Ф.И.О.
Томилина Светлана Николаевна
Ученая степень
• кандидат педагогических наук
Ученое звание
—
Почетное звание
—
Организация, должность
• Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
кафедра Безопасности жизнедеятельности
старший преподаватель
Научные интересы
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
—
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 6 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение
Краткое описаниеСовременная внутренняя обстановка в России, её международно-политическое положение настоятельно требуют усиления патриотической деятельности, активизации патриотического воспитания молодежи, в том числе и курсантов морского вуза. Патриотизм – это мощный фактор развития личности, а также решения задач преобразования экономики страны и российского общества, укрепления государства, его защиты в мирное и военное время. В статье на основе анализа исследований и публикаций отечественных ученых рассматривается сущность государственного патриотизма и государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза. Государственно-патриотическое воспитание как педагогическая проблема во все времена предполагало формирование у молодежи на основе патриотического идеала государственно-патриотического сознания, государственно-патриотического поведения базирующего на высоких патриотических чувствах и убеждениях. Это направление всегда занимало особое место в духовной жизни общества, в идеологической работе, в педагогической науке и практике. Ныне активизация патриотической деятельности, усиление патриотического воспитания курсантов, акцентирование государственных позиций в воспитательно-патриотической работе с учащимися морского вуза – это государственная необходимость и социальный заказ. Результатом государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза следует считать сформированные у каждого из них в процессе обучения в вузе государственных взглядов и убеждений, государственного мышления и мировоззрения, государственной позиции по отношению к современным реалиям, государственного подхода к порученному делу
-
Культурологический подход как методологическая основа патриотического воспитания курсантов
Краткое описаниеИстория Отечества – наглядное подтверждение факта, что во все тяжелые времена, патриотизм народа был и есть той мощной духовной силой, который поднимал россиян на борьбу с сильным и коварным врагом и обеспечивал в итоге полную и безапелляционную победу. Приобретение феноменом «патриотизм» статуса «национальной идеи», провозглашенной В.В. Путиным, выдвигает патриотизм на роль ведущего фактора сплочения российского социума, консолидации всех прогрессивных сил в интересах дальнейшего развития демократии в нашей стране, укреплении экономической и оборонной мощи государства. В этом плане важнейшим направлением работы в вузах является патриотическое воспитание учащихся – молодого поколения, которому в ближайшем будущем предстоит принять ответственность за страну и судьбы России. Данное обстоятельство требует поиска и применения научной методологической основы исследования феномена патриотизм. В этом плане авторы предлагают применить возможности культурологического подхода. Отечественная культура обладает колоссальным педагогическим потенциалом, ее возможности в деле патриотического воспитания применены еще не в полную силу. В то же время культурологический подход как методологическое основание позволяет обогатить и разнообразить процесс патриотической деятельности, сконцентрировать усилия на действенную работу с личностью, как центральной фигуры воспитательной работы. Одновременно и сам воспитатель выступает как активный участник воспитательной деятельности, становясь партнером и наставником воспитуемого. В статье авторами на основе анализа работ отечественных ученых раскрывается сущность культурологического подхода, показана его роль в патриотическом воспитании курсантов морского вуза
-
Особенности обучения и воспитания курсантов морских ВУЗов в постсоветских республиках
Краткое описаниеВ статье на основе анализа документов, публикаций ученых, материалов периодической печати, рассматриваются особенности обучения и воспитания курсантов и студентов морских учебных заведений в постсоветских республиках. Приобретение независимости бывшими союзными республиками потребовало создания и укрепления собственной государственности. Важнейшей задачей для молодых независимых государств стало создание эффективной системы высшего профессионального образования (ВПО), с целью подготовки национальных кадров для собственной экономики. Одним из компонентов системы ВПО каждой республики являются морские вузы. Становлением морских вузов молодых государств проистекло в довольно короткие сроки. Наиболее для них характерным фактором является переориентация учебно-воспитательной деятельности на мировые и европейские стандарты. Ныне система подготовки морских специалистов в морских вузах отвечает требованиям Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несения вахты STCW-78 с поправками, других международных конвенций, что дает выпускникам право работать на всех типах судов отечественных и иностранных судовладельческих компаний. Тем не менее, для процесса обучения и воспитания будущих флотских профессионалов свойственны некоторые проблемы связанные с недостатками специальной и учебной литературы на национальных языках, нехваткой подготовленных педагогов с опытом плавания на судах морского транспорта, достаточным финансированием. В воспитательной работе с курсантами и студентами морских вузов взят курс на формирование у них гражданственности, патриотизма, толерантности, волонтерства, национально-духовных ценностей. Практически для каждой бывшей советской республики в патриотическом воспитании курсантов свойственно своя специфическая система, свои особенности, но в то же время имеются и общие черты: системность, ориентация на национальные традиции, тесная связь с обороноспособностью и формирование готовности к защите свободы и независимости
-
Система патриотического воспитания курсантов морского вуза
Краткое описаниеВ статье с основой на руководящие нормативно-правовые документы по проблеме патриотической работы раскрывается сущность и принципы патриотического воспитания молодежи, цель, принципы, направления, содержание и состав системы патриотического воспитания курсантов морского вуза
-
Современный патриотизм: сущность и проблемы
Краткое описаниеПроизошедшие изменения во всех сферах жизнедеятельности российского общества, новая содержательно-ценностная переориентация граждан, а также отсутствие государственной идеологии настоятельно требуют всемерного развития и применения потенциала патриотизма в интересах воспитания современной молодежи. Феномен патриотизма во все времена представлял большой интерес для ученых. Патриотизм обладает необыкновенной притягательной силой для личности, воодушевляет и сплачивает массы в самые тяжелые минуты, генерирует стремление людей к активным действиям по социально-экономическому развитию своего Отечества, обеспечению его безопасности в мирное и военное время, является гарантом сохранения государства и народа. Актуальность статьи вызвана рядом внутренних и внешних факторов, осложнением международной и военно-политической обстановки. По мнению большинства ученых ныне назрела острая необходимость теоретического переосмысления патриотизма, рассмотрения его основ, компонентов, системы реализации, поиска новых подходов в воспитательной деятельности, отказа от штампов, формализма и упрощенчества. В статье рассматриваются сущность российского государственного патриотизма, национальной идеи, его характеристики и особенности. Авторы выделяют основные направления проводимых исследований по формированию патриотизма в России, и анализируют различные трактовки определения понятия «патриотизм» в интересах выявления глубинной сущности этого феномена, понимания его силы воздействия на людей и народы. Важнейший аспект статьи – рассмотрение современных проблем российского патриотизма и определение мер по их разрешению. Акцентируется внимание на необходимость придания патриотизму статуса государственной идеологии, активизации воспитательной деятельности со всем населением и, прежде всего, с молодежью, поколения которому завтра придется принять эстафету от старшего поколения, сохранить и укрепить Россию
-
Этапы развития идеи государственного патриотизма в морских учебных заведениях России
Краткое описаниеРазвитие политической, военной и экономической мощи Российской Федерации невозможно без развития государственного патриотизма как направления педагогической деятельности и патриотической работы, направленных на активизацию патриотического воспитания молодежи, в том числе и курсантов морских вузов. В этом плане некоторый позитивный опыт державно-патриотического воспитания учеников и гардемаринов эпохи Петра Великого, в целом Российской империи и периода Советского Союза представляет большой интерес для современной педагогической теории и практики, воспитания современной флотской молодежи в духе беззаветной любви к Отечеству, его истории и традициям. Автор исходит в данной статьи из понимания государственного патриотизма как высокого чувства любви граждан к своей стране, а также глубокого осознания ими своего гражданского, профессионального и воинского долга перед своим государством и своим народом. В статье, с опорой на отечественные исследования и научные публикации анализируется процесс становления морского образования в России, а также генезис идеи государственного патриотизма и системы государственно-патриотического воспитания учащихся морских учебных заведений. Установлено, что государственный патриотизм, государственно-патриотическое воспитание как педагогическая проблема во все времена предполагало формирование у учащейся молодежи на основе патриотического идеала государственно-патриотического сознания, мировоззрения, позиции, государственно-патриотического поведения базирующего на высоких патриотических чувствах и убеждениях. Это направление всегда занимало особое место в духовной жизни общества, в педагогической науке и практике. Выполненный анализ позволил установить конкретные этапы развития идеи патриотизма, государственно-патриотического воспитания в морских учебных заведениях России, показать конкретную систему воспитательного воздействия характерную для каждого этапа