
Ф.И.О.
Цаценко Наталья Андреевна
Ученая степень
—
Ученое звание
—
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
Научные интересы
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
—
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 9 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Агитационная лаковая миниатюра в истории агрономии
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы, связанные с историей популяризации агрономических знаний посредством агитационной лаковой миниатюры. Агитационная лаковая миниатюра по своему содержанию и значению имеет сходство с такими видами искусства как агитационный плакат, агитационный фарфор и агитационный текстиль. Рассматриваются вопросы возникновения данного вида искусства. Агитационная лаковая миниатюра или агитлак, появился в Советской России в 20 годы 20 века. В работе сделана попытка проанализировать одно из интересных направлений искусства − агитационную лаковую миниатюру или агитлак и ее роль в популяризации агрономических знаний. Агитлак – термин придуманный коллекционером Александром Андреевичем Добровским, по ассоциации с устоявшимися терминами агитфарфор и агиттекстиль. Для достижения поставленной цели была создана база данных визуальных образов агитационной лаковой миниатюры, взятых из каталогов выставок, буклетов и книг. В качестве инструмента анализа использовался метод скетчей или визуальных заметок. Используя лаковую миниатюру, как ресурс информации по популяризации агрономических знаний в России в период с 1920 по 1970-е годы можно выделить несколько тем: смена ручного труда механизированным, виды сельскохозяйственных работ, уборка хлеба, выращивание разных культур, обмен опытом, привлечение пионеров в аграрный сектор – опытничество. В работе показана история развития агитационной лаковой миниатюры, цели и задачи, приведен иллюстративный ряд образцов, а также проведен анализ лаковых миниатюр со сценами аграрного производства
-
Использование юмористических рисунков в курсе «История и методология научной агрономии»
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы, связанные с юмористическим, ироничным, сатирическим рисунком, который является одним из видов изобразительного искусства. Рассмотрены формы, стили и жанры графики такого типа. В работе использован классический метод – анализ, только объектом анализа стали образы различных явлений в агрономической практике. Приведены базовые определения юмористического рисунка, показана история его создания. В работе на примере рисованных новелл датского художника Херлуфа Бидструпа показаны возможности юмористического рисунка как наглядного примера наблюдений за развитием растений. Отмечены характерные черты современной карикатуры - способность во многом отражать и опасения, связанные с разработкой и применением новых технологий в аграрном секторе и экономики. К новой форме комического рисунка можно отнести и мем – единицу культурной информации. В карикатуре это выглядит следующим образом известное произведение предстает совершенно в другом смысловом ракурсе, оно как бы является калькой для освещения какой-либо проблемы. Акцент сделан на возможности использования интеллектуально-ироничных рисунков в преподавании дисциплины «История и методология научной агрономии» с целью лучшего усвоения материала, его запоминания, пропаганды агрономических знаний
-
Почтовая открытка как ресурс визуальной информации по истории агрономии
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описание
В статье рассматриваются почтовые открытки с изображениями, относящимися к агроботаниче-ской иллюстрации, возможность их использования в качестве информационного ресурса в процессе изучения курса по истории агрономии. Дано обширное представление об агроботанической иллюстрации, рассмотрены цели и задачи данного типа изображения. История агрономии в почтовых открытках рассмотрена на трех типах изображения: художественные (репродукционные и оригинальные) и документальные (фотооткрытки). К каждому типу изображений приведены иллюстративные примеры с краткими комментариями. Обзор представлен по собранной коллекции, охватывающий разные страны мира. Статья снабжена примерами почтовых открыток с краткими комментариями. Представлен обзор коллекции почтовых открыток разных стран мира, а также анализ экземпляров из серий «Гигантские овощи на ферме» и «Яблочное семейство». Таким образом, изображения, представленные на почтовых открытках позволяют получить следующую информацию: направленность аграрного сектора местности (основные виды деятельности: растениеводство, животноводство, садоводство, виноградарство, овощеводство и т.п.); ботаническая характеристика агрокультур (агроботаническая иллюстрация); иллюстрация отдельных видов технологий возделывания агрокультур (уборка, уход за растениями, вспашка, орошение); документальное изображение отдельных рекордных урожаев; исторические и культурные традиции, связанные с аграрным сектором страны, или отдельной местности; популяризация новых культур, сортов, гибридов сельскохозяйственных растений и цветочных культур; информация о сельскохозяйственных культурах, выращиваемых в регионе, штате, конкретной местности; картины художников, освещающих аграрный труд конкретной страны; популяризация местной флоры; развивает наблюдательность; учит размышлять и анализировать
-
Развитие индустрии туризма в Краснодарском крае в постолимпийский период
Краткое описание
Статья посвящена современному состоянию развития индустрии туризма в Краснодарском крае в постолимпийский период. Рассмотрены основные направления повышения привлекательности туристской сферы для иностранных туристов. Выявлены преимущества туристско- рекреационной базы Краснодарского края, обеспечивающей его туристский потенциал. Санаторно-курортный и туристский комплекс Краснодарского края соответствует приоритетам социально-экономического развития России и определяет особый статус региона в экономике страны. Проанализирована динамика въезда иностранных граждан с целью туризма на территорию Краснодарского края, а также определены страны с наибольшим туристским прибытием. Изучена нормативно-правовая база, регламентирующая туристскую деятельность в регионе. Рассмотрен один из способов государственного регулирования индустрии туризма за счет проведения классификации гостиниц и иных средств размещения. Основным экономическим эффектом от введения системы классификации гостиниц является улучшение качества сервиса и обслуживания, повышение конкурентоспособности и легализация малых средств размещения. Подчеркивается уникальность города Сочи как ключевой туристской дестинации по продвижению международного туризма не только в регионе, но и в стране. Представлен обзор современного состояния и использования спортивных объектов Олимпиады, инфраструктуры города Сочи, выявлены инструменты продвижения международного туризма. Несмотря на достигнутые положительные результаты в развитии индустрии туризма в Краснодарском крае необходимо решить ряд задач для увеличения привлекательности въездного туризма в регион: создание конкурентоспособного туристского продукта, нивелирование факторов сезонности и обеспечение круглогодичного функционирования спортивных объектов и другой инфраструктуры города Сочи в постолимпийский период
-
Советский агитационный текстиль в истории агрономии
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы, связанные с историей популяризации агрономических знаний посредством агитационного текстиля. Агитационный текстиль схожи по своему содержанию с агитационным плакатом, а также с агитационным фарфором. Рассматриваются вопросы возникновения данного вида искусства. Агитационный текстиль, или агиттекстиль, появился в Советской России в 20 годы 20 века. Его авторы - члены текстильной секции. Агигтекстиль имеет несколько название: тематические ткани, агитационные ткани, но суть остается одна – это яркое, образное отражение эпохи великих преобразований, выразившихся в электрификации, индустриализации, переменах в армии и спорте, коллективизации. В отличие от тем строительства, индустриализации, тема сельского хозяйства требовала совершенно другого подхода. Даже общие для страны проблемы в деревне приобретают своеобразную (особую) окраску. Здесь нужно было не просто агитация за новое: требовалось терпеливо растолковывать почему новое лучше старого, доказать, что оно необходимо, неизбежно. Лучше раз увидеть, чем много раз услышать. В работе показана история развития агитационного текстиля, цели и задачи, приведен иллюстративный ряд образцов ткани, а также проведен анализ появления агитационного текстиля в 1970 на примере решения конкретной задачи
-
Советский плакат в популяризации агрономических знаний
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описание
В работе сделана попытка объединить профессиональные агрономические знания со знакомством с графическим искусством, представленном в виде плаката. Под термином «плакат» рассматривается крупноформатное листовое издание, сочетающее в себе изобразительные и шрифтовые элементы и предназначенное для осуществления графической коммуникации. Главная и основная идея плаката – быстро и точно передать информацию читателю. В результате проработки материала был сформирован комплекс научно-познавательных ресурсов по истории агрономии, в том числе и истории популяризации агрономических знаний. В нашей работе плакат рассматривается как объект анализа, как материал социокультурного анализа и как инструмент сбора информации по развития агрономических знаний с помощью их визуализации. В курсе «История и методология научной агрономии» одной из компетенций студентов-магистрантов является знакомство с методологией популяризации агрономических знаний, понимание происходящих событий. В этой связи и была предпринята попытка рассмотреть советский плакат как источник информации по развития научной агрономии в период с 1917 по 1980 годы. В задачу входило проанализировать основные события этого периода, элементы технологии сельскохозяйственного производства, видовое и сортовое разнообразие агрокультур, а также событийные мероприятия аграрного сектора страны. В работе рассмотрено четыре базовых типа плакатов: агитационный, политический, инструктивный и научно-просветительский. Каждый из этих видов плакатов выполняет свою функцию. Показано, что роль плаката в популяризации агрономических знаний была огромной. Плакат охватывал все этапы агарного сектора страны, являлся историческим отражением советского периода и всегда оставался мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства. Сегодня его роль невелика, т.к. изменились способы подачи информации. Однако, его историческая роль неизменна, он послужил основой современной рекламной индустрии, в том числе и агрономических знаний
-
Советский фарфор как ресурс информации в курсе «История и методология научной агрономии»
Краткое описание
В статье рассматриваются формы передачи знаний по агрономии. Выделяют устную или словесную форму, литературную, посредством книг и визуальную, посредством произведений искусства. В этой связи фарфор рассматривается как отдельный самостоятельный ресурс информации по истории агрономии в период с 1917 по 1975 гг. В исследовании истории популяризации агрономических знаний в России были включены визуальные образы фарфора, взятые из каталогов частных коллекций, книг, фотографий выставок и иллюстраций. В качестве инструмента анализа использовался метод скетчей или визуальных заметок. Рассмотрена краткая история развития фарфора в нашей стране, акцент сделан на советский агитационный фарфор. В исследуемый период выделяют еще отдельный тип фарфора – крестьянский фарфор, где акцент был сделан на изображение жизни и быта сельских тружеников. В базу образов вошли работы ведущих художников Н. Данько, В. Кузнецова, С. Чехонина, Р. Вильде, З. Кобылецкой и многих других. В агитационном фарфоре нашли отражение несколько направлений: сбор плодов и фруктов; уборка хлеба; отражение жизни села и сельского быта; выставки, ярмарки; тема труда и отдыха в сельском производстве. Визуальный анализ малых форм на примере изображений сборщиц урожая показал наиболее распространенные культуры (виноград, хлопок, помидоры, яблоки, всевозможные овощи). Изображения плодов и овощей являются документальным отражением истории распространения и интродукции ряда культур в различные агроклиматические зоны нашей страны. Таким образом, фарфор является одним из источников информации по истории агрономии в нашей стране, охватывающий определенный период с 1917 по 1975 гг., выступая отдельным ресурсом, многогранно и емко отражающий уже ушедшую эпоху
-
Современная агроботаническая иллюстрация
Краткое описание
В статье рассматривается современная агроботаническая иллюстрация, как неотъемлемая часть научной и учебной работы. Для анализа состояния вопроса была создана база иллюстративных образов, которая выступила в качестве исследуемого материала. Показано, что визуальные образы служат материалом для развития визуального мышления обучающихся, учат читать информацию изображенную на листе, мыслить и создавать новое. В работе рассмотрены техники графического карандаша с использованием компьютерной обработки рисунка в программе PhotoShop. Смешанные техники (mixed media), основанные на применение традиционного рисунка и гербарного образца, обработанного в программе Photo Shop в цветовом решении. Другим новым направлением современной агроботанической иллюстрации является инфографика. Ее использование как в учебном, так и научном процессе, определено тем, что инфографика подразумевает аналитическую обработку количественных данных, полученных в ходе эксперимента. С другой стороны – полученные данные необходимо визуализировать, оформить и презентовать. Новым направлением в современной агроботанической иллюстрации стали образы растений, сделанные с помощью рентгеновских снимков. Современный уровень требований к создаваемым образам достаточно высок и это нужно учитывать при проведении научных экспериментов, когда необходимо продемонстрировать объект исследований, полученные результаты. Современная агроботаническая иллюстрация может быть обработана с помощью различных систем искусственного интеллекта, распознавания образов, например, как система «Эйдос»