17.00.00 Искусствоведение
-
Символика орнамента в русских народных костюмах
Краткое описаниеВ статье раскрыто смысловое значение нескольких славянских знаков-символов на вышитых орнаментах русских народных костюмов и предметах бытового убранства. Прослеживается роль украшения вышивкой народного костюма в передаче ценностей и смыслов этнической культуры. Сохранение народных культурных традиций в России
-
Генезис вышивки «лицевое шитьё» в древней Руси
Краткое описаниеВ статье прослеживается история происхождения вышивки «лицевое шитьё» в Древней Руси, использование произведений с вышивкой в оформлении христианского культа и декоративном убранстве храмов. Процесс создания и художественные особенности средневекового русского художественного шитья
-
Феномен художественного стиля и его изучение в учебных курсах культурологической направленности
Краткое описаниеВ работе проведен обзор различных подходов к определению понятия « художественный стиль», рассмотрены принципиальные опорные позиции взаимодействия стилей и формирования новых стилей и направлений с акцентом на анализ сис-темы выразительных средств
-
Театр как особый тип коммуникации
Краткое описаниеВ статье рассматривается проблема функционирования театра в коммуникативном пространстве. Анализируются элементы, входящие в структуру коммуникативного акта, их сложность и взаимосвязанность
-
Творчество В. Серова в критических статьях его современников
Краткое описаниеВ статье рассматриваются первые работы, посвященные творческому наследию художника, определяется специфика подходов исследователей
-
Византийский октоих как предмет изучения
Краткое описаниеДешифруя византийский ладовый октоих, автор статьи обнаруживает стилевую общность античной и кавказской музыки
-
Краткое описание
Виртуоз гравюры, Михаил Владимирович Маторин (1901-1976), сегодня незаслуженно забыт как рядовым зрителем, так и профессиональными искусствоведами. Двадцать пять лет плодотворного труда художника внесли большую лепту в развитие отечественной графики. Особое место в его творчестве занимает альбом линогравюрных эстампов «Выборг», созданный в результате пребывания художника на финляндском фронте в июне 1944 года. Выборг привлек Маторина своеобразием северного архитектурного пейзажа, суровой красотой форм. Город был пустой, его покинули финские жители. Яркие солнечные июньские дни с белыми ночами еще более подчеркивали эпическую выразительность архитектурного ансамбля города. Язык маторинских эстампов – острый, эмоциональный и четкий. Звучность штриха и ритмичность линий гармонируют с благородством тона. Эстампы были сделаны Маториным на основе фронтовых набросков. В цветных линогравюрах гравер использовал до 12 досок, добиваясь эффекта живописи. Гравюры Маторина отличает особая гармония тонов, лаконичность цвета. Настоящая статья своей целью ставит введение в научный оборот российского искусствоведения нового уникального художественного и историко- культурного материла, раскрывающего особенности творчества и жизненного пути гравера, М.В.Маторина. Автором впервые в российском искусствоведении анализируется и дается оценка альбому линогравюрных эстампов «Выборг» (1944), который является ценнейшим документальным материалом
-
Краткое описание
В статье рассматриваются различные методы и приемы актуализации научной информации в экскурсиях на искусствоведческую тематику. Стремление к информационной насыщенности характерно для современного общества. Поистине безграничен круг культурно-исторического материала, из которого черпают свои темы искусствоведческие экскурсии. Между тем если соизмерить число экскурсий со всей их хорошо продуманной структурой, экскурсии искусствоведческой направленности, несомненно, окажутся в явном меньшинстве. На полях экскурсионного сценария порой остаются вопросительные знаки, оставленные экскурсантами. Художественные объекты имеют свои критерии, свою специфику и особенности. Понять их и осмыслить на научно - теоретическом уровне - актуальная задача самих искусствоведов и критиков
-
Выборгский период великого русского художника Николая Константиновича Рериха
Краткое описаниеКарельский этап жизни великого русского художника, Николая Константиновича Рериха, относительно известен. Однако, период проживания семьи Рерихов в Выборге исследователями практически не изучен. Известно, что Н.Рерих дружил с финским художником А.Галлен-Калела, и именно тот содействовал тому, чтобы художник остался в финском Выборге в период революционных событий в России. С октября 1918 г. по май 1919 г. семья Рерихов живет в Выборге по адресу: Ladaunkatu (ныне Тургенева), №8. Во время выборгского периода художником была написана картина «Осень» (1919). Картина создана в свойственной художнику фантастичной манере. О других работах с видами Выборга на данный момент ничего неизвестно, однако в каталоге произведений художника, изданного в 1920-х годах в США, под названием каждой картины даны сведения о том, где и когда она была создана. Так, под некоторыми произведениями художника имеется пометка: «Painted in Viborg».Таким образом, сегодня можно сказать о некоторых произведениях мастера, написанных им в Выборге. В первую очередь это известные картины художника: «Покаяние», «Зов колокола. Старый Псков», «Сыновья неба», «Жар земли», «Осень - Выборг», «Отверженный», «Сокровище» и другие. Сыном, Святославом Рерихом, которому на момент нахождения с семьей в Выборге, в 1918 году было 16 лет, также был сделан ряд зарисовок в «Выборгской тетради». Вероятно, неиссякаемое трудолюбие Рерихов породило и другие работы с выборгской тематикой, о которых ученые не знают, поскольку данная тема не исследована
-
О поэзии стран Азиатско-Тихоокеанского Региона в русской вокальной лирике XX века
Краткое описаниеСтатья посвящена характеристике стихотворений восточных поэтов (Японии, Китая, Кореи), на которые написаны вокальные циклы русских композиторов ХХ века. Отмечается, что обращение к восточной поэзии стало тенденцией, которая появилась в эпоху Серебряного века. Раскрываются причины зарождения этой тенденции. В качестве примера ее проявления приводятся вокальные циклы И. Стравинского, С. Василенко, М. Ипполитова-Иванова, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, С. Слонимского, Л. Грабовского, А. Немтина, А. Раскатова, Д. Смирнова, В. Кикты, Г. Белова, Г. Фиртича, И. Остромогильского и др. Выстраивается масштабный литературный список, который включает поэтические культуры под обобщающими названиями: древнекитайская поэзия, японская древняя (средневековая) поэзия, классическая корейская поэзия, фольклорные стихи. В заключении, выявляются типические черты вокальных циклов на эти поэтические произведения. К важнейшим чертам относятся акцент на образах природы, связь с ней духовного мира человека, сдержанную манеру воплощения богатого духовного мира, тонкую психологическую градацию его полутонов. Другие образные константы – любовные коллизии, философские размышления о смысле жизни, одиночестве, изгнании. Они воплощаются эмоционально сдержанно, лаконично по выразительным средствам