09.00.00 Философские науки
-
К вопросу о самоорганизации развивающихся систем
Краткое описаниеРассмотрена проблема перехода от абстрактно-всеобщей диалектики к конкретно-всеобщей теории развития, проблема соразмерности диалектической и синергетической культуры мышления в контексте соотнесения философского и естественнонаучного знания. Рассматривается гипотеза космологической сингулярности, рождение мира из ничего и роль темной материи в процессе развития Вселенной. Автор указывает на особенности синергетики, которая используя единство линейности и нелинейности, выражает в теории те аспекты материального единства мира, которые связаны с общими свойствами саморазвития сложных систем. Вселенная рассматривается как диссипативная система с периодически сменяемыми элементами (элементарными диссипативными системами). Элементарным частицам материи свойственно спонтанное нарушение симметрии и возникновение упорядоченных состояний. Порядок, симметрия и спонтанное нарушение симметрии выступают как феномены самоорганизации материи. Научные результаты, полученные в настоящее время с помощью квантовой теории поля, оказались способными дать теоретическое описания таких состояний, поэтому структурное единство на всех уровнях строения материи может быть обосновано в квантово-полевой картине мира
-
К вопросу о социологии социальной работы
Краткое описаниеСтатья на тему «К вопросу о социологии социальной работы» представляет интерес в свете социологического рассмотрения относительно новой для России теории и практики социальной работы. Роль социальной работы в обществе все ярче стала проявляться в последние десятилетия. На становление теории социальной работы существенное влияние оказали многие научные теории, но особенно - социологические.
-
К вопросу о традиции мистицизма в России
Краткое описаниеВ статье, посвященной традиции мистицизма в России, рассматриваются природа и формы мистического постижения реальности в исторической ретроспективе. История появления, распространения и изменения альтернативных науке способов освоения мира, затрагивает проблемы религиозной и философской мистики. Подробно анализируется православная традиция исихазма и неоисихазма, раскрывается важность ее влияния на духовную жизнь общества. Авторы вводят в оборот исторический материал об «александровском мистицизме» и осмысливают причины усиления западноевропейских мистических настроений в XIX веке. В работе рассматривается теософское наследие Е. Блаватской, мистико-педагогические идеи Р. Штайнера, витасофия Ю. Боканя, эзотерика К. Кастанеды, нашедших большое количество почитателей в современном российском обществе. Авторы отмечают, что особенностью общественного сознания является мировоззренческий синкретизм и дают характеристики этого явления. В статье анализируются причины «живучести» мистики, изменчивости его форм и проявлений, в частности, приспособляемости к любым способам восприятия действительности, стремления слиться, либо вступить в конфликт, с различными типами мировоззрения (например, наукой, философией и религией). Показано влияние изменений в сфере информатизации и коммуникации на широкое распространение мистической литературы и практик. Отмечается, что механизмы взаимодействия человека с реальностью через мистические традиции не всегда понятны, очень широки и многозначны, недостаточно изучены и требуют дальнейшего исследования
-
К вопросу об определении понятия «современной науки»
Краткое описаниеВ статье анализируются понятие и специфика науки, рассматриваются некоторые закономерности функционирования, интеграции и дифференциации современной науки. Рассматривается отличие науки и знания, отсутствие резких граней между понятиями «наука», «производство», «техника»
-
К вопросу сущности системы «наука-инновации-производство»
Краткое описаниеВ статье в рамках общепринятой социально–философской традиции были сформулированы и рассмотрены две тенденции, фиксирующие связь науки с материальным производством: тенденция обусловленности развития науки потребностями производства и тенденция все более возрастающего обратного воздействия науки на материальное производство (вместе с техникой, технологией, инновациями). В данной статье проанализированы не только отдельные элементы системы «наука – инновации – производство», но и главное внимание уделяется исследованию взаимодействия и взаимосвязи между её элементами
-
Как философия стала «жанром литературы»
Краткое описаниеВ статье проведен обзор основных теоретических и методологических установок ведущих европейских философских течений второй половины ХХ века, сформировавших отказ от образа философии как «точной науки», основанной на логико-понятийном инструментарии. Показана связь постструктуралистских построений и структуралистской программы создания новой дисциплины - «типология дискурсов», в контексте которой философия должна рассматриваться как один из жанров литературы. Поиски структуралистов начинаются с описания инвариантных, статичных структур, с помощью которых создаются отдельные художественные произведения. Последние рассматриваются как частные случаи употребления этих атомарных структур. Эта установка, как обнаруживается в статье, приводит к двум следствиям. Первое состоит в том, что литература не имеет специфических отличительных черт по отношению к другим видам дискурса, т.е. как таковая не существует (Ц.Тодоров). А второе, - когда известна логика порождения любых смыслов, становится излишней читательская герменевтика. Эти выводы привели структуралистов к идее создания новой научной дисциплины «типология дискурса». Эту линию со своей стороны продолжили постструктуралисты: стратегия «поэтизации философии» оправдана расширением предмета познания наук в сторону неверифицируемых и нерационализируемых областей, требующих отдельных методов изучения и языка описания. Т.о. философский дискурс становится тем самым языком описания, с помощью которого можно преодолеть «логоцентризм» традиционного мышления. Далее в статье рассматриваются основные стратегии «логомахии», разработанные Ж.Деррида: «деконструкция», «децентрация структуры», «критика трансцендентального означаемого», «критика структурности структуры»
-
Краткое описание
В статье с философской и психологической точки зрения анализируется феномен эротизма, рассматриваются проявления различных форм агрессии в сексуальном взаимодействии. Для подкрепления теоретических выводов приводятся результаты эмпирического исследования особенностей сексуальности и агрессивности юношей и девушек
-
Краткое описание
Анализ различных точек зрения на критерий живого
-
Лингвистический детерминизм, кумулятивная эволюция и рост научного знания
Краткое описаниеОсновная задача исследования состоит в изучении того, как язык и его исторически сложившееся содержание и структура позволяет аккумулировать знания и обуславливать развитие индивида, культуры и науки. В работе показаны теоретические крайности современного «прагматического поворота», обосновывающего производность языка от природных, культурных и когнитивных систем. Доказывается необходимость рассмотрения языка как относительно самостоятельного основания и одной из причин индивидуального и общественного развития. В исследовании изучается системный характера языка, мышления и культуры, их экологическая и социальная «встроенность» (embeddiness), тесная взаимосвязь с другими знаковыми системами и различными формами деятельности. Исходя из этого показана односторонность подходов, рассматривающих в системах со множеством действующих причин лишь двухсторонние соотношения языка и мышления, языка и культуры. Особое внимание в работе уделяется роли языка в аккумуляции и систематизации научных знаний и трансляции культурных традиций. В этом контексте язык рассматривается как часть негенетических систем наследования, «социальным априори», создающим условия и детерминирующим содержание кумулятивного общественного развития. Поэтому в исследовании обосновывается необходимость объединения в рамках системного подхода лингвистического и прагматического «поворотов» в понимании языка и его роли в культуре и науке
-
Методология философии науки, как основание исследования динамики культурных парадигм
Краткое описаниеВ статье выявлена проблема теоретических оснований в динамике культуры при рассмотрении ее, как парадигмы. Рассмотрены теоретические подходы к исследованию динамики парадигм в философии науки