09.00.00 Философские науки
-
Краткое описание
Рассматриваются проблемы подмены смыслов и понятий в науке и социальной жизни. Подобного рода процессы приводят к искажению не только научной картины мира, но и к абсолютно нежелательным социальным потрясениям. Однако не разработанность этой научной проблемы не позволяет сегодня избегать указанных искажений реальной картины мира, что и приводит к нежелательным последствиям, требующим корреляции и исправлений. Вопрос подмены смыслов и понятий – вопрос в науке не новый, хотя и недостаточно исследованный. Известно что, за строгость мысли приходится дорого платить потерей гибкости в переоценке смыслов, в результате легко соскользнуть к догматизму. Отметим, что это постоянно и происходит как в самой науке, так и в жизни общества, которому и призвана служить любая наука. Так наука мало представима без научных школ. Они являются гарантом сохранения определённого знания, видения, подхода, наконец, школы – это традиции и авторитет науки. Однако, пережив свой расцвет, когда на смену основоположнику приходят, через несколько поколений, далеко не такие гениальные и талантливые ученики-начётчики, школа начинает вырождаться, плодит схоластику путём подмены смыслов и понятий, выхолащивая их, и, в конечном итоге, уничтожая самою себя. Весьма наглядным примером социальных манипуляций на основе подмены смысловых платформ является коллективизация в СССР в 30-е годы ХХ века и связанные с этим так называемые «перегибы», что и есть подмена смысловых платформ в чистом виде. Разработка данного направления, связанного с выявлением подмены смыслов и понятий, будет продолжаться и далее. И приближение к истине будет и далее происходить через очищение знания от мифа, путём поиска первосмысла или архетипа, отделённых от вымысла и лжи, очищенных от научной недобросовестности и политического заказа
-
Проблема чтения и письма в контексте поэтики и прагматики философского текста
Краткое описаниеВ статье рассматривается проблема чтения и письма, которая актуальна для современной философии текста. Философский текст в современной гуманитарной науке рассматривается с позиции двух его функций – поэтической и прагматической. Поэтическая функция текста связана со структурой текста, а также культурной и социальной ролью автора в процессе его «производства». Прагматическая функция текста предполагает его «потребление» со стороны читателя, а также процесс коммуникации между автором и читателем. Статья описывает результаты исследований «функции автора» в гуманитарной культуре ХХ века. Современные аналитики, такие как Р. Барт, М. Фуко и У. Эко говорят о «смерти автора», поэтому понятие текст в современной культуре вытесняется термином «письмо». В этой связи возрастает роль читателя, не только в качестве «адресата» текста, но и в качестве его соавтора. Читатель интерпретирует текст, обеспечивая пространство его культурного потребления и воспроизводства в современном обществе. Ключевой механизм такого воспроизводства можно назвать «гипертекст», поскольку он соответствует представлениям о тексте как с позиции постструктурализма, так и с позиции современного информационного общества. В статье делается вывод о необходимости дальнейших исследований в данном направлении
-
Проблемные вопросы современной норвежской философии: достижения и дилеммы
Краткое описаниеВ статье представлен обзор достижений философской науки в Норвегии послевоенного периода. Автор анализирует наиболее актуальные для современной норвежской философии вопросы и тенденции. Данная работа вводит новый ряд источников, которые не были представлены ранее в русскоязычной литературе
-
Проекция рыцарских орденов на современность
Краткое описаниеАрхетип рыцарства и благородства живы и поныне. Вопрос лишь в том, как качественно и количественно это воздействие осуществляется, насколько оно явно и каковы способы его воздействия. Рассмотрим взаимодействие орденских организаций с обществом и проникновение их архетипов через века в наши дни. Наиболее же полную концепцию Ордена в настоящее время разработал Максим Калашников (Кучеренко Владимир Александрович). И целью этого «Ордена новых меченосцев» является возрождение России, как независимого имперского государства. Можно предположить, что слово «Орден» включает какие-то скрытые в нас механизмы, приводящие к реализации его архетипа, а затем и его развития, так сказать «прорастание семян» через столетия, а то и тысячелетия. Материальным носителем архетипов могут выступать различные структуры. Например, это может быть генетический уровень, который проявляется в сложном, многоконтурном и многоуровневом строении человеческой психики, а значит и мозга. Это могут быть и полевые структуры, которые накапливают информацию и в которых мозг человека лишь приемо-передающее устройство и антенна, исходя из того, например, что природа планетарного сверхразума – это интегрированное объединение физических полей, к чему в свое время вплотную подошел В.И.Вернадский
-
Происхождение, эволюция и специфика естественного языка и коммуникации в природе
Краткое описаниеВ работе рассматриваются современные тенденции и проблемы в изучении происхождения и развития коммуникации в природе. На основании новых открытий в этой области пересматриваются отличительные особенности естественного языка, а также биологические, когнитивные и социокультурные предпосылки его возникновения. В работе исследуется специфика наиболее ранних и простых видов «коммуникации» (бактерий, растений). Обосновывается, что к ним в большей степени применимы нерепрезентативные модели коммуникации, так как она не связана со смысловыми значениями, процессами познания и интерпретацией. На примере акустических сигналов птиц и приматов показаны исследования репрезентативности, пластичности и социокультурной наследуемости данных средств коммуникации. Открытие способности, в частности некоторых видов птиц, к созданию «семантической комбинаторности» (композиционности), говорит о наличии определенного «протосинтаксиса» в природной коммуникации. Все эти характеристики позволяют сблизить границы между коммуникацией в природе и естественным языком, посмотреть на развитие средств коммуникации как на эволюционно более градуалистический процесс, чем считалось ранее. Тем не менее, в работе отмечается необходимость развития в современных исследованиях социокультурных подходов к языку и коммуникации, учитывающих негенетические системы наследования и кумулятивный характер культуры
-
Реализм в системе «материализм - идеализм»: историко-философский аспект
Краткое описаниеСовременная философская мысль находится в состоянии поиска новых путей развития. Традиционная материалистически- идеалистическая модель оказывается архаичной и плоской. Необходимо выработать адекватные формы рефлексии. Также существует потребность включить в осмысление бытия актуальные данные фундаментальных исследований. История русской мысли показывает, что в сложившейся в кон. XIX в. ситуации интеллектуального кризиса, сформировалось такое философское течение как реализм. Основаниями реализма были, с одной стороны, достижения естествознания, а с другой — революционно-демократические идеи «шестидесятников». Реализм, нацеленный на переосмысление бытия и преобразование практической жизни на реальных основаниях, ставил своей целью фактическое изучение действительности. Таким образом, наиболее активное развитие философский реализм получил в отечественном естествознании. Ученые- естественники утверждали корреляционное единство материального и идеального в природе. Идеализм расценивался как спекулятивное (пустое) философствование, а материализм - как ограничение познавательного пространства бытия и природы. Преимуществами философского реализма являются рационализм, синкретизм, критицизм. Реализм — такое направление мысли, которое не выработало свой потенциал и может быть продуктивным в решении современных задач
-
Реализм и антропологический принцип в русской философии
Краткое описаниеАнтропологизм традиционно считается главной чертой русской философии. Статья посвящена обзору некоторых антропологических идей, которые получили органическое развитие во 2-ой пол. XIX в. в рамках такого направления мысли как философский реализм. Философский реализм позиционируется как течение, формирующееся в русле основных традиций отечественной философии. Отмечается, что данное направление определяется как самостоятельное, на волне укрепления русской науки как новой познавательной парадигмы. Содержательно, философский реализм представлен теориями и концепциями, разработанными в естествознании 2-ой пол. XIX в. Реалистическое мировоззрение, вызревающее в естественнонаучное среде, не просто поддерживало антропологические традиции русской мысли, а ставило их на научную основу: господствовало представление, что только с помощью научных методов можно выявить объективные закономерности сосуществования человека, природы и общества. На основе анализа философских антропологических теорий русских мыслителей (А.Н. Радищев, А.И. Галич, Н.Г. Чернышевский), делается вывод о том, что реалистическое мировоззрение в естествознании, в области построения теории человекознания, базировалось на принципах целостности, панморализма, космизма. Итогом рассуждений является заключение, что философские концепции ученых-реалистов до настоящего времени оказываются вне поля внимания современных исследователей. А между тем, их изучение может внести существенный вклад в практический опыт постижения реальности, а так же открыть новые грани отечественной, национальной философии
-
Реалистическая концепция В.М. Бехтерева
Краткое описаниеВ центре статьи — философская концепция известного ученого и общественного деятеля В.М. Бехтерева, которая рассматривается с позиций философского реализма. Философский реализм такое течение в русской мысли, которое ставит своей целью изучение природы, существенной частью которой является человек. Таким образом, реализм базируется на антропологической традиции. Реалистическое мировоззрение, развиваемое учеными- естественниками, отражает понимание связи материального и идеального в природе. Для обозначения такой связи автор предлагает концепт «философская конверсия». Концепция В.М. Бехтерева позиционируется как конкретное выражение философского реализма в естествознании и обозначается термином «эволюционный монизм». Это означает корреляционную связь всех процессов в природе. На основе анализа философских взглядов ученого, автор приходит к выводу, что коррелятом материального и идеального в теории Бехтерева выступает психическая энергия, опосредуемая человеком. Психическая энергия, аналогично другим формам энергии, неуничтожима и обеспечивает социальное бессмертие человека. Накопление психической энергии приведет к созданию высшего нравственного существа – «прогенератива». Реалистическая концепция Бехтерева интересна как с исторической точки зрения, так и в контексте современных междисциплинарных попыток осмыслить «вторую реальность» человека — виртуальную
-
Религиозная трансгрессия в условиях гетеротопии
Краткое описаниеГетеротопия, по определению М. Фуко, это пространство за пределами всех других, пространство, в котором не работают привычные для субъекта законы и нормы. Совершенно очевидно, что поведенческие стереотипы в таких условиях претерпевают всевозможные изменения. Человек, попадающий в гетеротопию (и в особенности во фронтирную гетеротопию), вынужден приспосабливаться к новым условиям и так или иначе совершать так называемый акт трансгрессии, т.е. переступать через пределы традиционного поведения. Это повышает гносеологическую значимость изучения гетеротопной трансгрессии. Автор, используя фуконианский подход к гетеротопии, анализирует различные формы трансгрессии, впервые дается их классификация. Однако, особое внимание уделяется религиозной трансгрессии, так как гетеротопные пространства нередко дают почву для появления новых религиозных течений, ответвлений, а иногда и новых религиозных систем. Авторы приходят к выводу, что акты трансгрессии являются одной из форм реакции на встречу с Чужим в новых для субъекта трансгрессии условиях, что дает ему возможность максимально успешно приспособиться к меняющимся условиям среды. Все это и соответствует базовым инстинктам выживания индивидуума
-
Роль парадоксального стиля мышления в формировании постнеклассической стратегии исследования
Краткое описаниеВ статье рассмотрены основные подходы к типологии стилей мышления, предпринята попытка определения онтологического статуса парадоксального стиля мышления и парадокса