09.00.00 Философские науки
-
Краткое описание
Вопрос архетипа особо остро встает в связи с изучением элитных сообществ. Базой, или выражаясь языком информатики, носителем архетипа, могут выступать различные структуры, имеющие различную природу. Одной из таких структур является историческое сознание, которое представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, представлений, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии, присущем и характерном как для общества в целом, так и для различных демографических, социально-профессиональных и этнографических групп, а также отдельных людей. Историческая память, по сути, является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей и для возвращения его влияния в сферу общественного сознания. Таким образом, историческая память не только актуализирована, но и избирательна и персонифицирована. Поэтому знание о возможных путях развития чрезвычайно важно на рубежах эпох, поскольку при вхождении в критический период вся система находится в неустойчивом положении, а, следовательно, микроистория, наряду с архетипами, бытующими в историческом сознании, исторической и культурной памяти, могут сыграть решающую как положительную, так и негативную роль
-
Стало ли крестьянство социалистическим
Краткое описаниеВо времена Советского Союза считалось, что колхозное крестьянство является классом советского общества, который вместе с рабочим классом и народной интеллигенцией составляло его социальную основу. Также считалось, что колхозное крестьянство является активным участником строительства коммунизма и все более интенсивного развития производительных сил в сельском хозяйстве. Эволюция крестьянства представлялась следующим образом: в ходе подготовки и осуществления социалистической революции и последующих за ней преобразований, беднейшее крестьянство, выступая в качестве союзника пролетариата, прониклось революционными настроениями и постепенно осваивало отдельные элементы пролетарской идеологии. Революционный энтузиазм и революционные настроения крестьянской бедноты произвели сдвиг в сознании большинства трудового крестьянства в пользу коллективизации. Коллективизация, в свою очередь, создала объек- тивную основу превращения всего крестьянства в принципиально новый общественный класс и формирования его социалистической психологии. Параллельно с этим крестьянство постоянно было под подозрением; и подозревали его в присущей ему мелкобуржуазности. Необходимо отметить, что никакого добровольного перехода крестьян от индивидуалистических настроений к коллективизму не существовало. И переход к индустриальному ведению сельского хозяйства, объединению в колхозы был обусловлен не каким- то абстрактным классовым чутьём крестьян, а экономической необходимостью и государственной целесообразностью. Поэтому в данном вопросе наблюдаются подмены смысловых платформ, что и выясняется и обосновывается в данной публикации
-
К вопросу сущности системы «наука-инновации-производство»
Краткое описаниеВ статье в рамках общепринятой социально–философской традиции были сформулированы и рассмотрены две тенденции, фиксирующие связь науки с материальным производством: тенденция обусловленности развития науки потребностями производства и тенденция все более возрастающего обратного воздействия науки на материальное производство (вместе с техникой, технологией, инновациями). В данной статье проанализированы не только отдельные элементы системы «наука – инновации – производство», но и главное внимание уделяется исследованию взаимодействия и взаимосвязи между её элементами
-
Краткое описание
Всегда существовала дуальность: власть – элита. В Российской Империи это было дворянство. Служба была не просто и не столько инструментом политики, она реорганизовывала и само служилое сословие, что в свою очередь производило воздействие на государственные институты. Господствующий класс консолидировался, что позволяло достичь компромиссов с правительством, которое реализовывало многие требования дворянства, связанные со службой и награждением за нее, сумело существенно перестроить саму службу не в ущерб ее интенсивности. С другой стороны власть не всегда искала компромиссные варианты. А элита отвечала ей тем же. В дальнейшем эти отношения трансформировались и развивались уже на ином социальном субстрате, и иной экономической составляющей. Рассматривая историю развития и функционирования в историческом пространстве элит Российской империи, а затем и СССР, необходимо отметить схожие закономерности, возникающие при их движении во времени. В первую очередь это нестабильность элит, порождающая их раскол, а затем и раскол общества, что приводит к различного рода революционным потрясениям. Экономическое регулирование деятельности элит во времена Империи не только не дали долгосрочных позитивных результатов, но, напротив, явились шагом к девальвации элит той поры, а в дальнейшем – разрушительным революциям. Таким образом, проведенное исследование позволяет более четко представить необходимость всеми способами пытаться избежать повторения подобных ситуаций в будущем
-
Краткое описание
В статье раскрывается мысль о герменевтичности философии по ее природе и методам изложения. Философия не технична, а персональна. Изучение персональной философии невозможно без изучения жизненного пути философа, рассмотрения склада его души и ума. Философия всегда содержит скрытый смысл, который нуждается в развертывании. Доказывается необходимость перехода в преподавании университетского курса философии на позиции герменевтики. Понимание философии должно стать искомым в образовании. Лишь в состоянии понимания человек находит ориентиры своей жизни, достигает полноты своего бытия. Искусство философствования, по мнению авторов, доступно лишь тому, кто умеет разговаривать вопросами. Смысл рождается в «живом» диалоге. Спрашивание об известном с целью обнаружения неизвестных сторон предмета - отличие философского мышления. Философская проблематика многообразна и противоречива, ввиду этого авторы полагают, что бытийным предназначением философии становится вопрошание. Философские вопросы не всегда требуют ответа. Философские вопросы никуда не исчезают, они «вечны» и оказываются царственнее ответов. Вопросы служат символами постоянного движения и изменчивости. Однотипность и однообразие не свойственно философии, философия личностна, своеобразна и импульсивна, не допускает инвариантных суждений. Философию, по мнению авторов, следует изучать только философским методом
-
Лингвистический детерминизм, кумулятивная эволюция и рост научного знания
Краткое описаниеОсновная задача исследования состоит в изучении того, как язык и его исторически сложившееся содержание и структура позволяет аккумулировать знания и обуславливать развитие индивида, культуры и науки. В работе показаны теоретические крайности современного «прагматического поворота», обосновывающего производность языка от природных, культурных и когнитивных систем. Доказывается необходимость рассмотрения языка как относительно самостоятельного основания и одной из причин индивидуального и общественного развития. В исследовании изучается системный характера языка, мышления и культуры, их экологическая и социальная «встроенность» (embeddiness), тесная взаимосвязь с другими знаковыми системами и различными формами деятельности. Исходя из этого показана односторонность подходов, рассматривающих в системах со множеством действующих причин лишь двухсторонние соотношения языка и мышления, языка и культуры. Особое внимание в работе уделяется роли языка в аккумуляции и систематизации научных знаний и трансляции культурных традиций. В этом контексте язык рассматривается как часть негенетических систем наследования, «социальным априори», создающим условия и детерминирующим содержание кумулятивного общественного развития. Поэтому в исследовании обосновывается необходимость объединения в рамках системного подхода лингвистического и прагматического «поворотов» в понимании языка и его роли в культуре и науке
-
Краткое описание
С одной стороны, человек является физическим объектом, а с другой – личностью. Поэтому и с реальностью он взаимодействует с одной стороны непосредственно как физический объект, а с другой стороны как личность, т.е. опосредованно через свою психику. На основе информации от органов чувств сознанием человеком создается субъективная модель реальности. Человек ошибочно принимает свою субъективную модель реальности за саму реальность, т.е. неоправданно присваивает ей онтологический статус, осуществляет гипостазирование. Фактически, как реальность человек осознает не саму реальность, а лишь свою субъективную модель этой реальности. В результате, как физический объект человек живет в физическом мире, а как личность он живет в своей субъективной модели физической и социальной реальности, созданной на основе информации, поступающей на его органы чувств непосредственно и из СМИ. В работе рассматривается процесс формирования субъективной 3D-модели реальности на основе большого числа 2D изображений, проводится различие в содержании терминов: «Видеть» и «Воспринимать», анализируется преобразование объективных восприятий в субъективный факт сознания и обратно. В результате гипостазирования субъективной модели реальности, наблюдаются все те же самые эффекты, что и в виртуальной реальности (эффект реальности; эффект присутствия; эффект деперсонализации; эффект виртуализации целей, ценностей и мотиваций). Поэтому, есть все основания считать различные субъективные модели реальности, формируемые при различных формах сознания, виртуальными моделями. Изучаются различные следствия из этих положений
-
К вопросу об определении понятия «современной науки»
Краткое описаниеВ статье анализируются понятие и специфика науки, рассматриваются некоторые закономерности функционирования, интеграции и дифференциации современной науки. Рассматривается отличие науки и знания, отсутствие резких граней между понятиями «наука», «производство», «техника»
-
Краткое описание
Создание нового учебного заведения всегда значительное событие. Однако учебные заведения не возникают спонтанно и неожиданно. Для этого всегда нужна общественная необходимость и целесообразность. Именно так в свое время и был создан институт ветеринарии в Витебске в 1924 году, преобразованный со временем в Витебскую государственную академия ветеринарной медицины. Которая стала одним из ведущих учебных заведений в своей отрасли в СССР и единственным учебным заведением данного профиля в Республике Беларусь. В статье освещены такие аспекты работы академии, как вовлечение студентов в научную деятельность, культура книги. А так же развитие непрофильных кафедр – экономики, политологии и философии, экономической истории и теории, компьютерной грамотности но без функционирования которых невозможно подготовить всесторонне развитого специалиста, способного к профессиональному росту и совершенствованию. Базируясь на достигнутом опыте, Витебская государственная академия ветеринарной медицины является не только лидером в подготовке высокообразованных и высококлассных специалистов в области ветеринарной медицины и биотехнологий, но растит всесторонне развитых специалистов, имеющих высокую мораль и нравственность и значительный багаж знаний в области гуманитарных дисциплин, могущих при необходимости конвертировать эти звания из теоретической области в практическую
-
Происхождение, эволюция и специфика естественного языка и коммуникации в природе
Краткое описаниеВ работе рассматриваются современные тенденции и проблемы в изучении происхождения и развития коммуникации в природе. На основании новых открытий в этой области пересматриваются отличительные особенности естественного языка, а также биологические, когнитивные и социокультурные предпосылки его возникновения. В работе исследуется специфика наиболее ранних и простых видов «коммуникации» (бактерий, растений). Обосновывается, что к ним в большей степени применимы нерепрезентативные модели коммуникации, так как она не связана со смысловыми значениями, процессами познания и интерпретацией. На примере акустических сигналов птиц и приматов показаны исследования репрезентативности, пластичности и социокультурной наследуемости данных средств коммуникации. Открытие способности, в частности некоторых видов птиц, к созданию «семантической комбинаторности» (композиционности), говорит о наличии определенного «протосинтаксиса» в природной коммуникации. Все эти характеристики позволяют сблизить границы между коммуникацией в природе и естественным языком, посмотреть на развитие средств коммуникации как на эволюционно более градуалистический процесс, чем считалось ранее. Тем не менее, в работе отмечается необходимость развития в современных исследованиях социокультурных подходов к языку и коммуникации, учитывающих негенетические системы наследования и кумулятивный характер культуры