12.00.00 Юридические науки
-
Краткое описание
Сокращение сроков заключения и досрочное освобождение из арестантских рот гражданского ведомства являлось обычной практикой данных мест заключения, предусмотренной целым рядом нормативно-правовых актов: указом 1834 г. «Об определении срока бытности в гражданских Арестантских ротах Новороссийского края бродяг», 22 октября 1836 г.: «О летах преступников, присуждаемых, вместо ссылки на поселение, к отдаче в военную службу», положением от 15 августа 1845 г. о исправительных арестантских ротах гражданского ведомства, указами 17 апреля 1863 г. «О некоторых изменениях в существующей ныне системе наказаний уголовных и исправительных», 19 октября 1863 г. «О временных мерах к очищению арестантских рот гражданского ведомства от накопившихся в них арестантов», 13 мая 1866 г. «О сокращении сроков содержания арестантам арестантских рот гражданского ведомства». Продолжилось уточнение действовавших положений о сокращении сроков заключения и в 1880 г. Так, ГТУ 11 января за №302 прислало губернатору разъяснение «О порядке сокращения сроков заключения для арестантов исправительных отделений». В нем содержалось уточнение и объяснение применения положения от 13 мая 1866 г. 15 мая 1880 г. Таврическому губернатору прислан очередной циркуляр «Об отмене высылки в Сибирь без предварительного содержания в исправительных отделениях некоторых категорий арестантов». Основным условием в большинстве случаев выступали хорошее поведение и добросовестный труд заключенного. Решение принималось начальником отделения и представлялось в попечительный комитет для принятия окончательного решения. Сокращение сроков заключения применяли и в виде исключительной меры для уменьшения контингента мест заключения
-
Правовое регулирование и научные подходы к понятию «санкция»
Краткое описаниеВ настоящей статье рассматривается понятие «санкции» в конституционном и международном праве, поскольку оно является спорным и дискуссионным. Средства массовой информации и известные политики в настоящее время довольно часто употребляют термин «санкции», это связано с присоединением Крыма к России и неоднозначной оценкой этого события зарубежными государствами (странами Европейского Союза, Японией, Швейцарией) и международными организациями (Советом Европы, НАТО). Автор исследует различные точки зрения, выявляет несколько научных подходов к понятию «санкция». Теоретические аспекты работы рассматриваются в тесной взаимосвязи с практикой, а именно, анализируется процесс присоединения Крыма к России с точки зрения международного права и российского законодательства и в связи с этим обоснованность применения санкций в отношении РФ. Уделено внимание видам санкций. Анализируются всеобъемлющие и адресные санкции, их отличительные особенности и необходимость использования Российской Федерацией «зеркальных» санкций. Особое внимание в работе уделяется правовому регулированию санкций в международном и российском праве. Отмечается, что в Российской Федерации законодательное регулирование получили только санкции в сфере экономики. Автором выделены некоторые тенденции развития действующего законодательства в сфере применения санкций
-
Прекращение права собственности на объекты недвижимости в связи с изъятием для публичных нужд
Краткое описаниеНедвижимость является особым объектом гражданских прав. В силу сложившихся политических и социально-экономических обстоятельств вопрос о праве собственности на недвижимое имущество и его прекращении представляется весьма актуальным. Существующий в действующем законодательстве подход к правовому регулированию прекращения права собственности на недвижимость в России не соответствует социальной справедливости. Это в значительной степени влияет на правоприменительную практику. Кроме того, актуальность данной проблематики в России предопределяется исторически сложившейся значимостью такого объекта недвижимого имущества как земельные участки. В настоящее время можно наблюдать определенный баланс между частными и публичными интересами в этой сфере правового регулирования. Следует отметить, что на сегодня ни доктриной гражданского права, ни юридической практикой не разрешен целый блок дискуссионных вопросов рассматриваемой проблематики. Так, недостаточно разработанными в настоящее время все еще остаются теоретические конструкции определения понятия принудительного прекращения прав на недвижимое имущество, способы такого прекращения. Особенно в отношении такого объекта как земельный участок. Таким образом, изложенное позволяет утверждать, что обозначенные в настоящей статье проблемы принудительного прекращения права собственности на недвижимость являются актуальными и значимыми для юридической науки и практики
-
К вопросу о наследственных правах суррогатных детей по законодательству РФ
Краткое описаниеВ статье подвергнуты детальному анализу нормы действующего законодательства РФ, закрепляющие наследственные права и определяющие статус суррогатных детей, суррогатных матерей и генетических родителей применительно к вопросу о приобретении и реализации наследственных прав указанных детей. Авторами освещены неясности и двусмысленности некоторых возникающих на практике случаев возникновения наследственных прав у суррогатных детей, например, при смерти суррогатной матери, наступившей при ее родах, не успевшей дать свое согласие на регистрацию в качестве родителей суррогатного ребенка лиц, давших свой генетический материал. Выясняется несовершенство действующего законодательства РФ и применительно к вопросу о наследственных правах суррогатных детей в случае смерти генетических родителей до их рождения. Другой, не менее важный, вопрос, который попытались решить авторы в настоящей статье, связан с наследственными правами ребенка, зачатого после смерти своих генетических родителей. Акцентируется внимание также на отсутствие в Семейном Кодексе РФ и Гражданском Кодексе РФ правовых механизмов воздействия на генетических родителей, отказавшихся от суррогатных детей. Авторы приходят к выводу о том, что наследственные права с участием суррогатных детей нуждаются в детальной законодательной регламентации. Некоторые предложения в этой связи предлагаются в научной статье
-
Сравнительный анализ правового регулирования защиты персональных данных в России и за рубежом
Краткое описаниеВ современном демократическом обществе права человека и, в частности, право на неприкосновенность частной жизни имеют первостепенное значение. Сведения о гражданах собираются и аккумулируются различными государственными (органы внутренних дел, бюро технической инвентаризации, органы актов гражданского состояния, медицинские учреждения, органы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы регистрации юридических лиц и др.) и частными структурами (сотовые компании, частные образовательные, медицинские, юридические организации и т.д.) при рождении и получении документов, удостоверяющих личность, при поступлении на работу, при обращении в медицинские учреждения, при покупке недвижимого имущества (квартир, машин), при создании частных предприятий, в иных случаях. Совершая покупки в интернет - магазинах, потребитель вынужден сообщать свои персональные данные. Однако владельцы таких магазинов не всегда обеспечивают охрану персональных данных (в том числе банковских карт), а отсутствие соответствующего закона создает пробел в правовом регулировании. К самим же персональным данным относятся биографические и опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейном, социальном положении, образовании, профессии, служебном и финансовом положении, состоянии здоровья и прочие
-
Понятие и формы торгов в гражданском праве
Краткое описаниеВ современном гражданском обороте заключение договора на торгах является весьма распространенным способом заключения договора. Несмотря на это в современной правовой науке до конца еще не сформировано общее представление о торгах. В частности не достаточно исследованы проблемы сущности этого явления, как способа заключения договора и как сделки в гражданском праве. Требует дальнейшего правового анализа исследование самой юридической процедуры заключения договора на торгах. Правовое регулирование отношений в области заключения договора на торгах носит довольно разветвленный характер, что подтверждается отражением в законодательстве значительного количества торгов. Ярким тому примером выступает законодательство о торгах, проводимых для цели размещения государственного заказа. Это законодательство носит комплексный характер и в настоящее время находиться в процессе реформирования, в части формирования новой контрактной системы государственного заказа. Особый интерес представляет заключение договоров посредством электронных торговых площадок. Таким образом, положение дел в области законодательства о торгах, практики его применения, а также теоретических изысканий в данной сфере таково, что требуются дальнейшие исследования торгов как целостного пра-вового явления, что в совокупности обуславливает актуальность настоящей статьи
-
Правовое обеспечение общественного контроля: проблемы и перспективы развития
Краткое описаниеВ статье раскрываются основные проблемы формирования правовых основ общественного контроля за деятельностью органов публичной власти. Актуальность данной темы неуклонно возрастает в связи с усилением влияния институтов гражданского общества на принимаемые решения органами государственной власти. Авторы анализируют положения Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», региональные законы, закрепившие основы общественного контроля в отдельных субъектах федерации, а также другие нормативные правовые акты в этой сфере. Отдельное внимание уделяется формулировке понятия общественного контроля и делается вывод о необходимости законодательного закрепления понятия «отдельных публичных полномочий» и общего перечня органов и организаций, их осуществляющих. Анализируя закрепленный в законе круг субъектов общественного контроля, авторы обосновывают целесообразность включения в него экспертно-консультативных советов при органах власти и общественных экспертов. На основе положений закона, в работе определяется правовой статус субъектов общественного контроля, их полномочия и порядок деятельности во взаимодействии с органами власти, а также правовые основы осуществления отдельных форм общественного контроля. Предлагается расширить взаимодействие субъектов общественного контроля с органами прокуратуры путем проведения регулярных встреч, расширить полномочия общественных наблюдательных комиссий по посещению мест принудительного содержания
-
Краткое описание
В данной статье рассматриваются некоторые особенности нормативного регулирования правового положения государственных служащих гражданского ведомства в XIX веке. Автор отмечает, что правовой статус государственного служащего является основной составной частью системы правового обеспечения государственной службы. В связи с этим, исследованы теоретические подходы к пониманию такой категории права как «правовой статус». Научно-юридическую категорию «правовое обеспечение» можно рассмотреть как в широком, так и в узком понимании. Предлагаем понимать под правовым обеспечением такую систему социально-правовых элементов, могущих повлиять на формирование правовых норм и их практическую реализацию. Современные научные подходы к определению правовой категории «статус» характеризуются достаточной многоаспектностью, отсутствует единство мнений, что позволяет сделать вывод о сложной многокомпанентной системе элементов статуса государственных служащих. Правовой статус государственного служащего - сфера реализации прав и обязанностей, законных интересов, юридической ответственности, гарантий. Служебное законодательство в Российской империи детально регламентировало особенности правового статуса государственных служащих. Подготовлен массивный пласт правовых актов, который в дальнейшем был усовершенствован и, по сути, в изменённой форме нашёл своё отражение и в советский период развития института государственной службы, несмотря на то, что в результате революции 1917 года все нормативные правовые акты были отменены. Нормативно были чётко определены и обозначены элементы правового статуса государственных служащих: права, обязанности, гарантии, запреты и ограничения, юридическая ответственность, что ранее отсутствовало на законодательном уровне
-
Краткое описание
В данной статье рассматриваются некоторые особенности нормативного регулирования обязанностей государственных служащих в XIX веке. Автором исследуются проблемы законодательного обеспечения указанного института права. Отмечается, что в Российской империи впервые было уделено особое внимание образовательному цензу чиновников. По сути, наличие образования в тот период являлось обязанностью для государственных служащих. Даже те лица, которые уже проходили службу были обязаны получить образование, что, безусловно, является положительным нововведением. Таким образом, наличие образовательного ценза у чиновников гражданского ведомства – возведено в ранг обязанностей. Понимая необходимость повышения качества государственного управления, руководство страны специальное внимание уделило вопросам профессиональной подготовки будущих и работающих чиновников. Например, были установлены дополнительные испытания для чиновников, желающих получить более высокую должность коллежского асессора или статского советника. Повышение уровня образования служащих, ликвидация низкой загруженности университетов – основные задачи, которые преследовались. Автор отмечает, что условно обязанности государственных служащих можно подразделить на 2 вида: общие обязанности, касающиеся всех категорий чиновников; специальные обязанности, устанавливаемые отдельным должностным лицам. Специальные права и обязанности служащих устанавливались в ведомственных, локальных и подзаконных актах. Отличались более детальной проработкой права служащих на содержание и пенсионное обеспечение. Концепция полного материального обеспечения чиновников государством на законодательном уровне была успешно установлена, но на практике активно реализовывался обычай «кормления»
-
Теоретико-правовые основы института государственной службы
Краткое описаниеВ данной статье рассматриваются некоторые особенности правового регулирования института государственной службы. Проведён анализ норм служебного права, устанавливающих особый административно-правовой статус государственных служащих. Автором исследован значительный перечень дореволюционной, советской и современной юридической литературы, посвященной актуальным вопросам института государственной службы. Основной концепцией данной статьи является то, что институт государственной службы рассмотрен нами с позиции системности. Например, раскрыто содержание понятия «государственная должность» с точки зрения, как нормативного содержания, так и мнений представителей научной доктрины. Предложено своё авторское определение правовой категории «государственная должность». Кроме того, в статье представлены различные концепции понимания понятия «государственная служба». При этом автором обращено внимание на то, что ранее в отечественном законодательстве отсутствовало единой мнение и нормативное установление правовой категории «государственная служба». В статье приведены основные признаки государственной должности по законодательству Российской империи. Отмечается, что в дореволюционной России законодатели отождествляли понятия «государственный служащий» и «должностное лицо». Данный подход, по мнению автора, не являлся достоинством дореволюционного законодательства, свидетельствуя о низком уровне законодательной техники