09.00.00 Философские науки
-
Краткое описание
В статье разрабатывается теория соборного интеллекта и анализируется историко-философское происхождение соборного познания в отечественной философии философы конца XIX - начала XX века
-
Краткое описание
В статье рассматривается духовная автономность религиозного сознания как феномена культуры в контексте повседневной реальности в герменевтическом аспекте. Для понимания основ духовной автономности религиозного сознания необходим анализ языка религии, в данном случае опираясь на понятие кода культуры, используя методы герменевтики в цивилизационном и культурно-историческом подходе, ориентируясь на единство объективного и субъективного, на встречу с образом другой культуры и ее ценностями
-
Спорт как социокультурный фактор модернизации российского общества
Краткое описаниеСпорт рассматривается в качестве одного из факторов модернизационных процессов, стимулирующих креативность личности и российского социума
-
Стало ли крестьянство социалистическим
Краткое описаниеВо времена Советского Союза считалось, что колхозное крестьянство является классом советского общества, который вместе с рабочим классом и народной интеллигенцией составляло его социальную основу. Также считалось, что колхозное крестьянство является активным участником строительства коммунизма и все более интенсивного развития производительных сил в сельском хозяйстве. Эволюция крестьянства представлялась следующим образом: в ходе подготовки и осуществления социалистической революции и последующих за ней преобразований, беднейшее крестьянство, выступая в качестве союзника пролетариата, прониклось революционными настроениями и постепенно осваивало отдельные элементы пролетарской идеологии. Революционный энтузиазм и революционные настроения крестьянской бедноты произвели сдвиг в сознании большинства трудового крестьянства в пользу коллективизации. Коллективизация, в свою очередь, создала объек- тивную основу превращения всего крестьянства в принципиально новый общественный класс и формирования его социалистической психологии. Параллельно с этим крестьянство постоянно было под подозрением; и подозревали его в присущей ему мелкобуржуазности. Необходимо отметить, что никакого добровольного перехода крестьян от индивидуалистических настроений к коллективизму не существовало. И переход к индустриальному ведению сельского хозяйства, объединению в колхозы был обусловлен не каким- то абстрактным классовым чутьём крестьян, а экономической необходимостью и государственной целесообразностью. Поэтому в данном вопросе наблюдаются подмены смысловых платформ, что и выясняется и обосновывается в данной публикации
-
Субъект педагогического дискурса в России и Германии
Краткое описаниеВ данной статье рассматривается критика педагогического дискурса деятельностного подхода. В современной российской философии эта точка зрения подробно представлена в работах И.А. Караваевой. В рамках теории деятельности объективность выступает основным критерием образовательного процесса, тогда как учитель и ученик теряют собственную субъектность. Пока учитель воспроизводит выбранный не им материал, в рамках выбранного не им метода, ученик должен наиболее близко к оригиналу повторить заданный материал. Процесс обучения напоминает отражение в зеркале. Статья ставит вопрос о том, как вернуть субъективность в педагогический дискурс. Для этого необходимо обращение к классической немецкой философии Ф.В.Й. Шеллинга (представление о «безосновности» знания) и современной континентальной философии Ж. Делёза (о тождестве мышления и обучения), благодаря которому учитель и ученик включаются в процесс со-мышления и со-обучения. Диалог между учителем и учеником производит уникальную и непредсказуемую ситуацию обучения, в ходе которой мышление провоцируется необходимостью расшифровки знаков и придания им смысла. В плане дидактики это влечет за собой отказ от иллюзии примордиального знания и переход в пост-методологическое пространство образования
-
Теория развивающихся систем и другие системные подходы в исследовании эволюции
Краткое описаниеРассмотрены различные модели эволюции биологических и социальных систем, в которых реализован системный подход. Показаны современные исследования генетических, эпигенетических, экологических и культурных форм наследования в данных системах. Подчеркивается значение негенетических форм наследования для эволюции
-
Краткое описание
Статья посвящена анализу позиций некоторых философов, которые негативно оценивают роль техники в жизни человека и общества. В исследовании рассматриваются позиции Э. Юнгера, Ф. Юнгера, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др. Кроме того, авторы обращаются к наследию А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, М. Макклюэна. В данной работе показано как методы формализации и символизации в науке переносятся в области гуманитарного знания и духовной жизни, обедняя их, превращая «понимающее мышление в исчисляющее». Исчисление становится признаком механизированной действительности, в которой образование, трудовая деятельность, бытовая жизнь также подчиняются принципам механизации. Экстраполяция механики во все сферы человеческого существования ведет к разрушению гуманистических принципов: мир как механическая система – это мир, где один элемент можно заменить другим, где каждая часть представляет собой только объект для изучения и манипуляции. В статье также раскрывается тенденции превращения людей в массы именно на основе рационально-исчисляющей традиции Нового времени. Таким образом, в этой работе поставлены проблемы, угрожающие самой сути «человечного», «человеческого» и сформулирован посыл для дальнейших поисков способа разрешения вопроса о дегуманизации в связи с техническим развитием, при невозможности полностью от него отказаться
-
Тождество философии и религии как высшая цель их становления
Краткое описаниеВ настоящей работе решается вопрос о соотношении различных форм познания, таких как философия и религия в онтологическом процессе, под которым понимается диалектическое единство становления бытия и мышления. Определение логической формы отдельных стадий познания оказывается возможным только в том случае, если они есть особенные формы определения всеобщей формы бытия, которая для них является всеобщим содержанием. Особенное определение всеобщей формы бытия посредством отдельных форм познания составляет логическую необходимость онтологического процесса. Его подразделение на три стадии опосредовано конкретно-историческим воплощением трех логических форм, которым в сфере познания соответствуют: искусство/миф; религия/наука; философия. На основании тождества содержания философии и религии, которым выступает всеобщая форма бытия, утверждается, что их тождество на последней стадии становления культуры, есть результат реализации данной формы в идее конкретного тождества. Ее конкретное проявление во всех аспектах бытия и мышления завершает собой онтологический процесс, превращая его в бесконечно определенную по своей логической форме систему. Идея конкретного тождества, которая есть идеальная цель и актуальный результат становления бытия, не оставляя в нем ничего абстрактного и неопределенного, в полной мере выражает себя в идеальном по форме, всеобщем понятии. Поскольку в понятии – субъект и объект, мышление и бытие, дух и природа окончательно совпадают, то всеобщее понятие есть конкретное проявление всеобщего субъекта – абсолютной личности, вечно единой во всех своих атрибутах. Понятие идеи конкретного тождества, возникая не только в философии, но и в религии – в образе абсолютной личности, посредством их объединения на высшей стадии развития, достигает предельной точки своего определения
-
Трансформации социализма и консерватизма в эпоху постмодерна
Краткое описаниеВ статье рассматриваются проблемы и перспективы оппонентов господствующей либеральной идеологии – социализма и консерватизма. Доказывается, что основными проблемами для социализма и консерватизма выступают как размывание их социальной базы, так и вытеснение их в область теоретического. Динамика социализма и консерватизма под влиянием неолиберальной практики оказывается довольно противоречивой и разнонаправленной. С одной стороны это побуждает многих левых и правых политиков принимать принципы неолиберализма, идя на компромисс. С другой стороны усиливает радикализацию наиболее твердых сторонников этих идеологий. Тем не менее, оппоненты либерализма не лишены перспектив. Теряя свой тотальный характер, присущий им в «век идеологий», эти идеологии вполне могут сохранять свою актуальность на частичном (молекулярном) уровне. Усиливающееся социальное неравенство представляет поле для развития социалистических идей, а ценностные деформации актуализируют консервативные постулаты
-
Трансформация образа чужого в условиях постфронтирной культурной парадигмы
Краткое описаниеКультурный диалог с Чужим на фронтирных территориях принимает различные формы в зависимости от конкретного периода, в котором и происходит межкультурная коммуникация с Чужим. Можно выделить три периода с особыми формами межкультурной коммуникации: ранний фронтир, активный фронтир и постфронтир. Если встреча с Чужим в период активного фронтира характеризуется активной борьбой с Чужим, порой до полного его уничтожения или порабощения, то в период постфронтира наступает пересмотр форм этого диалога, а образ Чужого кардинально меняется с отрицательного на положительный. В данной статье анализируется трансформация образа Чужого на постфронтирном пространстве США. В ней показаны, как образ индейца во второй половине ХХ в. обретал все более положительные черты