Ф.И.О.
Артемова Елена Игоревна
Ученая степень
• доктор экономических наук
Ученое звание
профессор
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
профессор
Научные интересы
Инновации в АПК, ресурсосберегающие технологии в животноводстве и их экономическая оценка, инвестиционная деятельность на предприятиях АПК.
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 16 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Эффективность организации внутрихозяйственного производства комбикормов
Краткое описаниеВ статье обоснована экономическая целесообразность организации внутрихозяйственного производства комбикормов с использованием метода экструдирования, позволяющая сократить удельные издержки и повысить доходность производства животноводческой продукции
-
Международный опыт управления в сфере продвижения и развития туризма
Краткое описаниеВ статье дана характеристика основных моделей государственного управления туризмом на примере стран мира с наибольшим количеством прибытий. Проанализирован международный опыт в сфере управления и развития туризма и рассмотрено место России в мировой туриндустрии
-
Тенденции формирования и развития аэропортов-хабов в России
Краткое описаниеВ статье определены условия интеграции российских региональных аэропортов в систему международных воздушных перевозок, выявлены причины, не позволяющие использовать в полной мере транзитно-трансфертный потенциал страны. Дана оценка процесса формирования сети узловых российских аэропортов на основе критериев, существующих в международной практике
-
Совершенствование управления развитием АПК региона
Краткое описаниеВ статье определены целевые ориентиры совершенствования управления развитием АПК региона в условиях обострения финансово-экономического кризиса: рост конкурентоспособности отечественной аграрной продукции на основе модернизации технико-технологической базы АПК, внедрение инновационных технологий аграрного производства и создание условий для развития инновационной среды; повышение доходов населения и рост производительности труда. В качестве элементов управления развитием регионального АПК обоснованы следующие приоритеты, ориентированные на его эффективное функционирование: развитие сельских территорий как фундаментальное условие качественного экономического роста отраслей АПК, включая его инновационный и ресурсный потенциалы; реализация инновационной модели развития регионального АПК, основанной на высокотехнологичных технологиях аграрного производства; развитие адаптированной институциональной среды; научное и кадровое обеспечение, как важнейшее условие активизации инновационных процессов в региональном агропромышленном комплексе; стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития АПК; модернизация его технико-технологической базы; экологизация и биологизация агропромышленного производства; корректировка стратегии развития АПК регионов в связи с обострившимся мировым финансово-экономическим кризисом и необходимостью в кратчайшие сроки обеспечить импортозамещение за счёт роста объёмов сельскохозяйственного производства и достижения конкурентоспособных параметров производимой отечественной аграрной продукции
-
Развитие интеграционных процессов в молочнопродуктовом подкомплексе АПК
Краткое описаниеВ статье выявлена зависимость между размерами сельскохозяйственного производства и его эффективностью в целом, а также – между объемами и эффективностью производства молока в частности; обозначены причины развития агропромышленной интеграции за рубежом и в России, выделены основные факторы, под влиянием которых происходят интеграционные процессы в молочнопродуктовомподкомплексе и критерии оценки их эффективности; изучено влияние уровня молочной специализации и концентрации на экономическую эффективность производства и реализации сырого молока; подтверждено наличие прямой зависимости между уровнем концентрации производства и размером материального стимулирования операторов машинного доения (дояров); проведена классификация интегрированных формирований по основным критериям; представлена разработанная на основе корреляционно-регрессионного анализа экономико-математическая модель влияния факторов на цену реализации молока; обосновано утверждение об искажении действия закона спроса и предложения в условиях наметившейся монополизации рынка молочного сырья, что проявляется в прямой зависимости между объемами продаж и ценами реализации; установлено наличие статистически значимого влияния на цены качества молока, уровня концентрации его производства, молочной специализации животноводческой отрасли и размеров обслуживаемых групп животных
-
Развитие торговых отношений России и стран ЕС в условиях геополитической нестабильности
Краткое описаниеТорговые отношения являются одной из ключевых сфер взаимодействия России со странами Европейского Союза. Однако перспективы развития торгово-экономического сотрудничества между странами в условиях геополитической нестабильности изучены недостаточно, что объясняет актуальность темы исследования. В работе проанализированы изменения структуры экспорта и импорта РФ и стран ЕС за 2009-2014 гг., показавшие зависимость России от поставок продовольствия и высокотехнологичного оборудования, которые включены в санкционный перечень. Обоснована целесообразность ускоренной модернизация отечественной материально- технической базы, активного развития инновационной среды и создания условий для активизации частно- государственного партнерства в инвестиционной сфере. Расчет экономических и финансовых потерь РФ и ЕС в результате введения санкционного режима и продовольственного эмбарго показал существенную зависимость экономик стран друг от друга. Анализ тенденций развития торговых отношений между Россией и ЕС выявил основные проблемы в развитии внешней торговли между странами: ограничение возможности привлечения иностранных инвестиций; сдерживание экспорта; девальвация отечественной валюты и рост темпов инфляции. В качестве основных предложений, способствующих укреплению торговых отношений между Россией и ЕС, выделены: активизация международного обмена в научной и образовательной сферах; отмена двусторонних ограничений; разработка новой договорно-правовой базы; создание в рамках Федерального собрания РФ специальных комитетов по регулированию отношений с ЕС для конкретизации основных целей и задач стратегического партнерства, создания условий для их реализации; ускорение адаптации российского законодательства к международным нормам в рамках членства России в ВТО
-
Развитие индустрии туризма в Краснодарском крае в постолимпийский период
Краткое описаниеСтатья посвящена современному состоянию развития индустрии туризма в Краснодарском крае в постолимпийский период. Рассмотрены основные направления повышения привлекательности туристской сферы для иностранных туристов. Выявлены преимущества туристско- рекреационной базы Краснодарского края, обеспечивающей его туристский потенциал. Санаторно-курортный и туристский комплекс Краснодарского края соответствует приоритетам социально-экономического развития России и определяет особый статус региона в экономике страны. Проанализирована динамика въезда иностранных граждан с целью туризма на территорию Краснодарского края, а также определены страны с наибольшим туристским прибытием. Изучена нормативно-правовая база, регламентирующая туристскую деятельность в регионе. Рассмотрен один из способов государственного регулирования индустрии туризма за счет проведения классификации гостиниц и иных средств размещения. Основным экономическим эффектом от введения системы классификации гостиниц является улучшение качества сервиса и обслуживания, повышение конкурентоспособности и легализация малых средств размещения. Подчеркивается уникальность города Сочи как ключевой туристской дестинации по продвижению международного туризма не только в регионе, но и в стране. Представлен обзор современного состояния и использования спортивных объектов Олимпиады, инфраструктуры города Сочи, выявлены инструменты продвижения международного туризма. Несмотря на достигнутые положительные результаты в развитии индустрии туризма в Краснодарском крае необходимо решить ряд задач для увеличения привлекательности въездного туризма в регион: создание конкурентоспособного туристского продукта, нивелирование факторов сезонности и обеспечение круглогодичного функционирования спортивных объектов и другой инфраструктуры города Сочи в постолимпийский период
-
Оптимизация институциональных условий развития инновационных процессов в АПК Краснодарского края
Краткое описаниеВ статье обоснована необходимость активизации институциональных преобразований в АПК Краснодарского края с целью развития региональной инновационной среды. Доказано, что результативность инновационной деятельности в аграрном секторе экономики возможна в условиях эффективного государственного регулирования организационно-экономических механизмов инновационных процессов, создания адаптированной инновационной инфраструктуры. Институциональная модернизация предполагает усиление взаимосвязи государства и бизнеса в отношении развития инвестиционных процессов, повышение эффективности управления и активизацию мероприятий по созданию инновационной инфраструктуры в АПК. Проведённый анализ показал, что благоприятный инновационный климат в Краснодарском крае достигается путем сохранения политической стабильности и предсказуемости, а также проведения политики, направленной на трансформацию рыночных отношений, предполагающую создание и реализацию механизмов импортозамещения и активное развитие сельских территорий. Представляется, что институциональную среду следует рассматривать как базовую составляющую инновационного типа развития аграрного сектора экономики региона. Формирование институциональной среды инновационного развития АПК подвержено влиянию социально-экономических, политических, организационных, демографических и историко- географических факторов. Процесс инновационного развития аграрной сферы не отвечает потенциальным возможностям края. В числе основных факторов, препятствующих развитию инноваций в региональном АПК, можно выделить: высокие производственно-финансовые риски, низкий спрос на инновационную продукцию и услуги, высокую стоимость нововведений, недостаток кадров, способных осваивать инновационные технологии производства, отсутствие собственных финансовых источников. Для активизации инновационной деятельности в региональном АПК на основе институциональных преобразований необходимо: усилить взаимодействие федерального, регионального и местного уровней власти, сосредоточив их на выделении стратегических приоритетов инновационного развития аграрной сферы региона; создать комплекс условий для технико- технологической модернизации отрасли, позволяющей непрерывно генерировать и осваивать инноваций в АПК; скорректировать государственную инновационную политику в аграрной сфере с учётом необходимости реализации механизмов импортозамешения, развития сельских территорий и достижения параметров конкурентоспособности аграрного производства
-
Государственная поддержка занятости трудоспособных инвалидов в Краснодарском крае
Краткое описаниеСтатья посвящена решению проблем повышения уровня занятости лиц с ограниченными возможностями в Краснодарском крае. Определены перспективные направления государственной поддержки трудоспособных инвалидов на уровне региона, рассмотрена социально-экономическая значимость механизмов социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями. Объектом исследования послужили условия и факторы, влияющие на деятельность трудоспособных лиц с ограниченными возможностями. Предметом исследования явилась совокупность организационно- экономических отношений, возникающих в процессе реализации инструментов государственной поддержки инвалидов в Краснодарском крае. В настоящее время разрабатываются федеральные и региональные целевые программы по социальной интеграции людей с ограниченными возможностями, поддержке инвалидов на рынке труда субъектов Российской Федерации, создаются центры реабилитации и повышения профессиональной подготовки инвалидов. Вопросам социальной реабилитации инвалидов и привлечения их к трудовой деятельности уделяется все больше внимания на различных уровнях власти. В статье сформулированы и обоснованы предложения по формированию дополнительных форм государственной поддержки занятости лиц с ограниченными возможностями: квотирование рабочих мест, предоставление дополнительных налоговых льгот и финансовых ресурсов, формирование защищенного рынка труда, разработку и реализацию долгосрочной стратегии формирования толерантного отношения общества к инвалидам
-
Детерминанты развития отечественного рынка молока в условиях импортозамещения
Краткое описаниеВыполнен комплексный анализ развития рынка молока в России и Краснодарском крае в условиях продовольственного эмбарго. Определено влияние продовольственного эмбарго на возможность импортозамещения молока и молочной продукции, дана оценка факторов, влияющих на рост эффективности и конкурентоспособности молочной отрасли, включающих качественные характеристики производимой продукции, возможность использования заменителей натурального молока, экологическую безопасность молока-сырья. Дана оценка самообеспеченности России молоком и определены возможности для компенсации недостающих объёмов. Проведён сравнительный анализ субъектов РФ по показателям развития отрасли молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях, который выявил конкурентные преимущества Ленинградской области по удою молока на корову и Вологодской области – по конверсии корма. Выявлена неудовлетворительная оснащенность большинства регионов Российской Федерации лабораториями генетической экспертизы животных и селекционного контроля качества молока. Установлено, что в результате кризисных явлений в экономике России, вызвавших разгон инфляционных процессов и рост цен на молоко и молочную продукцию на потребительском рынке, покупательная способность денежных доходов населения (товарный эквивалент – молоко питьевое) снизилась. С целью развития рынка молока и реализации политики импортозамещения необходимо совершенствование системы государственного регулирования аграрной сферы, включающее создание благоприятных условий для развития частно- государственного партнёрства, обеспечение доступности кредитных ресурсов, адаптацию нормативно-правовой базы, регулирующей рыночные отношения в аграрной сфере, поддержку высокоэффективных производств, а также реализацию политики аграрного протекционизма