Ф.И.О.
Колупаев Сергей Васильевич
Ученая степень
• кандидат технических наук
Ученое звание
—
Почетное звание
—
Организация, должность
• Рязанский Государственный агротехнологический университет имени П.А.Костычева
Научные интересы
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
—
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 12 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Краткое описание
Развитие сельскохозяйственного производства неизбежно влечет за собой увеличение объема перевозок и грузооборота. Поэтому вопросы повышения эффективности работы транспорта, снижения себестоимости перевозок и повышения производительности труда приобретают большое значение. В большинстве случаев используемые для перевозок в сельском хозяйстве большегрузные самосвалы, имеют строительное назначение и большую свыше 6 тонн нагрузку на ось. Таким автомобилям необходимы дороги с улучшенным покрытием до каждого поля, что, несомненно, является существенным недостатком. Из-за лишних перемещений комбайна к самосвалу до разворотной полосы на конце поля, увеличиваются затраты, повреждения и потери урожая, а заезд тяжелой машины в поле приводит к уплотнению почвы, что в конце концов сказывается на будущем урожае. Транспортировка сельскохозяйственного груза наиболее эффективна, когда автомобиль доезжает непосредственно до комбайна. Такой транспорт должен иметь достаточные проходимость и вместимость кузова кратную объему бункера комбайна и не оказывает значительного уплотняющего воздействия на почву. При этом способе комбайны лишний раз не перемещаются и не простаивают. Основные требования к транспортным средствам, используемым при уборке картофеля, заключаются в более производительном использовании за счет увеличения вместимости и снижения простоев при загрузке и разгрузке, и минимизации уровня повреждений перевозимых клубней. Для перевозки сельскохозяйственной продукции существует различная транспортная техника, которая или не в полной мере отвечает требованиям перевозки легкоповреждаемой продукции, или имеет значительную стоимость. Поэтому необходимы специально оснащенные кузова транспортных средств, конкурентно-способные в приемлемом для РФ диапазоне. В качестве одной из инновационных разработок, в данной статье предложен самосвальный кузов транспортного средства для перевозки легкоповреждаемой сельскохозяйственной продукции. Предложенное конструктивное решение самосвального кузова обеспечивает равномерную выгрузку перевозимой продукции из кузова транспортного средства и не допускает явления сводообразования
-
Анализ методов и средств диагностирования тормозных систем автомобиля
Краткое описаниеВ данной статье рассмотрены отечественные и зарубежные стендовые и бортовые методы диагностирования тормозных систем автомобиля. В рамках статьи рассмотрены тягово-тормозные стенды выпускаемые на отечественных предприятиях. Проанализированы их достоинства и недостатки: к которым относятся низкая информативность, высокий рост трудоемкости диагностирования, низкое качество проводимых регулировочных и ремонтных операций из-за большого влияния на результаты диагностирования производственного опыта оператора, его знаний и личной индивидуальности, большой не стабильности создаваемых вручную тестовых режимов. Для устранения данных недостатков в МАДИ были проведены исследования с целью разработки модуля к стенду тормозных качеств, используя который возможна автоматическая постановка диагноза, блок-схема которого приведена в статье. В связи с введением в нашей стране порядка прохождения государственного технического осмотра автомобилей с применением средств диагностирования в эксплуатации появились новые разработки стендов для контроля тормозов. К данным разработкам относится целая гамма стендов тормозных качеств, разработанных и производимых Новгородским заводом ГАРО. Это стенды серий СТС-3, СТС-10 и СТО - 13 различных модификаций для легковых, грузовых автомобилей, а также автобусов и микроавтобусов. Также в статье рассмотрены и зарубежные стенды применяемые на территории России, к ним можно отнести универсальные тормозные стенды СТМ фирмы МЕТА, тормозной стенд IW7 Eurosystem производства фирмы MAHA RUSSIA. В статье проанализированы простейшие и усложненные бортовые средства диагностирования такие как: «Эфтор-2», «Эффект»
-
Диагностика современного автомобиля
Краткое описаниеВ данной статье рассмотрена техническая диагностика автомобиля как совокупность целей и задач, связанных с поиском неисправностей механизмов и систем автомобиля, для их дальнейшего устранения. В рамках статьи рассмотрены этапы компьютерной диагностики различных систем автомобиля таких как двигатель, тормозная система, рулевое управление и подвеска. Проанализированы их составляющие, даны анализ и поиск неисправностей и рекомендации по их устранению. В статье представлены основные коды неисправностей, которые передаются с электронного блока управления. Также в статье представлены этапы диагностики двигателя, включающие в себя: внешний осмотр двигателя, прослушивание на не характерные шумы; проверка эксплуатационных жидкостей; проверка системы управления двигателем; диагностика основных систем двигателя, проверка наполняемости цилиндров. В статье представлены перечень основных неисправностей и причины их возникновения. Также отображена диагностика тормозной системы, её основные неисправности и способы устранения. В статье представлены диагностика, ремонт подвески и графики, описывающие проверку демонтированного амортизатора на стенде и тестирование амортизатора без демонтажа. Проанализированы компьютерная диагностика и вопросы которые она решает
-
Новые технические решения сепарирующих органов картофелеуборочных машин
Краткое описаниеОдним из перспективных направлений развития сельского хозяйства Российской Федерации является увеличение производства, повышение качества и уменьшение себестоимости возделывания картофеля. Ежегодная уборка – один из самых напряженных и дорогостоящих транспортно-технологических процессов. Картофель - высокозатратная культура и очень требовательна к уборке. Наибольшие урожаи и доходы от производства картофеля получают там, где внедрены технологии, позволяющие оптимизировать энерго- и трудозатраты. Основными (хотя и не единственными) специальными техническими средствами, использующимися при машинной уборке картофеля, являются картофелеуборочные комбайны. Главная проблема, возникающая при уборке – это проблема обеспечения баланса между противоречивыми требованиями, предъявляемыми к данному процессу и возможностями сельскохозяйственной техники. В том числе повышение чистоты клубней в таре с одной стороны, минимизация потерь и повреждений клубней с другой стороны, при обеспечении требуемой производительности техники. В данной статье предложены схемно- конструктивные решения сепарирующего рабочего органа картофелеуборочной машины, которые позволяют при уборке значительно снизить количество травмируемого картофеля в процессе отделения почвенных и растительных примесей, создав предпосылки к устранению повреждения клубней о жесткие боковины рабочих органов уборочных машин. Обоснованный выбор и своевременное использование сменных модулей (сепарирующих рабочих органов) на современных картофелеуборочных машинах при работе в конкретных природно-климатических условиях позволяет им в полной мере соответствовать перечню регламентированных агротехнических требований. Таким образом, создание новых научно-обоснованных технических решений сепарирующих органов картофелеуборочных комбайнов является актуальной научно- технической задачей, решение которой вносит значительный вклад в развитие страны
-
Современная техника для АПК и перспективы её модернизации
Краткое описаниеМатериально-технические ресурсы формируют большую часть затрат в производстве сельскохозяйственной продукции и определяют уровень интенсивности развития сельского хозяйства, производительность труда и конкурентоспособность отрасли. Важнейшую роль в сельскохозяйственном производстве играют транспортные работы, от производительности и качества выполнения которых напрямую зависит объем и сортность получаемой продукции. На внутрихозяйственных перевозках в АПК РФ, вместе с автомобилями широко используется тракторный транспорт. К сожалению, в большинстве случаев для перевозок в сельском хозяйстве используются большегрузные самосвалы, в том числе строительного назначения, с большой нагрузкой на ось. Таким автомобилям необходимы дороги с улучшенным покрытием до каждого поля. Здесь можно отметить существенные недостатки перевозок. Из-за лишних перемещений комбайна к самосвалу до конца поля увеличиваются затраты и потери, а заезд тяжелой машины в поле приводит к уплотнению почвы, что в конце концов сказывается на будущем урожае. Успешное выполнение сельскохозяйственных работ в значительной степени связано со своевременным и объемным перемещением различных материалов, таких как корма, удобрения, строительные и другие грузы. Много указанных работ осуществляется автотранспортом, тем не менее, качество сельскохозяйственных дорог и работа в полевых условиях значительно влияет на своевременную и качественную заготовку кормов. Поэтому важную составляющую машин тракторного парка любого сельскохозяйственного производства играет наличие современных автомобилей, тракторных прицепов и полуприцепов. Непрерывный рост энергонасыщенности тракторов, осуществляемый во всем мире, позволяет повысить производительность тракторно-транспортного агрегата путем увеличения их грузоподъемности и скорости движения как в дорожных, так и в полевых условиях. Однако, при увеличении энергонасыщенности тракторов, происходит столкновение с проблемами, связанными с ухудшением управляемости тракторно- транспортным агрегатом. Для решения возникающих при увеличении энергонасыщенности тракторов проблем предложены устройства, позволяющие снизить негативное воздействие на продукцию повышенных колебательных процессов, повысить проходимость и прямолинейность движения тракторно-транспортного агрегата
-
Некоторые аспекты снижения повреждений плодов при уборочно-транспортных работах
Краткое описаниеУборка плодов — заключительная и решающая операция в общем плане работ по выращиванию плодов, которая во многом определяет качественные и количественные показатели производимой продукции и экономики отрасли в целом. Увеличение производительности труда с повышением сохранности плодоовощной продукции является приоритетной и не простой задачей. Например, использование технологий уборки с применение машин для сбора яблок путем встряхивания, позволяют значительно сократить время сбора плодов по сравнению с ручным способом уборки. Такая технология может быть применима в том случае, если плоды выращиваются для изготовления соков, джемов и т.д. В настоящее время, в ряде европейских стран и в США широко применяются плодоуборочные платформы и машины. Лидером в производстве плодоуборочных платформ по праву может считаться Италия. Для снижения повреждаемости плодов в сельском хозяйстве, большое значение имеют анализ травмирующих факторов имеющихся машин, с последующей их модернизацией с целью повышения надежности и качества выполняемого уборочно-транспортного процесса с учетом алгоритма решения этих задач, создание новых сортов плодов и овощей, пригодных для машинной обработки, строгое соблюдение сроков и агротехнических требований на выполняемые технологические операции с учетов сбережения энергозатрат и ресурсов при использовании мобильной техники. Помимо модернизации машин для их эффективной работы необходимо совершенствовать также схемы посадок садов и способы возделывания, переводить садоводство на интенсивный путь развития
-
Способ контроля скрытых повреждений клубней картофеля
Краткое описаниеПри механизированной уборке картофеля около 20- 40% клубней получают ушибы. Динамические нагрузки, ушибы клубней, вызывают внутренние повреждения - потемнение мякоти клубня, которое происходит в процессе его хранения. В тоже время, способы экспресс-контроля повреждений клубней картофеля позволят как уменьшить повреждения во время уборки, так и своевременно отправить на переработку поврежденный картофель до проявления результатов механических воздействий клубней в процессе уборки. Определение внутренних повреждений картофеля возможно на основе анализа различной упругости тканей поврежденных и неповрежденных клубней. Величина избыточного давления прибора выбирается такой, чтобы в процессе деформации клубней главным образом происходило сжатие поврежденных тканей клубня, имеющих меньший тургор. Степень повреждения пробы клубней определяется соотношением объема поврежденных тканей клубней к полному объему пробы. Учитывая механические свойства тканей клубней, плодов и корнеплодов, их структуру, размерные характеристики, можно предположить, что применение данного способа определения внутренних повреждений возможно для яблок, моркови, свеклы и урожая других культур. Применение прибора контроля повреждений позволит своевременно определять скрытые повреждения и устранять их причины, которые приводят к увеличению потерь продукции
-
Переработка шин и их элементов
Краткое описаниеВ мире процессы утилизации в последнее время получают все большее распространение с целью экономии материальных и энергетических ресурсов. В настоящее время в связи с выросшим уровнем автомобилизации проблема утилизации изношенных шин и их элементов имеет важное значение для многих регионов страны. Вышедшие из эксплуатации изношенные шины являются источником загрязнения окружающей среды, носящим длительный характер, они не подвергаются биологическому разрушению и требуют постоянного наращивания площадей для хранения. Идёт непрерывное накопление изношенных шин, а перерабатывается всего лишь около 20% от их числа. Изношенные шины представляют собой самую крупнотоннажную продукцию полимеросодержащих отходов, практически не подверженных природному разложению. Поэтому проблема переработки и вторичного использования, вышедших из эксплуатации шин имеет важное экономическое и экологическое значения. Вместе с тем изношенные автошины являются источником ценного вторичного сырья: резины (каучука), сажи (практически чистого углерода), металла и синтетического корда. 90% всех резиносодержащих отходов находятся в шинах и представляют огромный резерв сырья. При наметившейся в промышленности невосполнимости материальных ресурсов большое значение приобретает эффективное использование вторичного сырья. Совершенствуются технологии по переработке резино-технических изделий и используемое при этом оборудование
-
Уменьшение энергетических затрат в сельскохозяйственном производстве (на примере картофеля)
Краткое описаниеВ последнее время, во многих странах мира большое внимание уделяется проблемам обеспечения рационального использования энергетических ресурсов, что обусловлено рядом объективных факторов, главными среди которых являются: недостаток собственных энергетических ресурсов - для удовлетворения внутренних энергетических потребностей; резкое увеличение затрат на добычу и производство энергетических ресурсов; дальнейший рост энергетических потребностей; наличие больших потенциальных возможностей снижения непроизводительных потерь топлива и энергии. Перед всем миром сейчас стоит задача обеспечить постепенный, но неуклонный перевод экономики на энергосберегающий путь развития. Добиться цели снижения затрат энергии можно двумя путями: во- первых повсеместное внедрение энергосберегающих технологий, во-вторых, снижение материалоемкости продукции, повышение ее качества и сроков службы. В сельском хозяйстве улучшение технологического процесса может осуществляться за счет применения новых методов обработки почвы, совершенствования организации производства и орудий труда. Дальнейшее развитие механизации в сельском хозяйстве будет способствовать дальнейшему росту электрификации в аграрном секторе, что позволит значительно уменьшить использование наиболее дорогих и ограниченных энергоресурсов. Предложена методика оценки эффективности расходования энергоресурсов в сельскохозяйственном производстве. С целью сравнения эффективности работы машин при возделывании и уборке картофеля была проведена энергетическая оценка операций современных технологий. В качестве переменных величин исследовались различные режимы работы машин: рабочая скорость и ширина захвата, глубина хода рабочих органов. В процессе оценки энергетики операций современных технологий по подготовке почвы под посадку картофеля, определялись влажность, механический состав и тип почвы. В качестве основоопределяющего фактора при анализе технологических приемов нами были приняты общие удельные энергозатраты и удельные энергозатраты на подкапывание клубненосного пласта. Анализ теоретических исследований сельскохозяйственной техники позволил сделать вывод о том, что затраты энергии на осуществление технологического процесса в машинах различной конструкции неодинаковы
-
Краткое описание
Роль транспорта в сельскохозяйственном производстве значительна. Он является связующим звеном в единой технологической цепи агропромышленного комплекса страны (АПК РФ). На внутрихозяйственных перевозках в АПК РФ вместе с автомобилями широко используется тракторный транспорт. Рациональность применения колесных тракторов на внутрихозяйственных перевозках обосновывается возможностью их движения как по асфальтированным, так и по грунтовым дорогам. Удельный вес перевозок тракторным транспортом в отечественном сельском хозяйстве составляет 22-27% от общего объема транспортных перевозок и 50-60% объема внутрихозяйственных перевозок. Высокого уровня достигло применение тракторного транспорта в странах Западной Европы и США. Так в хозяйствах ведущих стран Западной Европы (Германия, Италия, Франция и др.) около 70-90% внутрихозяйственных перевозок сельскохозяйственных грузов осуществляется тракторным транспортом. Тракторный транспорт в реальных условиях эксплуатации работает на дорогах с переменным рельефом, волнистым профилем покрытия, на почвах с различной твердостью и влажностью. При движении транспортных средств на повышенных скоростях имеет место виляние прицепа из стороны в сторону, постоянно сопровождающее тракторный транспорт при его эксплуатации. В результате этого ухудшается работа движителей, трансмиссии, ухудшаются динамические и эксплуатационные свойства техники, условия труда оператора. Чтобы снизить амплитуду колебаний прицепа, оператор вынужден усиленно работать рулевым колесом или снижать скорость движения, что в свою очередь сказывается на усталости оператора, а так же производительности и маневренности транспортного средства. Таким образом, передовые технологии в области электроники, сенсорной техники и программного обеспечения будут определять характер агротехнических инноваций и приведут к увеличению автоматизации рабочих процессов в растениеводстве с целью организовать работу более эффективно, качественно, точно, экологично и экономически целесообразно. Работа на интеллектуальной технике, освоение наукоемких, точных технологий потребуют пересмотра кадровой политики и образования в АПК, которая должна базироваться на соответствующей организации хозяйств и их должном инженерном обеспечении нового типа