13.00.00 Педагогические науки
-
Экспериментальное исследование художественно-эстетических потребностей младших школьников
Краткое описаниеВ начале статьи дается характеристика современного состояния проблемы воспитания подрастающего поколения. Подчеркивается важность формирования высших потребностей, конкретно художественно-эстетических, в становлении и развитии личности. В то же время теоретический анализ данной проблемы показал недостаточную разработанность методики формирования художественно-эстетических потребностей, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования. Далее статья посвящена экспериментальному исследованию на конкретном примере. Автором была создана и экспериментально проверена теоретическая модель формирования художественно- эстетических потребностей младших школьников на уроках музыки. Экспериментальная работа содержала 3 этапа: констатирующий (диагностический), формирующий (основной) и контрольный (заключительный). В структуре художественно-эстетических потребностей автором было выделено 4 компонента: мотивационно-ценностный, эмоциональный, когнитивно-операциональный, рефлексивный. На первом этапе проводилась диагностика по данным компонентам. Второй этап был посвящен опытно- экспериментальной работе, которая содержала разработанные и специально адаптированные методы, способствующие формированию художественно-эстетических потребностей у детей младшего школьного возраста. На третьем этапе проводилась повторная диагностика и сравнительный анализ результатов исследования, который подтвердил эффективность разработанной модели и методов формирования художественно-эстетических потребностей младших школьников
-
Краткое описание
Статья посвящена экспериментальному исследованию процесса формирования готовности будущего эстрадного вокалиста к концертной деятельности. В ней представлена теоретическая модель формирования исследуемого феномена, разработанная автором статьи, включающая следующие блоки: концептуально-целевой, содержательно- деятельностный, организационно- технологический, оценочно-результативный. В статье рассмотрены принципы и методы формирования исследуемой готовности, представлены этапы педагогического эксперимента: диагностический, поисковый, направленный на формирование педагогического репертуара, формирующий (основной), на котором осуществлялась опытная работа в экспериментальной группе с целью проверки эффективности разработанной теоретической модели и педагогических условий формирования исследуемой готовности. Заключительный (контрольный) этап интегрировал на художественно-творческом уровне профессиональную подготовку эстрадного вокалиста. В качестве показателей готовности будущего эстрадного вокалиста к концертной деятельности были рассмотрены мотивационно- потребностный, эмоционально-креативный, рефлексивный, художественно-операциональный компоненты. Результаты экспериментального исследования подтвердили эффективность разработанных педагогических условий, среди которых: обеспечение развития художественно- творческого потенциала студента, овладение вокальным мастерством, спецификой эстрадно- джазового исполнительства, актерским мастерством, индивидуальной манерой пения, развитие общих и музыкальных способностей, создание позитивной психологической установки и овладение навыками саморегуляции, рефлексии, освоение звукоусиливающей аппаратуры. Полученные данные дополняют и конкретизируют систему обучения и подготовки студентов эстрадно-джазового пения в вузах культуры и искусств
-
Краткое описание
В статье рассматривается процесс обучения как основной инструмент формирования индивидуальности обучающихся с учетом их возможностей и потребностей в условиях современной образовательной парадигмы. Рассматривается проблема повышения эффективности процесса обучения путем его оптимизации. Произведен анализ процесса оптимизации с позиции разных образовательных парадигм. Описаны принципы оптимизации обучения, выделен принцип оптимальности. Определены педагогические условия, оптимизирующие учебно-воспитательный процесс. Также в статье говорится о таких разделах, как педагогическая эргономика и валеология. Рассмотрен и проанализирован критерий учета санитарно-гигиенических норм в процессе обучения как один из эффективных способов повышения его эффективности. Выделены критерии оптимальности при определении уровня эффективности процесса обучения, необходимые для создания благоприятных условий процесса оптимизации, обозначены принципы оптимизации учебно-воспитательного процесса. В рамках исследования предложены определенные принципы и правила процедуры, соблюдение которых положительно влияет на успешность применения теории оптимизации в процессе обучения. Сделан вывод о положительных характеристиках теории оптимизации как способа повышения эффективности процесса обучения, способствующего удовлетворению индивидуального образовательного запроса в условиях современной образовательной парадигмы
-
Краткое описание
Стремительно развивающиеся процессы глобальной информатизации общества оказали существенное влияние и на сферу образования. В последнее время в аграрных и других вузах резко возросли объемы генерируемой и обрабатываемой педагогической информации. Стихийно и целенаправленно создаются электронные банки данных педагогической информации, образовательные порталы. Все эти работы требуют значительных затрат труда и времени профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов и большого количества технических специалистов в области информационных технологий, а также предполагают наличие соответствующего компьютерного и коммуникационного оборудования. Все это – это уже свершившийся факт. С другой стороны, возникает закономерный вопрос о степени осмысленности и целесообразности отдельных аспектов этого процесса в том виде, в каком он фактически осуществляется, и оценки его влияния на выполнение миссии ВУЗа вообще: «Подготовки качественных специалистов», в частности для регионального агропромышленного комплекса (АПК). По всей видимости, в настоящее время этот процесс развивается стихийно, и никем не спланирован, с учетом с одной стороны затрат различного рода на его осуществление, а с другой стороны - обеспечения его эффективности с точки зрения достижения поставленных целей и получения заданных желаемых результатов, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Осмысленность и оправданность же этому процессу может придать только его существенное положительное влияние на повышение качества образования, причем только при разумных адекватных затратах. Для аргументированного ответа на эти актуальные вопросы авторы предлагают применить теорию рефлексивного управления активными объектами, автоматизированный системно-когнитивный анализ (АСК-анализ), функционально-стоимостной анализ (ФСА) и метод «Директ-костинг». Имеется задел для решения поставленной проблемы: это большой опыт преподавательской и научной деятельности, успешный опыт применения АСК-анализа и ФСА для управления персоналом; программный инструментарий АСК-анализа – интеллектуальная система «Эйдос», находящаяся в полном открытом бесплатном доступе
-
Непрерывное изучение принципов математического моделирования
Краткое описаниеВ настоящей работе проанализированы возможности реализации принципа непрерывности изучения математического моделирования посредством повышения квалификации работников всех звеньев образовательной цепи. Была разработана общая схематическая модель комплекта материалов для курсов повышения квалификации. Проведен мониторинг, который выявил несистематическое и недостаточное обращение к аппарату математического моделирования в процессе преподавания математики в школе и в вузе. Проведена предварительная работа согласно схеме по теме «Элементы математического моделирования». Для наглядного обоснования эффективности внедрения элементов математического моделирования в процесс изучения математики проведена исследовательская работа на базе школ и университета города Алчевска. Проанализирована актуальность внедряемого материала, как эффективного инструмента для дальнейшего принятия рациональных решений. Проведена работа по ранжированному подбору литературных источников по теме. Предложены некоторые концептуальные рекомендации для проведения курсов повышения квалификации, в частности организация творческих групп на постоянной основе для интенсификации научного потенциала, а также проведение перекрестных занятий для всех участников математического образования с целью осознания общих задач и общего концептуального подхода к решению вопроса о непрерывности обучения
-
Обеспечение информационной безопасности обучающихся
Краткое описаниеВ данной статье обращается внимание на проблему обеспечения информационной безопасности обучающихся, в том числе профилактики Интернет-зависимости
-
Краткое описание
Статья посвящена рассмотрению содержания обучения иностранному языку в эпоху глобализации. Основополагающими началом формирования содержания обучения являются два основных принципа, заключающиеся в необходимой достаточности и доступности учебного материала. Рассматриваются основные компоненты содержания обучения, состоящего из системы знаний и системы навыков и умений, структурно-реализуемых через пять субкомпонентов, которые являются базой для определения критериев отбора учебного материала. Осуществляется исследование таких аспектов проблемы как выявление социокультурных изменений в современных обществах в условиях глобализации. Делается вывод о необходимости учета данных изменений, поскольку они носят критический характер и распространяются на все сферы жизнедеятельности. Язык, находясь в неразрывной связи c обществом на протяжении всего эволюционного развития, также подвержен качественным изменениям. В этой связи рассматриваются языковые изменения под влиянием вышеуказанных факторов, что необходимо учитывать в содержании обучения языку как иностранному. Основой данных изменений является информационный характер общества, влияющий на языковой стиль эпохи, что необходимо учитывать в содержании обучения языку как иностранному
-
Краткое описание
В данной статье предложен подход к обучению математики в старших классах средней школы, основанный на применении пакетов прикладных программ, что особенно актуально в связи с попытками перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Приведено обоснование необходимости разработки методических положений и рекомендаций по использованию пакетов прикладных программ на уроках математики в старших классах средней школы. Проведен анализ существующих пакетов прикладных программ для обучения математике в старших классах средней школы. В процессе исследования рассмотрены пакеты, используемые для решения математических задач: MS ESCEL, STATISTICA, MATCAD. Классифицированы известные пакеты прикладных программ по группам применения на уроках математики. Апробированы методики использования пакетов прикладных программ на уроках математики в ходе педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент проведен на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Белоглинский аграрно- технический техникум». Проведен анализ результатов апробации и сформированы рекомендации по применению пакетов прикладных программ на уроках математики в старших классах средней школы
-
Гражданско-патриотическое воспитание и тенденция дегероизации общества
Краткое описаниеСтатья отражает тенденции в образовательной системе к ошибочному пониманию гражданско- патриотического воспитания, что способствует дегероизации, проявлению националистических чувств, снижению уровня гражданско- патриотического воспитания молодежи
-
Мультфильм «Чудесница», как ресурс информации по истории агрономии советского периода
Краткое описаниеВ статье рассмотрены способы представления, популяризации и пропаганды научных достижений агрономии в советский период. Данная тема представляет интерес не только как пример методов для просвещения молодежи о достижениях сельского хозяйства в настоящее время, но также служит ценным источником знаний по истории агрономии. В данной статье рассмотрено использование такого способа передачи информации как мультфильм. Наряду с такими формами изобразительного искусства как: плакат, текстиль, почтовые марки и лаковая миниатюра, мультфильм является примером визуализации данных. На фоне легкого и, иногда, шутливого повествования до зрителя доносится необходимая информация. После просмотра мультипликационного фильма, человек, прежде не знакомый с данным вопросом, уже имеет о нем общее представление. Специалист же, обратив внимание на детали, способен увидеть и выделить нужную для себя информацию, такую как – история и особенности возделывания культуры. В данной статье в качестве примера рассмотрен советский мультфильм «Чудесница». В нем повествуется о появлении кукурузы в нашей стране и причинах ее резко возросшей популярности. Рассматриваются и раскрываются сцены мультфильма, несущие информацию непосредственно по истории и технологиям сельского хозяйства, а так же о сопутствующей промышленности. Отмечена эффективность такого метода передачи информации людям всех возрастов и профессий, а так же многозадачность его использования в образовательной программе специалистов