09.00.00 Философские науки
-
Принцип бинаризма в построении философских концепций и научных теорий
Краткое описаниеЦелью данной статьи является демонстрация использования бинаризма как метода теоретического познания. Прежде всего авторы коротко определяют изначальное значение понятия бинаризма как принципа различения бинарных оппозиций, из филологии пришедший в другие науки. А затем оговаривают условия использования бинаризма как методологического принципа: обозначаются оба члена оппозиции, вместе с тем рассуждение не должно содержать в себе логических ошибок «определения через отрицание» и «круга доказательства». Далее логика изложения связана с определением понятия жизнь сначала философски, а затем с использованием отдельных положений естественных наук, т.е. биологического, а затем и физического и астрофизического определений. Каждый раз авторы используют для изложения этих положений принцип бинаризма. Так, каждый раз становится очевидным, что, если смерть можно определить как отсутствие жизни, то понятие жизни требует другого подхода, опирающегося на позитивные, утвердительные высказывания, что также затруднительно, поскольку выводит исследователей к пределу «ничто» - «все»; «небытие» - «бытие». Результаты статьи носят двоякий характер. Поскольку целью исследования была демонстрация особенностей применения определеннного метдологического принципа, то само изложение материала может считаться реализацией цели. Вместе с тем в резюмирующей части авторы подводят черту, формулируя и теоретические положени, каксающиеся как естественнонаучной части аргументов, так и философской
-
Проблема общих теоретических оснований современной науки
Краткое описаниеВ данной статье рассматривается проблема построения общей научной теории. Для этого исследуются теоретические основания науки, а также критерии научности; производится исследование современной ситуации в науке в контексте проблемы построения общей научной теории
-
Реализм в системе «материализм - идеализм»: историко-философский аспект
Краткое описаниеСовременная философская мысль находится в состоянии поиска новых путей развития. Традиционная материалистически- идеалистическая модель оказывается архаичной и плоской. Необходимо выработать адекватные формы рефлексии. Также существует потребность включить в осмысление бытия актуальные данные фундаментальных исследований. История русской мысли показывает, что в сложившейся в кон. XIX в. ситуации интеллектуального кризиса, сформировалось такое философское течение как реализм. Основаниями реализма были, с одной стороны, достижения естествознания, а с другой — революционно-демократические идеи «шестидесятников». Реализм, нацеленный на переосмысление бытия и преобразование практической жизни на реальных основаниях, ставил своей целью фактическое изучение действительности. Таким образом, наиболее активное развитие философский реализм получил в отечественном естествознании. Ученые- естественники утверждали корреляционное единство материального и идеального в природе. Идеализм расценивался как спекулятивное (пустое) философствование, а материализм - как ограничение познавательного пространства бытия и природы. Преимуществами философского реализма являются рационализм, синкретизм, критицизм. Реализм — такое направление мысли, которое не выработало свой потенциал и может быть продуктивным в решении современных задач
-
Подходы к пониманию значения архетипа элитарности как фундамента политологии
Краткое описаниеИзучение архетипа элитарности чрезвычайно важно для того, чтобы правильно оценить направление исторического развития государства. Это даёт возможность рационально выстроить внутреннюю и внешнюю политику государства. Так же это является основанием к конструктивному развитию методологии научного познания в области политологии, философии и истории. Но поскольку человек является сложной биологической системой, то многие аспекты его социальной деятельности основываются на его генетическом потенциале и им же обуславливаются. В работе дается определение элиты и элитных сообществ. Отмечается, что весь ход истории – это в конечном итоге положительное или негативное взаимодействие элит. Однако возникновение и функционирование любой элиты возможно и понятно только в контексте конкретной цивилизации, страны и в конкретный период времени. Вырванные из исторического контекста они приобретают нематериальный - мифический статус. При наличии архетипа элитарности, который перемещается по оси времени уже не одно столетие и тысячелетие, сегодня мы сталкиваемся с тем, что происходит качественное изменение современной элиты, меняются ее функции и само предназначение. С одной стороны идет вырождение старых элит, с другой – создаются новые элитные образования, которые могут принципиально отличаться от своих предшественников и иметь иные функции и предназначение
-
Проекция рыцарских орденов на современность
Краткое описаниеАрхетип рыцарства и благородства живы и поныне. Вопрос лишь в том, как качественно и количественно это воздействие осуществляется, насколько оно явно и каковы способы его воздействия. Рассмотрим взаимодействие орденских организаций с обществом и проникновение их архетипов через века в наши дни. Наиболее же полную концепцию Ордена в настоящее время разработал Максим Калашников (Кучеренко Владимир Александрович). И целью этого «Ордена новых меченосцев» является возрождение России, как независимого имперского государства. Можно предположить, что слово «Орден» включает какие-то скрытые в нас механизмы, приводящие к реализации его архетипа, а затем и его развития, так сказать «прорастание семян» через столетия, а то и тысячелетия. Материальным носителем архетипов могут выступать различные структуры. Например, это может быть генетический уровень, который проявляется в сложном, многоконтурном и многоуровневом строении человеческой психики, а значит и мозга. Это могут быть и полевые структуры, которые накапливают информацию и в которых мозг человека лишь приемо-передающее устройство и антенна, исходя из того, например, что природа планетарного сверхразума – это интегрированное объединение физических полей, к чему в свое время вплотную подошел В.И.Вернадский
-
Система высшей школы в условиях глобализированного мира
Краткое описаниеВ статье проанализированы проблемы развития науки и модернизации высшего образования. Рассматривается роль высшей школы, которая образует наши успехи или неудачи и на производстве, и в области науки, техники, технологии, инноваций, культуры, учитывая при этом институционализацию мирового информационного пространства и глобализацию мировой экономики. В современных условиях высшая школа как основной компонент образовательного комплекса государства представляет собой одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая интегрирована со всеми другими областями общественной жизни. Высшее образование является крупнейшей отраслью экономики России, которая, с одной стороны, способствует становлению и развитию главной производительной силы – человека, а с другой – она выступает источником формирования мировоззрения и методологии, показателем развития социокультурной среды современного общества. Необходимо также учитывать, что затраты на высшую школу по своему социально–экономическому содержанию являются инвестициями в повышение научно–образовательного и научно– производственного потенциала, ведущими к увеличению совокупного человеческого капитала страны
-
Природные основания происхождения культуры
Краткое описаниеВ работе пересматривается классическое противопоставление природа/культура на основании новых открытий и исследований «культурных традиций», обнаруженных в природе у различных видов (пчел, муравьев, птиц, обезьян и др.). Особое внимание в статье уделяется социально опосредованным механизмам наследования и обучения, рассмотрены некоторые когнитивные основания культурных традиций. В ряде исследований к главной особенности культуры, существующей в человеческом сообществе, относят ее кумулятивных характер. Эта кумулятивность выражается в способности к социальному развитию, основанному на учете, аккумуляции и совершенствовании достижений предшествующих поколений и распределенной активности, возникающей в результате усложнения системы социальной деятельности и знаний. На примерах возникновения и развития средств коммуникации, создания орудий труда и новых «технологий» их использования, учеными показано, что небольшие кумулятивные явления присутствуют и в природе. В связи с этим в исследовании смягчается категоричность точки зрения, согласно которой «культурные традиции» в природе обладают только аккумулирующими, но не кумулятивными характеристиками. В работе показаны необходимые индивидуальные когнитивные предпосылки появления такой кумулятивной культуры. Доказывается, что для объяснения ее возникновения важным также является изучение социальной природы коммуникации и учет различных проявлений «социального интеллекта», необходимого для формирования интерсубъективных знаний и «социальной памяти». Высказывается предположение, что кумулятивный характер эволюции свойственен не только социокультурным, но и другим генетическим и негенетическим системам наследования
-
Идеология российской государственности и отечественная философская традиция
Краткое описаниеИдеология российской государственности имеет существенное значение как в связи с тенденциями глобализации, так и в связи с проблемами развития российской гражданской идентичности. В статье дается оценка недостатков идеологического процесса в СССР в связи с нигилистическим отношением к отечественной духовной традиции. Рассматриваются основные черты традиционной русской философии, существенные с точки зрения истории идеологического сознания в России
-
Как философия стала «жанром литературы»
Краткое описаниеВ статье проведен обзор основных теоретических и методологических установок ведущих европейских философских течений второй половины ХХ века, сформировавших отказ от образа философии как «точной науки», основанной на логико-понятийном инструментарии. Показана связь постструктуралистских построений и структуралистской программы создания новой дисциплины - «типология дискурсов», в контексте которой философия должна рассматриваться как один из жанров литературы. Поиски структуралистов начинаются с описания инвариантных, статичных структур, с помощью которых создаются отдельные художественные произведения. Последние рассматриваются как частные случаи употребления этих атомарных структур. Эта установка, как обнаруживается в статье, приводит к двум следствиям. Первое состоит в том, что литература не имеет специфических отличительных черт по отношению к другим видам дискурса, т.е. как таковая не существует (Ц.Тодоров). А второе, - когда известна логика порождения любых смыслов, становится излишней читательская герменевтика. Эти выводы привели структуралистов к идее создания новой научной дисциплины «типология дискурса». Эту линию со своей стороны продолжили постструктуралисты: стратегия «поэтизации философии» оправдана расширением предмета познания наук в сторону неверифицируемых и нерационализируемых областей, требующих отдельных методов изучения и языка описания. Т.о. философский дискурс становится тем самым языком описания, с помощью которого можно преодолеть «логоцентризм» традиционного мышления. Далее в статье рассматриваются основные стратегии «логомахии», разработанные Ж.Деррида: «деконструкция», «децентрация структуры», «критика трансцендентального означаемого», «критика структурности структуры»
-
Философское осмысление концепта «игра» и его использование в неигровых контекстах
Краткое описаниеДля междисциплинарного осмысления феномена игры интересно, как концепт игрового дискурса функционирует в различных неигровых контекстах. Исследование разновидностей концепта игра позволяет проследить процесс образной концептуализации знания об этом универсальном феномене. На многочисленных примерах автор прослеживает, как феномен игры репрезентируется в языке и отражается в сознании. Показано, что концепт игра отличается большой продуктивностью метафорического переосмысления. В результате акцентируются наиболее значимые характеристики феномена игры, реализуются определенные представления об игре, эксплицируются такие доминантные ее смыслы, как свобода, возможность выбора, имитация, динамичность, эмоциональное напряжение, агональность, азарт, риск, непредсказуемость результата и другие атрибутивные признаки. Представленные контексты употребления иллюстрируют также коммуникативные и социальные составляющие игрового поведения. Доминантные смыслы, ключевые идеи, объединяющие рассматриваемые образы, актуализируют как базовые принципы, характерные для феномена игры в целом, так и специфические особенности различных видов игр (спортивных, детских, азартных, театральных, компьютерных и др.)