Дагестанский государственный аграрный университет
Список авторов организации
Список статей, написанных авторами организации
-
Краткое описание
Существующие расчетные режимы нагружения колёс автомобилей определяются для условий, максимально приближенных к дорожным условиям эксплуатации и отражены в существующих стандартах. Однако эти стандарты нельзя применять для оценки функциональных качеств систем подрессоривания автомобилей, эксплуатирующихся в условиях сельскохозяйственного производства. Малый шаг неровностей, изменение упругодемпфирующих характеристик под действием эксплуатационных факторов приводят к возникновению нерасчётных режимов движения. Целью настоящей работы являлось исследование нагруженности колёс автомобиля при движении по стерне зерновых колосовых. С целью получения характеристик неровностей, воздействующих на колеса автомобиля, была произведена запись сглаженного микропрофиля поля, получены статистические показатели, нормированная автокорреляционная функция, спектральная плотность воздействия микропрофиля. Для проведения исследований была принята известная математическая модель системы «автомобиль-дорога». Исследовано влияние скорости движения, нормальной жесткости рессор и шин, коэффициентов демпфирования подвески и шин на вертикальные колебания и нагруженность колес передней и задней осей автомобиля. Выполненные исследования показали, что движение автомобиля сопровождается колебаниями показателей нагруженности ходовой системы с явно выраженными периодическими составляющими. Изменение коэффициента демпфирования пассивной подвески и шин в возможных пределах не оказывает существенного влияния на нагруженность колёс. Установлены значения нормальных жесткостей рессор передней и задней осей автомобиля, нормальной жёсткости шин, при которых динамическая нагрузка на колёса автомобиля минимальна
-
Боярышники Дагестана – ценный источник биологически активных веществ
Краткое описание
В статье рассматриваются боярышники Дагестана. Отмечено, что в Дагестане из более 100 видов встречаются 14 видов. Наиболее распространенные из них изучены как источник биологически активных веществ и биогенных элементов и возможность их использования в качестве пищевых добавок различного назначения. Определено содержание биологически активных веществ и биогенных элементов. Отмечено высокое содержание в C. pentagyna Waldst. et Kit фенольных веществ, играющих важную роль в образовании иммунитета и обладающими Р- витаминной активностью. Методами ИОХ и ГЖХ определен аминокислотный и жирнокислотный состав плодов боярышника Crataegus pentagyna Waldst. et Kit, как наиболее ценного для использования в качестве пищевых добавок. В белковой составляющей плодов боярышника идентифицированы и количественно определены 16 аминокислот. Отмечено высокое содержание таких незаменимых аминокислот как лизин, треонин, валин, метионин, лейцин, изолейцин, фенилаланин. В том числе сумма незаменимых аминокислот составляет 296,1 мг/100г Хроматографическое разделение метиловых эфиров жирных кислот позволило нам установить наличие следующих жирных кислот: пальмитиновая, олеиновая, стеариновая, линолевая и линоленовая, в том числе установлено наличие незаменимых жирных кислот – семейство альфа- линоленовой кислоты ОМЕГА -3 и семейство линолевой кислоты ОМЕГА -6
-
Закономерности деформирования диагональных и радиальных шин движителей зерноуборочных комбайнов
Краткое описание
Целью исследования являлось изучение закономерностей деформирования диагональных и радиальных шин движителей для зерноуборочных комбайнов высокой производительности. Метод исследования – экспериментальный с использованием «шинного тестера» и специально разработанных приспособлений для определения деформаций внутренней и внешней оболочек шины относительно обода в окружном и радиальном направлениях. Выходные показатели колеса с пневматической шиной определяются, в основном, способностью шины деформироваться так, чтобы при малых гистерезисных потерях в резинокордной оболочке и приемлемых в ней напряжениях, исходя из ресурса, создавалась наибольшая площадь контакта с опорным основанием. Указанное обстоятельство приобретает особую значимость при разработке шин для зерноуборочных комбайнов высокой производительности, закономерности деформирования которых в настоящее время мало изучены. Анализ проведённых экспериментальных исследований показал целесообразность применения на движителях зерноуборочных комбайнов вместо диагональных радиальных шин такого же типоразмера. Сопротивление качению у радиальных шин 30,5R-32ниже, чем у диагональных шин 30,5L-32, а развиваемая площадь контакта за счёт увеличения длины выше, что обеспечивает снижение уплотняющего воздействия на почву
-
05.20.00 Процессы и машины агроинженерных систем
Краткое описание
Целью исследования являлось обоснование жёсткостных параметров шин движителей для зерноуборочных комбайнов высокой производительности. Метод исследования – аналитический с использованием математической модели зерноуборочного комбайна, в которой учитываются жёсткости и демпфирование шин ведущих и управляемых мостов в окружном и радиальном направлениях. Значения рациональных жёсткостных характеристик пневматической шины были определены, в основном, способностью шины деформироваться так, чтобы снизить угловые, вертикальные и горизонтальные колебания остова зерноуборочного комбайна для обеспечения качественного технологического процесса обмолота и очистки зерна. Указанное обстоятельство приобретает особую значимость при разработке и внедрении новых моделей шин для зерноуборочных комбайнов высокой производительности. Анализ проведённых аналитических исследований показал целесообразность применения на движителях зерноуборочных комбайнов вместо диагональных или радиальных шин такого же типоразмера с оригинальным расположением нитей корда. Предлагаемая пневматическая шина 30,5Э-32, используемая в качестве ведущей, способствует уменьшению амплитуды угловых колебаний и рабочей скорости комбайна, а также угловых и вертикальных ускорений до 1,42 раз
-
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описание
Общая площадь зеленых насаждений столицы Дагестана в настоящее время составляет 3003,5 гектара, а в середине 1960-х годов - 186 га. Площадь зеленых насаждений общего пользования на одного жителя в 2015 году по сравнению с 1960 годом снизилась катастрофически и составила 3,6%, а от нормы составляет только 1,0%. Темпы садово-паркового строительства города сильно отстают от темпов строительства жилого и офисного сектора, а существующие зеленые насаждения ни по количеству, ни по качеству не отвечают санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям, кроме того отмечается низкий художественно-архитектурный уровень планировки зеленых насаждений. Освещены вопросы истории развития садово-паркого строительства г.Махачкала. Подробно проанализирован породно-видовой (разновидности, формы, сорта) состав зеленых насаждений. Дана оценка их состоянию. Несмотря на общее большое разнообразие видового состава (281 вид древесных растений, среди которых 60 видов голосеменных и 221 вид покрытосеменных растений) в основном, везде культивируется лишь небольшая их часть. Это при том, что Республика Дагестан отличается богатым видовым разнообразием растений местной флоры, которые можно эффективно использовать в озеленении. Здесь также имеются и благоприятные климатические условия для интродукции новых видов. Следует отметить, что в частном секторе прослеживается обратная тенденция. Даны некоторые рекомендации по улучшению состава и состояния древесно-кустарниковых насаждений города. Показана необходимость увязки производственных работ зеленого строительства города с научной деятельностью профильных учебных и научных учреждений
-
Применение в комбикормах цыплят-бройлеров местных кормовых средств натурального происхождения
Краткое описание
Применение в комбикормах цыплят-бройлеров кормовых добавок из растительных ресурсов активизирует биологические функции организма. Это способствует повышению продуктивности и дает возможность получать экологически чистую продукцию. К таким местным растительным кормовым добавкам, способствующим обогащению комбикорма бройлеров биологически активными веществами, можно отнести муку из крапивы двудомной и морских водорослей Каспия. Данная статья посвящена изучению состава крапивы двудомной в зависимости от места произрастания в условиях РД и определению эффективности применения муки из нее как в отдельности, так и совместно с мукой из морских водорослей в комбикормах цыплят-бройлеров взамен травяной муки. Исследования показали, что крапива двудомная предгорной зоны в период цветения незначительно превосходит крапиву горной зоны по содержанию сухого вещества на 1,19%, протеина на 0,09% и ОЭ на 0,77 ккал/100 г. Мука из крапивы горной зоны по энергетической ценности также уступает на 6,81 ккал/100г предгорной. Включение в состав комбикорма 2% муки из крапивы, 3% морских водорослей как в отдельности, так и в комплексе 2%+3% взамен травяной муки из люцерны привело: к увеличению живой массы бройлеров на 4,60-8,95%, улучшению сохранности на 2,8-5,70%, увеличению выхода мышц на 0,56-2,54% по сравнению с контролем. Более высокое содержание протеина в грудных мышцах было у опытных групп на 0,97 – 2,74% и суммы незаменимых аминокислот на 1,68-2,11% по сравнению с контролем. Отмечено значительное увеличение йода в грудных мышцах опытных групп на 119,6-166,07% по отношению к контролю. На основании результатов проведенных исследований для повышения продуктивности и биологической ценности мяса бройлеров рекомендуется включать в комбикорма 2% муки из крапивы двудомной и 3% из водорослей взамен 4% травяной муки из люцерны и 1% зерновых
-
Краткое описание
В статье приводится сравнение различных типов привода ведущих мостов полноприводной колесной машины. Показано, что блокированный привод ведущих мостов, отличаясь простотой, способен обеспечить наилучшую реализацию тяговосцепных качеств полноприводной машины при условии компенсации кинематического рассогласования в движении передних и задних колес. Проведен анализ причин возникновения кинематического несоответствия и его последствий. Дан анализ существующих способов снижения отрицательного влияния кинематического несоответствия на работу полноприводной колесной машины в блокированном режиме. Предложен способ снижения кинематического рассогласования путем регулирования давления воздуха в шинах колес с одновременным контролем ведущих моментов на осях. Показана взаимосвязь между разностью кинематических радиусов колес разных мостов и разностью ведущих моментов на них. Приведен алгоритм и описана работа системы автоматического регулирования давления воздуха в шине, реализующей предлагаемый способ. Описана методика опытного определения оценки энергетических потерь от кинематического несоответствия при движении полноприводной машины. Приведены результаты такой оценки применительно к сельскохозяйственному колесному трактору класса 5 движущемуся на различных опорных основаниях
-
Создание интенсивных низкобюджетных плодовых садов яблони в Дагестане
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описание
В условиях предгорной почвенно-климатической зоны республики Дагестан изучен вопрос создания низкобюджетных интенсивных садов яблони. Данная работа начата авторами в 2011 году ввиду принятия в республике «Программы развития садоводства на 2011-2016 годы», согласно которой, намечалось заложить 6200 га новых садов. Однако, опыт ведения садоводства в Республике, с учетом сложившихся в последние годы социально-экономических отношений, дотационным характером экономики и хроническим недостатком средств, показывает рискованность создания высокотехнологичных шпалерно-карликовых насаждений себестоимостью 1-1,5 миллиона рублей на гектар. Невозможность быстрого преодоления существующих проблем в деле резкого развития отрасли садоводства на данном этапе, заставила искать выход в единственном беспроигрышном направлении – уменьшении себестоимости насаждений при сохранении их высокой экономической эффективности. Теоретические изыскания воплотились в жизнь в виде закладки весной 2013 года в Карабудахкентском районе Дагестана сада яблони из четырех перспективных позднеспелых сортов на среднерослом подвое. Результаты проведенных трехлетних научных изысканий, воплощенных в закладке интенсивного сада яблони на среднерослом подвое, позволяют уже сейчас сделать следующие предварительные выводы: 1. В условиях Дагестана возможно создание интенсивных садов яблони с расчетной урожайностью 300-400 центнеров с гектара, на среднерослых подвоях уже при плотности 666 деревьев на гектар. 2. Себестоимость такого сада, без ущерба качественным показателям, возможно уменьшить при существующих рыночных ценах на труд и необходимые материалы, до 214 тысяч рублей на гектар, с выходом на полную окупаемость всех затрат на седьмой год эксплуатации. 3. Такой интенсивный сад, согласно общепринятой практики, в состоянии дать за период эксплуатации не менее 22 полноценных урожаев и обеспечить получение чистой прибыли порядка 6,6 миллиона рублей с гектара или 236 тысяч рублей с гектара в год за весь срок отчуждения земли под сад
-
Сравнительный анализ деформирования шин 30,5-32 с различным внутренним строением
05.20.00 Процессы и машины агроинженерных систем
Краткое описание
Целью исследования являлось изучение закономерностей деформирования с различным внутренним строением оболочки шин типоразмера 30,5-32 движителей для современных мобильных сельскохозяйственных машин. Метод исследования – экспериментальный с использованием «шинного тестера» и специально разработанных приспособлений для определения деформаций оболочки шины относительно обода в окружном и радиальном направлениях. Выходные показатели колеса с пневматической шиной определяются способностью шины деформироваться так, чтобы при малых гистерезисных потерях в резинокордной оболочке создавалась наибольшая площадь контакта с опорным основанием. Указанное обстоятельство приобретает особую значимость при разработке шин для мобильных сельскохозяйственных машин c высокой энергонасыщенностью, закономерности деформирования которых в настоящее время мало изучены. Анализ проведённых экспериментальных исследований показал целесообразность применения на движителях мобильных сельскохозяйственных машин вместо диагональных и радиальных предлагаемых в работе экспериментальных шин такого же типоразмера. Сопротивление качению у экспериментальных шин 30,5Э-32 ниже, чем у серийно выпускаемых шин, развиваемая площадь контакта выше, что обеспечивает снижение уплотняющего воздействия на почву
-
Характер деформирования крупногабаритных шин низкого давления движителей тракторов класса 5
Краткое описание
Целью исследования являлось изучение закономерностей деформирования тракторных крупногабаритных шин низкого давления, предназначенных для движителей тракторов класса 5. Метод исследования – экспериментальный с использованием «шинного тестера» и специально разработанных приспособлений для определения деформаций внутренней и внешней оболочек шины относительно обода в окружном, радиальном и боковом направлениях. Выходные показатели колеса с пневматической шиной определяются рядом факторов. В т.ч., способностью шины деформироваться так, чтобы при малых гистерезисных потерях в резинокордной оболочке и приемлемых в ней, исходя из ресурса, напряжениях создавалась наибольшая площадь контакта с опорным основанием. Указанное обстоятельство приобретает особую значимость при разработке тракторных шин низкого давления, деформационные характеристики которых в настоящее время мало изучены. Анализ проведённых экспериментальных исследований показал необходимость целесообразности создания шины с ориентацией корда в её оболочке таким образом, чтобы в зоне восприятия вертикальных и продольных сил нити корда работали в режиме, близком к растяжению, а в зоне контакта – на изгиб. Этим требованиям наилучшим образом отвечает шина, в которой нити корда расположены в смежных слоях параллельно и направлены под заданным углом в сторону действия осевых сил на колесо в набегающих волокнах