09.00.00 Философские науки
-
Реализм и антропологический принцип в русской философии
Краткое описаниеАнтропологизм традиционно считается главной чертой русской философии. Статья посвящена обзору некоторых антропологических идей, которые получили органическое развитие во 2-ой пол. XIX в. в рамках такого направления мысли как философский реализм. Философский реализм позиционируется как течение, формирующееся в русле основных традиций отечественной философии. Отмечается, что данное направление определяется как самостоятельное, на волне укрепления русской науки как новой познавательной парадигмы. Содержательно, философский реализм представлен теориями и концепциями, разработанными в естествознании 2-ой пол. XIX в. Реалистическое мировоззрение, вызревающее в естественнонаучное среде, не просто поддерживало антропологические традиции русской мысли, а ставило их на научную основу: господствовало представление, что только с помощью научных методов можно выявить объективные закономерности сосуществования человека, природы и общества. На основе анализа философских антропологических теорий русских мыслителей (А.Н. Радищев, А.И. Галич, Н.Г. Чернышевский), делается вывод о том, что реалистическое мировоззрение в естествознании, в области построения теории человекознания, базировалось на принципах целостности, панморализма, космизма. Итогом рассуждений является заключение, что философские концепции ученых-реалистов до настоящего времени оказываются вне поля внимания современных исследователей. А между тем, их изучение может внести существенный вклад в практический опыт постижения реальности, а так же открыть новые грани отечественной, национальной философии
-
Тождество философии и религии как высшая цель их становления
Краткое описаниеВ настоящей работе решается вопрос о соотношении различных форм познания, таких как философия и религия в онтологическом процессе, под которым понимается диалектическое единство становления бытия и мышления. Определение логической формы отдельных стадий познания оказывается возможным только в том случае, если они есть особенные формы определения всеобщей формы бытия, которая для них является всеобщим содержанием. Особенное определение всеобщей формы бытия посредством отдельных форм познания составляет логическую необходимость онтологического процесса. Его подразделение на три стадии опосредовано конкретно-историческим воплощением трех логических форм, которым в сфере познания соответствуют: искусство/миф; религия/наука; философия. На основании тождества содержания философии и религии, которым выступает всеобщая форма бытия, утверждается, что их тождество на последней стадии становления культуры, есть результат реализации данной формы в идее конкретного тождества. Ее конкретное проявление во всех аспектах бытия и мышления завершает собой онтологический процесс, превращая его в бесконечно определенную по своей логической форме систему. Идея конкретного тождества, которая есть идеальная цель и актуальный результат становления бытия, не оставляя в нем ничего абстрактного и неопределенного, в полной мере выражает себя в идеальном по форме, всеобщем понятии. Поскольку в понятии – субъект и объект, мышление и бытие, дух и природа окончательно совпадают, то всеобщее понятие есть конкретное проявление всеобщего субъекта – абсолютной личности, вечно единой во всех своих атрибутах. Понятие идеи конкретного тождества, возникая не только в философии, но и в религии – в образе абсолютной личности, посредством их объединения на высшей стадии развития, достигает предельной точки своего определения
-
Реалистическая концепция В.М. Бехтерева
Краткое описаниеВ центре статьи — философская концепция известного ученого и общественного деятеля В.М. Бехтерева, которая рассматривается с позиций философского реализма. Философский реализм такое течение в русской мысли, которое ставит своей целью изучение природы, существенной частью которой является человек. Таким образом, реализм базируется на антропологической традиции. Реалистическое мировоззрение, развиваемое учеными- естественниками, отражает понимание связи материального и идеального в природе. Для обозначения такой связи автор предлагает концепт «философская конверсия». Концепция В.М. Бехтерева позиционируется как конкретное выражение философского реализма в естествознании и обозначается термином «эволюционный монизм». Это означает корреляционную связь всех процессов в природе. На основе анализа философских взглядов ученого, автор приходит к выводу, что коррелятом материального и идеального в теории Бехтерева выступает психическая энергия, опосредуемая человеком. Психическая энергия, аналогично другим формам энергии, неуничтожима и обеспечивает социальное бессмертие человека. Накопление психической энергии приведет к созданию высшего нравственного существа – «прогенератива». Реалистическая концепция Бехтерева интересна как с исторической точки зрения, так и в контексте современных междисциплинарных попыток осмыслить «вторую реальность» человека — виртуальную
-
Молодежная языковая ментальность как способ восприятия мира
Краткое описаниеВ данной статье речь идет о языковой ментальности молодежи. Проблема многогранна и дает исследователю возможность видеть с различных сторон взаимодействия языка и менталитета, а также их действий в единстве. Менталитет молодежи в значительной степени детерминируется социальными условиями, что выражается в языковых особенностях. Язык, в свою очередь, оказывает определенное формирующее влияние на процесс социализации молодежного менталитета. Философы, психологи, лингвисты, историки рассматривают различные стороны взаимодействия менталитета и языка, их отношений: языка и мышления, языка и истории, языка и национальной культуры, языка и обучения, языка и юмора и т. д. Цель статьи – выявить особенности молодежной языковой ментальности как способа восприятия мира, определить ступени (уровни) функционирования ментальности как языковой картины мира, выделить факторы формирования индивидуальной языковой ментальности личности и социальной среды
-
Краткое описание
Статья посвящена анализу позиций некоторых философов, которые негативно оценивают роль техники в жизни человека и общества. В исследовании рассматриваются позиции Э. Юнгера, Ф. Юнгера, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др. Кроме того, авторы обращаются к наследию А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, М. Макклюэна. В данной работе показано как методы формализации и символизации в науке переносятся в области гуманитарного знания и духовной жизни, обедняя их, превращая «понимающее мышление в исчисляющее». Исчисление становится признаком механизированной действительности, в которой образование, трудовая деятельность, бытовая жизнь также подчиняются принципам механизации. Экстраполяция механики во все сферы человеческого существования ведет к разрушению гуманистических принципов: мир как механическая система – это мир, где один элемент можно заменить другим, где каждая часть представляет собой только объект для изучения и манипуляции. В статье также раскрывается тенденции превращения людей в массы именно на основе рационально-исчисляющей традиции Нового времени. Таким образом, в этой работе поставлены проблемы, угрожающие самой сути «человечного», «человеческого» и сформулирован посыл для дальнейших поисков способа разрешения вопроса о дегуманизации в связи с техническим развитием, при невозможности полностью от него отказаться
-
Краткое описание
В статье рассматривается духовная автономность религиозного сознания как феномена культуры в контексте повседневной реальности в герменевтическом аспекте. Для понимания основ духовной автономности религиозного сознания необходим анализ языка религии, в данном случае опираясь на понятие кода культуры, используя методы герменевтики в цивилизационном и культурно-историческом подходе, ориентируясь на единство объективного и субъективного, на встречу с образом другой культуры и ее ценностями
-
Модели сетевых обществ в постиндустриальных и информационных концепциях
Краткое описаниеВ статье проведено исследование работ теоретиков постиндустриальной и информационной концепций развития общественной системы. Автор всесторонне рассматривает роль данных парадигм в формировании представлений о современном социокультурном пространстве. Он отмечает высокую прогностическую значимость, исследуемых трудов для понимания феномена Сетевого общества. При этом автор обращает внимание на то, что они не могут всесторонне описать современное состояние социального пространства и не обладают необходимой разнообразностью методологического аппарата. Отмечено, что, требуются новые способы осмысления и систематизации объектов виртуальной среды. По мнению автора, важным является обозначение информации как одной из приоритетных составляющих преобразовательного процесса в социуме. Опосредованная техникой и Интернетом коммуникация создает новый тип социальных связей, переключая внимание на создание социальных коммуникаций как игровой среды взаимодействий. Сжатие пространственно- временного континуума, описанное в терминах информационного и глобального переориентирования социального пространства, помогает осмыслить локальность, мозаичность и фрагментарность возникающего типа социальности. Это явление связано с вовлечением индивидов в тотальную систему коммуникации, которое оборачивается культурной манипуляцией, затрагивающей потребности и характер поведения во всех сферах жизни, так как информация все более приобретает способность программировать. Интернет создает иллюзию полноты социально востребованных действий и ожиданий. В статье показано, что интерес к феномену образной реальности все более возрастает среди социальных мыслителей современности, которые видят в ней будущее состояние социального пространства. Автор обращает внимание на то, что освоение Сетевого мира определяется главной задачей современных гуманитарных наук, решение которой осуществляется посредством упорядочивания, ценностного ранжирования феноменов виртуализации, оптимизации способов контроля над взаимодействием виртуальной и подлинной реальностями
-
Краткое описание
Только рациональная, нормально функционирующая законодательная база может позволить свободный обмен информацией, соответственно и нормальное функционирование учреждений культуры, и также создание эффективных социальных технологий и эффективное функционирование демократического общества, как такового. Это подчёркивает её особую социальную значимость поскольку именно культурные ценности обуславливают внутреннюю стабильность общества, являясь его духовной основой, его топосом. А библиотечное дело, которое определяется как отрасль информационной, культурной, образовательной деятельности общества, что включает образование и развитие библиотек, формирование и обработку библиотечных фондов, организацию библиотечного, информационного и библиотечно- библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовку библиотечных кадров, научное и методическое обеспечение развития библиотек, имеет в этом аспекте особое значение. Подчеркнутое внимание к библиотечному делу и людям, которые трудятся в учреждениях библиотек можно увидеть в Указе Президента Украины «Об установлении Всеукраинского дня библиотек» от 14.05.1998 № 71/98, и который направлен, как сказано в Указе на повышение роли книги в общественно-политической и историко-культурной жизни населения Украины. Таким образом, можно заключить, что в Украине существует развития законодательная база, для осуществления свободного обмена информацией внутри страны и за её пределами. Что, в свою очередь, может являться основой как для создания, применения и эффективного использования социальных технологий, так и для дальнейшего развития культурной сферы социума
-
Проблема чтения и письма в контексте поэтики и прагматики философского текста
Краткое описаниеВ статье рассматривается проблема чтения и письма, которая актуальна для современной философии текста. Философский текст в современной гуманитарной науке рассматривается с позиции двух его функций – поэтической и прагматической. Поэтическая функция текста связана со структурой текста, а также культурной и социальной ролью автора в процессе его «производства». Прагматическая функция текста предполагает его «потребление» со стороны читателя, а также процесс коммуникации между автором и читателем. Статья описывает результаты исследований «функции автора» в гуманитарной культуре ХХ века. Современные аналитики, такие как Р. Барт, М. Фуко и У. Эко говорят о «смерти автора», поэтому понятие текст в современной культуре вытесняется термином «письмо». В этой связи возрастает роль читателя, не только в качестве «адресата» текста, но и в качестве его соавтора. Читатель интерпретирует текст, обеспечивая пространство его культурного потребления и воспроизводства в современном обществе. Ключевой механизм такого воспроизводства можно назвать «гипертекст», поскольку он соответствует представлениям о тексте как с позиции постструктурализма, так и с позиции современного информационного общества. В статье делается вывод о необходимости дальнейших исследований в данном направлении
-
Проблема общих теоретических оснований современной науки
Краткое описаниеВ данной статье рассматривается проблема построения общей научной теории. Для этого исследуются теоретические основания науки, а также критерии научности; производится исследование современной ситуации в науке в контексте проблемы построения общей научной теории