09.00.00 Философские науки
-
Философское осмысление концепта «игра» и его использование в неигровых контекстах
Краткое описаниеДля междисциплинарного осмысления феномена игры интересно, как концепт игрового дискурса функционирует в различных неигровых контекстах. Исследование разновидностей концепта игра позволяет проследить процесс образной концептуализации знания об этом универсальном феномене. На многочисленных примерах автор прослеживает, как феномен игры репрезентируется в языке и отражается в сознании. Показано, что концепт игра отличается большой продуктивностью метафорического переосмысления. В результате акцентируются наиболее значимые характеристики феномена игры, реализуются определенные представления об игре, эксплицируются такие доминантные ее смыслы, как свобода, возможность выбора, имитация, динамичность, эмоциональное напряжение, агональность, азарт, риск, непредсказуемость результата и другие атрибутивные признаки. Представленные контексты употребления иллюстрируют также коммуникативные и социальные составляющие игрового поведения. Доминантные смыслы, ключевые идеи, объединяющие рассматриваемые образы, актуализируют как базовые принципы, характерные для феномена игры в целом, так и специфические особенности различных видов игр (спортивных, детских, азартных, театральных, компьютерных и др.)
-
Фиксация онтологической иерархии в древнегреческом эпосе
Краткое описаниеСтатья посвящена анализу представлений об иерархическом устройстве мироздания в древнегреческой мифоэпической традиции. В исследовании показано, что миф отражает в своей структуре основную программу объяснения человеком основных принципов мироздания; Хаос сам обладает порождающей силой и образует из себя порядок, а иерархия возникает вместе с формированием порядка-космоса. Первые божества – Гея и рожденные ею Уран, горы, понт, - обладают огромной силой и, в первую очередь, силой порождения. Из произведений Гомера и Гесиода мы выяснили, что история богов связана с борьбой детей с отцом-правителем. Одно поколение богов, становится той опорой, на которой стоит следующее. Третье поколение богов является властителями в большей степени, чем предыдущее. Поколение титанов неумолимо, но оно живет согласно безграничным силам природы. Титаны необузданны. Боги-олимпийцы, напротив, имеют отношение к сознательному ограничению. Боги третьего поколения обладают страстями: любят, ненавидят. Однако олимпийцы, также как и люди, должны подчиняться трансцендентальному закону мироздания. Боги третьего поколения приобщены к разумному. Порядок мироздания, подчиненный закону-Судьбе распространяется в человеческом сообществе. Власть как акциденция изначальной иерархии дает себя в руки тем, кто может подчинить свою волю абсолютной силе Судьбы. Легитимность власти определяется изначальной иерархией мироздания
-
Феномен культурной самоидентичности в контексте исторического времени
Краткое описаниеВ статье рассматривается формирование и развитие культурной самоидентичности под влиянием культурно-исторической динамики. Пристальное внимание уделяется описанию непрерывности формирования компонентов самоидентификации на фоне изменения восприятия времени
-
Трансформация феномена власти в новое и новейшее время
Краткое описаниеСтатья посвящена вопросу понимания власти в эпоху Нового времени. Новоевропейский модернизм усилил представление о власти как способе достижения эффективности деятельности в общественной жизни. Сущность власти в Новое время определялась в связи с модернизацией и индустриализацией общественного производства. Кроме того, она связана с развитием значимости субъекта. Власть необходимо является обратной стороной свободы
-
Трансформация системы семейных ценностей в современную эпоху
Краткое описаниеАнализ системы семейных ценностей, показана их трансформация с развитием общества
-
Трансформация образа чужого в условиях постфронтирной культурной парадигмы
Краткое описаниеКультурный диалог с Чужим на фронтирных территориях принимает различные формы в зависимости от конкретного периода, в котором и происходит межкультурная коммуникация с Чужим. Можно выделить три периода с особыми формами межкультурной коммуникации: ранний фронтир, активный фронтир и постфронтир. Если встреча с Чужим в период активного фронтира характеризуется активной борьбой с Чужим, порой до полного его уничтожения или порабощения, то в период постфронтира наступает пересмотр форм этого диалога, а образ Чужого кардинально меняется с отрицательного на положительный. В данной статье анализируется трансформация образа Чужого на постфронтирном пространстве США. В ней показаны, как образ индейца во второй половине ХХ в. обретал все более положительные черты
-
Трансформации социализма и консерватизма в эпоху постмодерна
Краткое описаниеВ статье рассматриваются проблемы и перспективы оппонентов господствующей либеральной идеологии – социализма и консерватизма. Доказывается, что основными проблемами для социализма и консерватизма выступают как размывание их социальной базы, так и вытеснение их в область теоретического. Динамика социализма и консерватизма под влиянием неолиберальной практики оказывается довольно противоречивой и разнонаправленной. С одной стороны это побуждает многих левых и правых политиков принимать принципы неолиберализма, идя на компромисс. С другой стороны усиливает радикализацию наиболее твердых сторонников этих идеологий. Тем не менее, оппоненты либерализма не лишены перспектив. Теряя свой тотальный характер, присущий им в «век идеологий», эти идеологии вполне могут сохранять свою актуальность на частичном (молекулярном) уровне. Усиливающееся социальное неравенство представляет поле для развития социалистических идей, а ценностные деформации актуализируют консервативные постулаты
-
Тождество философии и религии как высшая цель их становления
Краткое описаниеВ настоящей работе решается вопрос о соотношении различных форм познания, таких как философия и религия в онтологическом процессе, под которым понимается диалектическое единство становления бытия и мышления. Определение логической формы отдельных стадий познания оказывается возможным только в том случае, если они есть особенные формы определения всеобщей формы бытия, которая для них является всеобщим содержанием. Особенное определение всеобщей формы бытия посредством отдельных форм познания составляет логическую необходимость онтологического процесса. Его подразделение на три стадии опосредовано конкретно-историческим воплощением трех логических форм, которым в сфере познания соответствуют: искусство/миф; религия/наука; философия. На основании тождества содержания философии и религии, которым выступает всеобщая форма бытия, утверждается, что их тождество на последней стадии становления культуры, есть результат реализации данной формы в идее конкретного тождества. Ее конкретное проявление во всех аспектах бытия и мышления завершает собой онтологический процесс, превращая его в бесконечно определенную по своей логической форме систему. Идея конкретного тождества, которая есть идеальная цель и актуальный результат становления бытия, не оставляя в нем ничего абстрактного и неопределенного, в полной мере выражает себя в идеальном по форме, всеобщем понятии. Поскольку в понятии – субъект и объект, мышление и бытие, дух и природа окончательно совпадают, то всеобщее понятие есть конкретное проявление всеобщего субъекта – абсолютной личности, вечно единой во всех своих атрибутах. Понятие идеи конкретного тождества, возникая не только в философии, но и в религии – в образе абсолютной личности, посредством их объединения на высшей стадии развития, достигает предельной точки своего определения
-
Краткое описание
Статья посвящена анализу позиций некоторых философов, которые негативно оценивают роль техники в жизни человека и общества. В исследовании рассматриваются позиции Э. Юнгера, Ф. Юнгера, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др. Кроме того, авторы обращаются к наследию А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, М. Макклюэна. В данной работе показано как методы формализации и символизации в науке переносятся в области гуманитарного знания и духовной жизни, обедняя их, превращая «понимающее мышление в исчисляющее». Исчисление становится признаком механизированной действительности, в которой образование, трудовая деятельность, бытовая жизнь также подчиняются принципам механизации. Экстраполяция механики во все сферы человеческого существования ведет к разрушению гуманистических принципов: мир как механическая система – это мир, где один элемент можно заменить другим, где каждая часть представляет собой только объект для изучения и манипуляции. В статье также раскрывается тенденции превращения людей в массы именно на основе рационально-исчисляющей традиции Нового времени. Таким образом, в этой работе поставлены проблемы, угрожающие самой сути «человечного», «человеческого» и сформулирован посыл для дальнейших поисков способа разрешения вопроса о дегуманизации в связи с техническим развитием, при невозможности полностью от него отказаться
-
Теория развивающихся систем и другие системные подходы в исследовании эволюции
Краткое описаниеРассмотрены различные модели эволюции биологических и социальных систем, в которых реализован системный подход. Показаны современные исследования генетических, эпигенетических, экологических и культурных форм наследования в данных системах. Подчеркивается значение негенетических форм наследования для эволюции