09.00.00 Философские науки
-
Образование: сокрытое сокровище?
Краткое описаниеОбразование играет центральную роль при формировании личности. При этом особое значение имеют ценности и идеалы, которые формируются в результате процесса воспитания и обучения. Сегодня нравственный компонент системы образования является одной из приоритетных задач государства
-
Краткое описание
Создание нового учебного заведения всегда значительное событие. Однако учебные заведения не возникают спонтанно и неожиданно. Для этого всегда нужна общественная необходимость и целесообразность. Именно так в свое время и был создан институт ветеринарии в Витебске в 1924 году, преобразованный со временем в Витебскую государственную академия ветеринарной медицины. Которая стала одним из ведущих учебных заведений в своей отрасли в СССР и единственным учебным заведением данного профиля в Республике Беларусь. В статье освещены такие аспекты работы академии, как вовлечение студентов в научную деятельность, культура книги. А так же развитие непрофильных кафедр – экономики, политологии и философии, экономической истории и теории, компьютерной грамотности но без функционирования которых невозможно подготовить всесторонне развитого специалиста, способного к профессиональному росту и совершенствованию. Базируясь на достигнутом опыте, Витебская государственная академия ветеринарной медицины является не только лидером в подготовке высокообразованных и высококлассных специалистов в области ветеринарной медицины и биотехнологий, но растит всесторонне развитых специалистов, имеющих высокую мораль и нравственность и значительный багаж знаний в области гуманитарных дисциплин, могущих при необходимости конвертировать эти звания из теоретической области в практическую
-
Молодежная языковая ментальность как способ восприятия мира
Краткое описаниеВ данной статье речь идет о языковой ментальности молодежи. Проблема многогранна и дает исследователю возможность видеть с различных сторон взаимодействия языка и менталитета, а также их действий в единстве. Менталитет молодежи в значительной степени детерминируется социальными условиями, что выражается в языковых особенностях. Язык, в свою очередь, оказывает определенное формирующее влияние на процесс социализации молодежного менталитета. Философы, психологи, лингвисты, историки рассматривают различные стороны взаимодействия менталитета и языка, их отношений: языка и мышления, языка и истории, языка и национальной культуры, языка и обучения, языка и юмора и т. д. Цель статьи – выявить особенности молодежной языковой ментальности как способа восприятия мира, определить ступени (уровни) функционирования ментальности как языковой картины мира, выделить факторы формирования индивидуальной языковой ментальности личности и социальной среды
-
Модели сетевых обществ в постиндустриальных и информационных концепциях
Краткое описаниеВ статье проведено исследование работ теоретиков постиндустриальной и информационной концепций развития общественной системы. Автор всесторонне рассматривает роль данных парадигм в формировании представлений о современном социокультурном пространстве. Он отмечает высокую прогностическую значимость, исследуемых трудов для понимания феномена Сетевого общества. При этом автор обращает внимание на то, что они не могут всесторонне описать современное состояние социального пространства и не обладают необходимой разнообразностью методологического аппарата. Отмечено, что, требуются новые способы осмысления и систематизации объектов виртуальной среды. По мнению автора, важным является обозначение информации как одной из приоритетных составляющих преобразовательного процесса в социуме. Опосредованная техникой и Интернетом коммуникация создает новый тип социальных связей, переключая внимание на создание социальных коммуникаций как игровой среды взаимодействий. Сжатие пространственно- временного континуума, описанное в терминах информационного и глобального переориентирования социального пространства, помогает осмыслить локальность, мозаичность и фрагментарность возникающего типа социальности. Это явление связано с вовлечением индивидов в тотальную систему коммуникации, которое оборачивается культурной манипуляцией, затрагивающей потребности и характер поведения во всех сферах жизни, так как информация все более приобретает способность программировать. Интернет создает иллюзию полноты социально востребованных действий и ожиданий. В статье показано, что интерес к феномену образной реальности все более возрастает среди социальных мыслителей современности, которые видят в ней будущее состояние социального пространства. Автор обращает внимание на то, что освоение Сетевого мира определяется главной задачей современных гуманитарных наук, решение которой осуществляется посредством упорядочивания, ценностного ранжирования феноменов виртуализации, оптимизации способов контроля над взаимодействием виртуальной и подлинной реальностями
-
Краткое описание
Статья представляет собой опыт рефлексии над теоретическими предпосылками феноменологического и системного подходов к проблеме прогнозирования социальной реальности. Предметом исследования являются принцип многомерности социальной реальности в аспекте детерминизма и индетерминизма социальных процессов, а также принцип каузальной асимметрии времени, выступающий в качестве онтологического основания многомерности реальности. Утверждается, что в основе постановки важнейших философских проблем находится опыт прикосновения к феномену многомерности реальности. Многомерность реальности проявляется как зависимость фундаментальных характеристик от уровня теоретического обобщения и интенциональности сознания, регистрирующего реальность в ее существовании. Гипотеза многомерности социальной реальности предполагает, что социальные процессы можно описывать и как строго детерминированные, прогнозируемые и как зависящие от свободы воли человека в зависимости от уровня теоретического обобщения, на котором они рассматриваются. Принцип каузальной асимметрии времени является формой многомерности времени и условием многомерности процесса, в том числе и социального. В основе каузальной асимметрии времени находится системность времени, несводимость времени ни к сознанию, ни к бытию. Показано, что невозможно иначе как через синтезирующую деятельность сознания связать воедино два смысла, в равной степени имеющих непосредственное отношение ко времени: длительность, удерживающую время в некотором равноправном единстве моментов и изменчивость, смену времен, выражающую онтологическую исключительность настоящего момента. Многомерность и асимметрию времени можно рассматривать в качестве теоретических предпосылок феноменологического и системного подхода к проблеме социального прогнозирования
-
Методология философии науки, как основание исследования динамики культурных парадигм
Краткое описаниеВ статье выявлена проблема теоретических оснований в динамике культуры при рассмотрении ее, как парадигмы. Рассмотрены теоретические подходы к исследованию динамики парадигм в философии науки
-
Лингвистический детерминизм, кумулятивная эволюция и рост научного знания
Краткое описаниеОсновная задача исследования состоит в изучении того, как язык и его исторически сложившееся содержание и структура позволяет аккумулировать знания и обуславливать развитие индивида, культуры и науки. В работе показаны теоретические крайности современного «прагматического поворота», обосновывающего производность языка от природных, культурных и когнитивных систем. Доказывается необходимость рассмотрения языка как относительно самостоятельного основания и одной из причин индивидуального и общественного развития. В исследовании изучается системный характера языка, мышления и культуры, их экологическая и социальная «встроенность» (embeddiness), тесная взаимосвязь с другими знаковыми системами и различными формами деятельности. Исходя из этого показана односторонность подходов, рассматривающих в системах со множеством действующих причин лишь двухсторонние соотношения языка и мышления, языка и культуры. Особое внимание в работе уделяется роли языка в аккумуляции и систематизации научных знаний и трансляции культурных традиций. В этом контексте язык рассматривается как часть негенетических систем наследования, «социальным априори», создающим условия и детерминирующим содержание кумулятивного общественного развития. Поэтому в исследовании обосновывается необходимость объединения в рамках системного подхода лингвистического и прагматического «поворотов» в понимании языка и его роли в культуре и науке
-
Краткое описание
Анализ различных точек зрения на критерий живого
-
Краткое описание
В статье с философской и психологической точки зрения анализируется феномен эротизма, рассматриваются проявления различных форм агрессии в сексуальном взаимодействии. Для подкрепления теоретических выводов приводятся результаты эмпирического исследования особенностей сексуальности и агрессивности юношей и девушек
-
Как философия стала «жанром литературы»
Краткое описаниеВ статье проведен обзор основных теоретических и методологических установок ведущих европейских философских течений второй половины ХХ века, сформировавших отказ от образа философии как «точной науки», основанной на логико-понятийном инструментарии. Показана связь постструктуралистских построений и структуралистской программы создания новой дисциплины - «типология дискурсов», в контексте которой философия должна рассматриваться как один из жанров литературы. Поиски структуралистов начинаются с описания инвариантных, статичных структур, с помощью которых создаются отдельные художественные произведения. Последние рассматриваются как частные случаи употребления этих атомарных структур. Эта установка, как обнаруживается в статье, приводит к двум следствиям. Первое состоит в том, что литература не имеет специфических отличительных черт по отношению к другим видам дискурса, т.е. как таковая не существует (Ц.Тодоров). А второе, - когда известна логика порождения любых смыслов, становится излишней читательская герменевтика. Эти выводы привели структуралистов к идее создания новой научной дисциплины «типология дискурса». Эту линию со своей стороны продолжили постструктуралисты: стратегия «поэтизации философии» оправдана расширением предмета познания наук в сторону неверифицируемых и нерационализируемых областей, требующих отдельных методов изучения и языка описания. Т.о. философский дискурс становится тем самым языком описания, с помощью которого можно преодолеть «логоцентризм» традиционного мышления. Далее в статье рассматриваются основные стратегии «логомахии», разработанные Ж.Деррида: «деконструкция», «децентрация структуры», «критика трансцендентального означаемого», «критика структурности структуры»