09.00.00 Философские науки
-
Реалистическая концепция В.М. Бехтерева
Краткое описаниеВ центре статьи — философская концепция известного ученого и общественного деятеля В.М. Бехтерева, которая рассматривается с позиций философского реализма. Философский реализм такое течение в русской мысли, которое ставит своей целью изучение природы, существенной частью которой является человек. Таким образом, реализм базируется на антропологической традиции. Реалистическое мировоззрение, развиваемое учеными- естественниками, отражает понимание связи материального и идеального в природе. Для обозначения такой связи автор предлагает концепт «философская конверсия». Концепция В.М. Бехтерева позиционируется как конкретное выражение философского реализма в естествознании и обозначается термином «эволюционный монизм». Это означает корреляционную связь всех процессов в природе. На основе анализа философских взглядов ученого, автор приходит к выводу, что коррелятом материального и идеального в теории Бехтерева выступает психическая энергия, опосредуемая человеком. Психическая энергия, аналогично другим формам энергии, неуничтожима и обеспечивает социальное бессмертие человека. Накопление психической энергии приведет к созданию высшего нравственного существа – «прогенератива». Реалистическая концепция Бехтерева интересна как с исторической точки зрения, так и в контексте современных междисциплинарных попыток осмыслить «вторую реальность» человека — виртуальную
-
Трансформация образа чужого в условиях постфронтирной культурной парадигмы
Краткое описаниеКультурный диалог с Чужим на фронтирных территориях принимает различные формы в зависимости от конкретного периода, в котором и происходит межкультурная коммуникация с Чужим. Можно выделить три периода с особыми формами межкультурной коммуникации: ранний фронтир, активный фронтир и постфронтир. Если встреча с Чужим в период активного фронтира характеризуется активной борьбой с Чужим, порой до полного его уничтожения или порабощения, то в период постфронтира наступает пересмотр форм этого диалога, а образ Чужого кардинально меняется с отрицательного на положительный. В данной статье анализируется трансформация образа Чужого на постфронтирном пространстве США. В ней показаны, как образ индейца во второй половине ХХ в. обретал все более положительные черты
-
«Клиповое мышление» через призму «одномерного человека» Герберта Маркузе
Краткое описаниеВ статье предпринята попытка провести анализ феномена «клипового мышления» через сопоставление с особенностями теории «одномерного человека», внедренной выдающимся представителем Франкфуртской школы социальной мысли – Гербертом Маркузе. Рассматриваются подходы к определению феномена «клипового мышления» и выявления его причин. Хотя определение данного феномена было представлено чуть больше 20 лет Ф. Гиренком, причины происхождения и аппарат воздействия «клипового мышления» были описаны Гербертом Маркузе в рамках теории «одномерного человека». Философ рассматривает современное индустриальное общество как систему бесконечного потребления, которая ради поддержания собственной жизнеспособности повлияла на формирование нового типа человека – типичного представителя массового общества, способного жить по «правильным» общественным установкам. Его жизнь должна быть подчинена процессу постоянного потребления. Любые проявления индивидуальности или отклонения от общественной точки зрения, должны быть устранены. Все это осуществляется путем идеологической обработки через СМИ и внедрение определенных ценностей. Хотя каждый человек все еще способен к критическому мышлению и часто может принадлежать к культурной среде, помогающей видеть картину мира пусть даже через призму однобокого восприятия
-
Философское осмысление концепции экономического человека Ж. Бодрийяра
Краткое описаниеОсмысление феномена человека в экономике является одной из ключевых проблем современной науки. Междисциплинарные исследования, посвященные моделям экономического человека, нашли свое распространение во второй половине ХХ века. Так, Жан Бодрийяр рассматривал «человека экономического» в рамках тенденции постмодерна. Человек Бодрийяра – это потребитель, живущий в обществе изобилия. Автор статьи рассматривает основные черты современного человека, представленные в работах Бодрийяра. Анализируются особенности общества потребления, сложившегося в ХХ веке после революции благосостояния, определяются критерии и процедуры выбора человеком благ, а также их дальнейшее потребление. Особое внимание уделяется сущности потребления как процесса и самоцели, трансформации кредитной системы, восприятию кредита человеком. Индивид перестает быть ключевым агентом экономики. Спрос подвергается воздействию со стороны предложения, он становится функцией производства, под воздействием которого изменяется и структура спроса. Автор статьи обращается также к проблеме рациональности как основе экономического моделирования и обнаруживает отрицание Бодрийяром рациональности как черты человека потребляющего. В заключении представлены основные положения концепции Жана Бодрийяра о поведении человека в современной экономической среде
-
К вопросу о самоорганизации развивающихся систем
Краткое описаниеРассмотрена проблема перехода от абстрактно-всеобщей диалектики к конкретно-всеобщей теории развития, проблема соразмерности диалектической и синергетической культуры мышления в контексте соотнесения философского и естественнонаучного знания. Рассматривается гипотеза космологической сингулярности, рождение мира из ничего и роль темной материи в процессе развития Вселенной. Автор указывает на особенности синергетики, которая используя единство линейности и нелинейности, выражает в теории те аспекты материального единства мира, которые связаны с общими свойствами саморазвития сложных систем. Вселенная рассматривается как диссипативная система с периодически сменяемыми элементами (элементарными диссипативными системами). Элементарным частицам материи свойственно спонтанное нарушение симметрии и возникновение упорядоченных состояний. Порядок, симметрия и спонтанное нарушение симметрии выступают как феномены самоорганизации материи. Научные результаты, полученные в настоящее время с помощью квантовой теории поля, оказались способными дать теоретическое описания таких состояний, поэтому структурное единство на всех уровнях строения материи может быть обосновано в квантово-полевой картине мира
-
Субъект педагогического дискурса в России и Германии
Краткое описаниеВ данной статье рассматривается критика педагогического дискурса деятельностного подхода. В современной российской философии эта точка зрения подробно представлена в работах И.А. Караваевой. В рамках теории деятельности объективность выступает основным критерием образовательного процесса, тогда как учитель и ученик теряют собственную субъектность. Пока учитель воспроизводит выбранный не им материал, в рамках выбранного не им метода, ученик должен наиболее близко к оригиналу повторить заданный материал. Процесс обучения напоминает отражение в зеркале. Статья ставит вопрос о том, как вернуть субъективность в педагогический дискурс. Для этого необходимо обращение к классической немецкой философии Ф.В.Й. Шеллинга (представление о «безосновности» знания) и современной континентальной философии Ж. Делёза (о тождестве мышления и обучения), благодаря которому учитель и ученик включаются в процесс со-мышления и со-обучения. Диалог между учителем и учеником производит уникальную и непредсказуемую ситуацию обучения, в ходе которой мышление провоцируется необходимостью расшифровки знаков и придания им смысла. В плане дидактики это влечет за собой отказ от иллюзии примордиального знания и переход в пост-методологическое пространство образования
-
Проблема критериев истинности знаний о субъективной реальности живых существ
Краткое описаниеВ статье дан анализ критериев истинности знаний о субъективном мире живых существ
-
Общая семантика А. Коржибского как обучающая методика «Осознанного абстрагирования»
Краткое описаниеСтатья посвящена известному американскому логику и педагогу А. Коржибскому, деятельность которого была нацелена на активизацию психики человека в направлении неотождествления и не-элементализма. Он назвал предлагаемый им раздел науки общей семантикой и создал институт общей семантики в США. Ученый полагал, что сознание человека ограничено возможностями нервной системы и возможностями использования языка. Коржибский полагал своей педагогической целью обучение людей работе над осознанием абстрагирования, умением за эмпирическим фактом видеть структуру. Для различения структур абстрагирования он вводит понятие «карта» – схема, модель, любая мировоззренческая система, все то, что формулируется людьми. А. Коржибский отрицает закон тождества, что является глобальным вызовом законам мышления: «Чем бы, ты говоришь, эта вещь ни являлась, она этим не является». Эту идею он использует не в качестве универсального закона, а как обучающую методику, способную научить людей думать иначе, в условиях неопределенности и вероятности. В своей работе «Наука и психическое здоровье» он презентует свою методику, развивающую понимание его неаристотелевской системы, которая включает в себя неопределенность, нелокальность, нелинейность, зависимость от другого. Поэтому каждое утверждение должно рассматриваться как вероятностное. А. Коржибский и некоторые современные ученые видят в постоянной неопределенности не проблему, а потрясающую возможность для созидания и поиска. В неарестотелевской теории, по Коржибскому, возможность рассматривается как первая реальность, а деятельность как наилучший из языков
-
Краткое описание
Автор указывает на особенности синергетики, которая используя единство линейности и нелинейности, выражает в теории те аспекты материально-го единства мира, которые связаны с общими свойствами саморазвития сложных систем. Вселенная рассматривается как диссипативная система с периодически сменяемыми элементами (элементарными диссипативными системами)
-
Проблемные вопросы современной норвежской философии: достижения и дилеммы
Краткое описаниеВ статье представлен обзор достижений философской науки в Норвегии послевоенного периода. Автор анализирует наиболее актуальные для современной норвежской философии вопросы и тенденции. Данная работа вводит новый ряд источников, которые не были представлены ранее в русскоязычной литературе