13.00.00 Педагогические науки
-
Проектирование учебного курса на основе технологического подхода: апробация и коррекция проекта
Краткое описаниеПроектирование учебной дисциплины «Инженерная графика» в условиях компетентностного подхода осуществлено по педагогической технологии В.М. Монахова. В настоящей статье наиболее подробно рассмотрены этапы апробации и коррекции разработанного учебного проекта, в виде атласа технологических карт
-
О повышении эффективности работы структурных подразделений вуза в области науки
Краткое описаниеБез взаимосвязи научной работы с учебным процессом невозможно подготовить высококвалифицированных специалистов, способных успешно решать производственные задачи и развивать экономику страны. Результаты научной работы являются показателем уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, который влияет на качество подготовки студентов. В статье определяются структурные взаимосвязи и раскрывается содержание организационных мероприятий, проводимых научным и учебным управлениями вуза, кафедрами и деканатами факультетов, направленные на улучшение качества набора и подготовки студентов, информирование о достижениях вуза, налаживание взаимосвязей между предприятиями и организациями, заинтересованными в результатах научных исследованиях вуза и в его выпускниках. Рассмотренные мероприятия и структурные связи при согласованной работе структурных подразделений вуза и внедрении передового опыта – основы прогресса, повысят не только эффективность, в том числе результативность научной работы, но и качество подготовки студентов
-
Пути повышения качества образования студентов экономических направлений
Краткое описаниеОдним из факторов стабилизации экономики и роста индекса промышленного производства является вливание молодых качественно подготовленных специалистов в приоритетные направления модернизации и технологического развития российской экономики. Ежегодно государство тратит колоссальные финансовые средства на обеспечение бюджетных мест востребованных российской экономикой специальностей и направлений вузов. Тем не менее, как показывают мониторинги, проводимые на разных уровнях, порядка 75% выпускников по разным причинам не имеют возможности интегрироваться в производственный процесс. В связи с чем вектором стратегий современных реформ образования должно являться создание предпосылок и условий для повышения эффективности данной системы на основе комплексного внедрения инновационных механизмов управления организационно- экономической деятельностью образовательных учреждений. А также сокращение и, в перспективе, полное устранение разрыва между потребностями экономики в качественно подготовленных кадрах и системой современного профессионального образования. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с условиями подготовки квалифицированных кадров для региональной экономики в современных условиях, основные пути интеграции молодых высококвалифицированных специалистов в промышленные предприятия различных отраслей экономики. Это возможно при реализации механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования, которые позволяют объединить интересы вузов, крупного и среднего бизнеса, а в перспективе присоединение и малого бизнеса. Определены приоритетные направления синергетического и кластерного подходов к взаимодействию государственной политики, бизнеса и вуза на пути восстановления потерянных позиций «взращивания» кадрового потенциала, соответствующего по критериям качества запросам работодателей, ориентированных не только на теоретическую подготовку, но и на наличие практического опыта у выпускника вуза
-
Этнокультурный контекст формирования профессиональной культуры будущих педагогов в Республике Мали
Краткое описаниеВ статье рассматривается проблематика формирования профессиональной культурой будущих педагогов в Республике Мали, что обусловливается нынешней социокультурной конфигурацией страны. В этой связи, возникает потребность в подготовке компетентных специалистов, способных не только оперировать в полиэтнической среде, но и сочетать национальные и интернациональные интересы.. Этнокультурные ценности являются базой для формирования личностной и профессиональной культуры будущего педагога, они регламентируют педагогическую деятельность. В статье дается определение понятий «этнокультурный контекст», «этнокультурные ценности» и описывается этнический и языковой состав малийского населения. В ней подробно рассматриваюся сущность, содержание и значение некоторых важных этнокультурных педагогических ценностей, соcтавляющих тот надежный фундамент, на котором строится жизнь малийского общества. К таким ценностям относятся «Сананкуья» или шуточное родство, «Диатигийя» или гостеприимство, «Семейственность», «Ответственная солидарность», «Должное уважение к старшим, пожилым людям и инвалидам», «Честь и достоинство», «Патриотизм и самоотверженность» и т.д. Автор делает вывод, что включение этнокультурного компонента в образовательный процесс подготовки будущих педагогов способствует их приобщению к национальным культурным ценностям и тем самим к сохранению культурной самобытности
-
Методические подходы к формированию базы данных по иконографии растений
Краткое описаниеВ статье рассматриваются методические подходы создания базы данных по иконографии сельскохозяйственных культур. В настоящее время вовлечение в учебный и научный процесс художественных произведений, как ресурса визуальной информации, становится весьма актуальным и даже незаменимым инструментом формирования новых знаний о культурных растениях. В работе рассматривается иконография как система изображений определенных сюжетов и персонажей, представленных в живописи, керамики, мозаике, скульптуре, гобелене, фресках, марках, открытках, постерах, этикетках, фотографий, дающих информацию о том или ином сельскохозяйственном растении. Электронные базы данных – это своего рода информационный портал с визуальными образами. Базы данных по иконографии сельскохозяйственных растений успешно используются в научном процессе, т.к. являются доказательством изменения растений под действием научной селекции, поиска редких и древних генотипов. Любой источник информации содержит лишь некоторый набор сведений, далеко не исчерпывающий существующие точки зрения, статистические данные, аналитические выкладки, касающиеся прямо или косвенно данной тематики. В силу этого обстоятельства есть необходимость поиска новых форм информации, которые могут быть успешно реализованы в иконографии образа сельскохозяйственных растений. Создание электронных баз данных включает в себя несколько этапов. Проработка структуры база данных. Если это отдельная тема, то раскрываются опорные вопросы темы и насыщаются визуальными образами. Подбор визуальных образов. В качестве визуальных образов могут выступать картины художников, карикатуры, рисунки, схемы, инфографика, т. е. иллюстрации различного рода
-
Определение основных региональных участников образовательного процесса
Краткое описаниеОценка деятельности системы образования потребителями образовательных услуг через развитие механизмов независимой оценки качества образования является важным и актуальным вопросом. В статье приведены исследования по определению основных участников образовательного процесса с учетом веса каждого стейкхолдера по результатам ранжирования
-
Краткое описание
В течение длительного периода времени наряду с проникновением в эту сферу слабо подготовленных кадров, занявших силой ключевые посты по извлечению сверхдоходов, был реализован дискриминационный подход по отношению к профессиональной среде. Изменение критериев оценки деятельности российских ВУЗов не сопровождается серьезными преобразованиями в условиях оплаты труда ВУЗовских работников, получающих в настоящее время меньше школьных учителей. В статье рассмотрены два критерия оценки эффективности работы ВУЗов России (публикации в Scopus и в РИНЦ) и даны рекомендации по обеспечению равенства доступа граждан России к этим базам. Сделан вывод, что показатели публикационной деятельности в системе РИНЦ нуждаются в дальнейшей содержательной корректировке. Вместо трех, по сути малозначимых, показателей индекса Хирша – общего, без учета самоцитирований и рассчитанного только по статьям, целесообразно вести учет значимости личного фактора автора – индивидуального индекса Хирша (цитирования авторских работ, представленных без соавторов), индекса Хирша книг (а не только статьей) и индекса Хирша цитирования в диссертациях как завершенных научных работах, по формальным требованиям к ним (а снова – не только в одних статьях)
-
Роль семьи в формировании лидерских качеств у подрастающего поколения
Краткое описаниеСемья, являясь ячейкой общества, всегда занимала место в жизнедеятельности каждого её члена. Её роль сводится не только к воспроизводству новых граждан, но и к их воспитанию, социализации подрастающего поколения, подготовке к взрослой жизни, привитию ответственности любви и уважения к родителям, старшим по возрасту, Родине, государству. Особенно важна роль семьи в воспитании своих детей как настоящих патриотов Отечества, достойных граждан, активных и сознательных участников развития экономической и оборонной мощи страны, готовности с оружием в руках принять участие в её защите от любого агрессора до его полного разгрома. Происходящие в стране перемены требуют активного включения семьи, родителей, старших братьев и сестер в процесс формирования у детей лидерских качеств и свойств, лидерского сознания и мышления, лидерской позиции, готовности к лидерской деятельности. Важным компонентом в работе семьи с будущими лидерами является поддержание тесной связи с общеобразовательными учебными заведениями, общественными организациями, казачьими обществами. В статье, с опорой на труды отечественных педагогов и психологов, анализируется роль семьи в воспитании детей как будущих лидеров, воспитании у них таких лидерских качеств как ответственность, честность, общительность, компетентность, деловитость, активность, решительность, требовательность и др. Автор выделяет характерные черты семьи, важнейшие специфические особенности воспитательной деятельности, определяет пути активизации её влияния на формирования лидерских качеств у подрастающего поколения
-
Программное сопровождение процесса патриотического воспитания учащейся молодежи
Краткое описаниеОдной из наиважнейших проблем нашего общества на современном этапе развития России является патриотическое воспитание всего населения. Наше государство, наше политическое руководство этой проблеме в последние годы стало уделять особое внимание. Принятие целой серии наиважнейших законов и других правовых актов, относящихся к патриотической деятельности яркое тому подтверждение. В связи с этим активизировалось научное сообщество, внося свой достойный вклад в изучении проблемы патриотизма, поиска новых путей эффективной организации воспитательной работы с гражданами России. По мнению авторов, одним из современных и эффективных путей действенного воспитательного воздействия на молодежь может стать программное сопровождение процесса патриотического воспитания. Ныне этому направлению в педагогической науке уделяется огромное внимание. Большинство исследователей понимают программное сопровождение как педагогический метод, обеспечивающий создание благоприятных условий при которых субъект развития сможет принять оптимальное решение в различных ситуациях жизненного выбора. Ориентируясь на взгляды отечественных ученых, разрабатывающих основы педагогического сопровождения и программного сопровождения, авторы придерживаются мнения, что программное сопровождение – это новый педагогический метод, способствующий активному вовлечению учащейся молодежи в процесс получения необходимых знаний, их усвоения и переосмысливания, и на их основе - формирования у себя патриотического мировоззрения, патриотического убеждения, патриотической позиции, высоких патриотических качеств
-
Тематический интернет ресурс для учителя: обоснование проблемы, структура, программная составляющая
Краткое описаниеВ статье изложена общая структура тематического электронного ресурса, предназначенного для методической поддержки профессиональной деятельности учителя математики. Набор модулей ресурса подобран таким образом, чтобы помочь учителю комплексно проектировать учебный процесс на уроках. Поэтому, ресурс включает составляющие: нормативную, содержательную, методическую, технологическую. По существу, ресурс отражает все виды профессиональной деятельности учителя по планированию и организации процесса обучения на уроках