используя фуконианский подход к гетеротопии, анализирует различные формы трансгрессии, впервые дается их классификация. Однако, особое внимание уделяется религиозной трансгрессии, так как гетеротопные пространства нередко дают почву для появления новых религиозных течений, ответвлений, а иногда и новых религиозных систем. Авторы приходят к выводу, что акты трансгрессии являются одной из форм реакции на встречу с Чужим в новых для субъекта трансгрессии условиях, что дает ему возможность максимально успешно приспособиться к меняющимся условиям среды. Все это и соответствует базовым инстинктам выживания индивидуума
-
Краткое описание
Статья представляет собой опыт рефлексии над теоретическими предпосылками феноменологического и системного подходов к проблеме прогнозирования социальной реальности. Предметом исследования являются принцип многомерности социальной реальности в аспекте детерминизма и индетерминизма социальных процессов, а также принцип каузальной асимметрии времени, выступающий в качестве онтологического основания многомерности реальности. Утверждается, что в основе постановки важнейших философских проблем находится опыт прикосновения к феномену многомерности реальности. Многомерность реальности проявляется как зависимость фундаментальных характеристик от уровня теоретического обобщения и интенциональности сознания, регистрирующего реальность в ее существовании. Гипотеза многомерности социальной реальности предполагает, что социальные процессы можно описывать и как строго детерминированные, прогнозируемые и как зависящие от свободы воли человека в зависимости от уровня теоретического обобщения, на котором они рассматриваются. Принцип каузальной асимметрии времени является формой многомерности времени и условием многомерности процесса, в том числе и социального. В основе каузальной асимметрии времени находится системность времени, несводимость времени ни к сознанию, ни к бытию. Показано, что невозможно иначе как через синтезирующую деятельность сознания связать воедино два смысла, в равной степени имеющих непосредственное отношение ко времени: длительность, удерживающую время в некотором равноправном единстве моментов и изменчивость, смену времен, выражающую онтологическую исключительность настоящего момента. Многомерность и асимметрию времени можно рассматривать в качестве теоретических предпосылок феноменологического и системного подхода к проблеме социального прогнозирования
-
Реализм в системе «материализм - идеализм»: историко-философский аспект
Краткое описаниеСовременная философская мысль находится в состоянии поиска новых путей развития. Традиционная материалистически- идеалистическая модель оказывается архаичной и плоской. Необходимо выработать адекватные формы рефлексии. Также существует потребность включить в осмысление бытия актуальные данные фундаментальных исследований. История русской мысли показывает, что в сложившейся в кон. XIX в. ситуации интеллектуального кризиса, сформировалось такое философское течение как реализм. Основаниями реализма были, с одной стороны, достижения естествознания, а с другой — революционно-демократические идеи «шестидесятников». Реализм, нацеленный на переосмысление бытия и преобразование практической жизни на реальных основаниях, ставил своей целью фактическое изучение действительности. Таким образом, наиболее активное развитие философский реализм получил в отечественном естествознании. Ученые- естественники утверждали корреляционное единство материального и идеального в природе. Идеализм расценивался как спекулятивное (пустое) философствование, а материализм - как ограничение познавательного пространства бытия и природы. Преимуществами философского реализма являются рационализм, синкретизм, критицизм. Реализм — такое направление мысли, которое не выработало свой потенциал и может быть продуктивным в решении современных задач
-
Трансформация образа чужого в условиях постфронтирной культурной парадигмы
Краткое описаниеКультурный диалог с Чужим на фронтирных территориях принимает различные формы в зависимости от конкретного периода, в котором и происходит межкультурная коммуникация с Чужим. Можно выделить три периода с особыми формами межкультурной коммуникации: ранний фронтир, активный фронтир и постфронтир. Если встреча с Чужим в период активного фронтира характеризуется активной борьбой с Чужим, порой до полного его уничтожения или порабощения, то в период постфронтира наступает пересмотр форм этого диалога, а образ Чужого кардинально меняется с отрицательного на положительный. В данной статье анализируется трансформация образа Чужого на постфронтирном пространстве США. В ней показаны, как образ индейца во второй половине ХХ в. обретал все более положительные черты
-
«Клиповое мышление» через призму «одномерного человека» Герберта Маркузе
Краткое описаниеВ статье предпринята попытка провести анализ феномена «клипового мышления» через сопоставление с особенностями теории «одномерного человека», внедренной выдающимся представителем Франкфуртской школы социальной мысли – Гербертом Маркузе. Рассматриваются подходы к определению феномена «клипового мышления» и выявления его причин. Хотя определение данного феномена было представлено чуть больше 20 лет Ф. Гиренком, причины происхождения и аппарат воздействия «клипового мышления» были описаны Гербертом Маркузе в рамках теории «одномерного человека». Философ рассматривает современное индустриальное общество как систему бесконечного потребления, которая ради поддержания собственной жизнеспособности повлияла на формирование нового типа человека – типичного представителя массового общества, способного жить по «правильным» общественным установкам. Его жизнь должна быть подчинена процессу постоянного потребления. Любые проявления индивидуальности или отклонения от общественной точки зрения, должны быть устранены. Все это осуществляется путем идеологической обработки через СМИ и внедрение определенных ценностей. Хотя каждый человек все еще способен к критическому мышлению и часто может принадлежать к культурной среде, помогающей видеть картину мира пусть даже через призму однобокого восприятия
-
Краткое описание
Обосновывается положение о том, что теоретические научные модели, создаваемые в результате процесса познания, отражают не реальность «какой она является на самом деле», а всего лишь реальность, «какой она является» в процессе взаимодействия с инструментальными средствами эмпирического познания, т.е. органами восприятия определенного организма, поддерживающего соответствующую форму сознания, экспериментальными установками и информационно-измерительными системами определенного функционального уровня. Приводятся примеры и последствия основных ошибок, исторически допускавшихся учеными при содержательной интерпретации теоретических научных моделей: это ошибки необоснованного придания модели онтологического статуса («гипостазирование») и связанная с ней ошибка придания модели статуса всеобщности. История появления и развития науки рассматривается как процесс последовательного применения естественнонаучного метода к исследованию предметов познания, ранее изучаемых в рамках философии. Формулируется перспективная идея решения задач философии естественнонаучными методами. В рамках реализации этой идеи предлагается естественнонаучная постановка и решение основного вопроса философии. Для этого вводятся новые научные понятия «Относительно объективное» и «Относительно субъективное» и рассматривается зависимость содержания этих понятий от формы сознания. Дается естественнонаучное определение сознания и предлагается периодическая многокритериальная классификация форм сознания, включающая 49 форм сознания: 7 типов сознания и 7 методов познания. Рассматривается диалектика смены мировоззренческих парадигм от древности до наших дней и определяется место научной парадигмы в этом процессе. Описывается действие закона отрицания- отрицания в смене мировоззренческих парадигм и на основе него высказывается гипотеза об основных особенностях будущей мировоззренческой парадигмы, формирующейся в настоящее время. Формулируются принципы корректной содержательной интерпретации научных моделей, следующие из естественнонаучного метода – метода научной индукции. Формулируются принципы открытого сознания, т.е. принципы, открывающие пути формирования новых более совершенных и более адекватных моделей реальности, чем существующие и считающихся всеми единственно верными
-
Краткое описание
В статье проводится анализ механизма воздействия аппарата симуляции и его составных частей для целей идеологического подчинения «человека массы» как идеального потребителя линейки искусственно созданных потребностей. Успешное функционирование этой системы напрямую влияет на достижение всех необходимых целей «общества потребления», главной из которых является постоянный линейный рост. Симулякры включают в себя три уровня эволюции. Современное общество находится на последнем из них. Для удержания власти над массами, структуры управления направляют максимальную степень воздействия на усиление потаенных страхов человека. Через СМИ создается общая негативная атмосфера, направленная на усиление потенциальных угроз, что держит массы в состоянии перманентного страха. Вся общественная структура проникнута симулякрами идеологического воздействия, в первую очередь это касается торговли – движущего элемента «общества потребления»
-
Деструктивность «массового человека» в интерпретации Эриха Фромма
Краткое описаниеВ данной статье рассматривается интерпретационная позиция выдающегося немецкого философа и психолога Эриха Фромма по вопросу анализа деструктивности «массового человека». Как правило, «массовый человек» для гармоничного встраивания в структуру «потребительского общества», проходит стадию деиндивидуализации и общего усреднения, принимая общие постулаты, предписанные властной системой. Тем не менее, отказ от своей личности и следование «правилам игры» приводит к моральной деградации, которая, в свою очередь, порождает феномен деструктивности. Независимо от общественно-политического режима, деструктивность проявляется в попытке избавиться от свободы любыми возможными средствами. В тоталитарных режимах индивидуальность жертвуется в пользу подчинения высшей власти, которая идеологически направляет "массового человека" по его жизненному пути. В демократически настроенных "обществах потребления" деиндивидуализация и ущемление части прав происходит для человеческой интеграции к более статусному потреблению. Любые формы противодействия этим процессам начинаются с личностных проявлений активности и стремлении достижения собственных целей. Но большинству, склонному к конформизму и пассивности, гораздо удобнее жить по предлагаемым правилам