09.00.00 Философские науки
-
Особенности аргументативного дискурса личностей с когнитивным стилем «когнитивная простота»
Краткое описаниеВ статье представлены результаты комплексного исследования особенностей аргументирования личностей, принадлежащих к полюсу «когнитивная простота» когнитивного стиля «когнитивная сложность»/ «когнитивная простота». Анализируются структурно-функциональные особенности аргументативного дискурса, выявляются языковые черты на субстанциональном, экспонентном и интенциональном уровнях дискурса когнитивно простых личностей
-
Парадигмы в философии общей теории циклов (кризисов)
Краткое описаниеВ статье рассматривается особая роль парадигм при исследовании (написании) общей теории циклов. Перед авторами ставится задача систематизации знаний в данной области и получения объективной оценки по средствам ретроспективного материала, который показывает смену одной парадигмы на другую
-
Педагогическая аксиология в образовательном пространстве Чувашской Республики
Краткое описаниеВ статье рассматриваются теоретико- методологические основания педагогической аксиологии в образовательном пространстве Чувашской Республики. Кратко изложены три этапа её формирования. С разных точек зрения обсуждается проблема вызовов времени по отношению к университетам. Уточнены представления о философии образования как теоретико-методологической основе мыслительного алгоритма обоснования и объяснения существенных признаков целостного человека. Выявлены и сформулированы положения педагогической аксиологии в сфере высшего образования. Рассмотрены признаки элитного образования и установлено, что социокультурный потенциал, формируемый в университетском пространстве региона, служит основанием для моделирования процессов прогнозирования развития общества с использованием соответствующего понимания личности и ее культуры. Показано, что системная оценка динамики развития образования возможна в контексте анализа функций дисциплины философия в образовании. Приведены и систематизированы примеры практической реализации элементов педагогической аксиологии в образовательном пространстве Чувашской Республики
-
Подмена смысловых платформ в процессе философского осмысления некоторых вопросов биологических наук
Краткое описаниеПроблема соотношения смыслов и понятий в науке, их подмена и рождение так называемого псевдознания – вопрос как никогда злободневный в нашу эпоху потрясений и больших перемен. Не избежали этих проблем и биологические науки. Тем более, что долгие годы они находились под значительным давлением со стороны господствующей на тот момент идеологии, партийного и государственного аппаратов. Именно поэтому Дарвинизм как таковой требует тщательного анализа с точки зрения современных достижений науки, в том числе и философии. Анализ имеющихся и накопленных за многие столетия развития биологической науки знаний позволяет найти логические несоответствия, возможные подмены смысловых платформ, а значит рождение псевдознания, что необходимо выяснять и купировать. А появление такой отрасли науки, как биофилософия и вовсе усугубило ситуацию в силу ряда крупных методологических недочётов этой всё еще не-науки. Поскольку это не только не прояснеет вопрос изучения органического мира, но лишь запутывает его, накладывая на мир антропоморфную матрицу, в то время как эстетическое, этическое свойственно не только человеческому разуму, ситуация изрядно запутывается. В то же время философская оболочка биологической науки зачастую наполняется идеологией разного рода. Что не способствует объективности знания
-
Подходы к пониманию значения архетипа элитарности как фундамента политологии
Краткое описаниеИзучение архетипа элитарности чрезвычайно важно для того, чтобы правильно оценить направление исторического развития государства. Это даёт возможность рационально выстроить внутреннюю и внешнюю политику государства. Так же это является основанием к конструктивному развитию методологии научного познания в области политологии, философии и истории. Но поскольку человек является сложной биологической системой, то многие аспекты его социальной деятельности основываются на его генетическом потенциале и им же обуславливаются. В работе дается определение элиты и элитных сообществ. Отмечается, что весь ход истории – это в конечном итоге положительное или негативное взаимодействие элит. Однако возникновение и функционирование любой элиты возможно и понятно только в контексте конкретной цивилизации, страны и в конкретный период времени. Вырванные из исторического контекста они приобретают нематериальный - мифический статус. При наличии архетипа элитарности, который перемещается по оси времени уже не одно столетие и тысячелетие, сегодня мы сталкиваемся с тем, что происходит качественное изменение современной элиты, меняются ее функции и само предназначение. С одной стороны идет вырождение старых элит, с другой – создаются новые элитные образования, которые могут принципиально отличаться от своих предшественников и иметь иные функции и предназначение
-
Принцип бинаризма в построении философских концепций и научных теорий
Краткое описаниеЦелью данной статьи является демонстрация использования бинаризма как метода теоретического познания. Прежде всего авторы коротко определяют изначальное значение понятия бинаризма как принципа различения бинарных оппозиций, из филологии пришедший в другие науки. А затем оговаривают условия использования бинаризма как методологического принципа: обозначаются оба члена оппозиции, вместе с тем рассуждение не должно содержать в себе логических ошибок «определения через отрицание» и «круга доказательства». Далее логика изложения связана с определением понятия жизнь сначала философски, а затем с использованием отдельных положений естественных наук, т.е. биологического, а затем и физического и астрофизического определений. Каждый раз авторы используют для изложения этих положений принцип бинаризма. Так, каждый раз становится очевидным, что, если смерть можно определить как отсутствие жизни, то понятие жизни требует другого подхода, опирающегося на позитивные, утвердительные высказывания, что также затруднительно, поскольку выводит исследователей к пределу «ничто» - «все»; «небытие» - «бытие». Результаты статьи носят двоякий характер. Поскольку целью исследования была демонстрация особенностей применения определеннного метдологического принципа, то само изложение материала может считаться реализацией цели. Вместе с тем в резюмирующей части авторы подводят черту, формулируя и теоретические положени, каксающиеся как естественнонаучной части аргументов, так и философской
-
Краткое описание
Обосновывается положение о том, что теоретические научные модели, создаваемые в результате процесса познания, отражают не реальность «какой она является на самом деле», а всего лишь реальность, «какой она является» в процессе взаимодействия с инструментальными средствами эмпирического познания, т.е. органами восприятия определенного организма, поддерживающего соответствующую форму сознания, экспериментальными установками и информационно-измерительными системами определенного функционального уровня. Приводятся примеры и последствия основных ошибок, исторически допускавшихся учеными при содержательной интерпретации теоретических научных моделей: это ошибки необоснованного придания модели онтологического статуса («гипостазирование») и связанная с ней ошибка придания модели статуса всеобщности. История появления и развития науки рассматривается как процесс последовательного применения естественнонаучного метода к исследованию предметов познания, ранее изучаемых в рамках философии. Формулируется перспективная идея решения задач философии естественнонаучными методами. В рамках реализации этой идеи предлагается естественнонаучная постановка и решение основного вопроса философии. Для этого вводятся новые научные понятия «Относительно объективное» и «Относительно субъективное» и рассматривается зависимость содержания этих понятий от формы сознания. Дается естественнонаучное определение сознания и предлагается периодическая многокритериальная классификация форм сознания, включающая 49 форм сознания: 7 типов сознания и 7 методов познания. Рассматривается диалектика смены мировоззренческих парадигм от древности до наших дней и определяется место научной парадигмы в этом процессе. Описывается действие закона отрицания- отрицания в смене мировоззренческих парадигм и на основе него высказывается гипотеза об основных особенностях будущей мировоззренческой парадигмы, формирующейся в настоящее время. Формулируются принципы корректной содержательной интерпретации научных моделей, следующие из естественнонаучного метода – метода научной индукции. Формулируются принципы открытого сознания, т.е. принципы, открывающие пути формирования новых более совершенных и более адекватных моделей реальности, чем существующие и считающихся всеми единственно верными
-
Природные основания происхождения культуры
Краткое описаниеВ работе пересматривается классическое противопоставление природа/культура на основании новых открытий и исследований «культурных традиций», обнаруженных в природе у различных видов (пчел, муравьев, птиц, обезьян и др.). Особое внимание в статье уделяется социально опосредованным механизмам наследования и обучения, рассмотрены некоторые когнитивные основания культурных традиций. В ряде исследований к главной особенности культуры, существующей в человеческом сообществе, относят ее кумулятивных характер. Эта кумулятивность выражается в способности к социальному развитию, основанному на учете, аккумуляции и совершенствовании достижений предшествующих поколений и распределенной активности, возникающей в результате усложнения системы социальной деятельности и знаний. На примерах возникновения и развития средств коммуникации, создания орудий труда и новых «технологий» их использования, учеными показано, что небольшие кумулятивные явления присутствуют и в природе. В связи с этим в исследовании смягчается категоричность точки зрения, согласно которой «культурные традиции» в природе обладают только аккумулирующими, но не кумулятивными характеристиками. В работе показаны необходимые индивидуальные когнитивные предпосылки появления такой кумулятивной культуры. Доказывается, что для объяснения ее возникновения важным также является изучение социальной природы коммуникации и учет различных проявлений «социального интеллекта», необходимого для формирования интерсубъективных знаний и «социальной памяти». Высказывается предположение, что кумулятивный характер эволюции свойственен не только социокультурным, но и другим генетическим и негенетическим системам наследования
-
Проблема критериев истинности знаний о субъективной реальности живых существ
Краткое описаниеВ статье дан анализ критериев истинности знаний о субъективном мире живых существ
-
Проблема общих теоретических оснований современной науки
Краткое описаниеВ данной статье рассматривается проблема построения общей научной теории. Для этого исследуются теоретические основания науки, а также критерии научности; производится исследование современной ситуации в науке в контексте проблемы построения общей научной теории