12.00.00 Юридические науки
-
Использование специальных знаний при расследовании незаконного использования товарного знака
Краткое описаниеАвтор статьи исследует порядок использования специальных знаний при расследовании незаконного использования товарного знака, формы использования специальных знаний. Расследование незаконного использования товарного знака, как и любого иного экономического преступления, невозможности без использования специальных знаний. Основная задача, которая решается путем проведения экспертного исследования, - это установления факта использования на определенной продукции чужого товарного знака, а значит, несовпадения качества продукции с качеством заявленной товарной марки. Независимо от того, в какой форме используются специальные знания (экспертиза, заключение специалиста или опрос сведущего лица), они должны использоваться уже на стадии проверки сообщения о незаконном использовании товарного знака. Автором рассмотрен порядок действий сведущего лица, приглашаемого в качестве специалиста при проведении осмотра изъятой контрафактной продукции, приведена последовательность действий при осуществлении осмотра специалистом. При осмотре специалист должен оказать помощь следователю (дознавателю) в определении тех признаков, которые указывают на контрафактность продукции. Исследованы характерные признаки контрафактной продукции. Обозначена необходимость использования специальных знаний в области товароведения, проведения товароведческих исследований при расследовании незаконного использования товарного знака, также необходимость назначения и других экспертиз, таких как патентоведческая; компьютерная и технико-криминалистическая экспертиза документов
-
Компьютеризация целеопределения и планирования расследования
Краткое описаниеВ статье рассмотрены проблемные вопросы автоматизации целеопределения и планирования расследования. Рассматривается возможность разработки автоматизированной информационно логической системы по созданию и реализации структуры расследования различных видов преступлений. Решение данной проблемы авторы видят в следующем: обработка материалов уголовных дел по отдельным видам преступлений с целью их анализа и выделения исходной информации; разработка типовых следственных ситуаций и типовых версий с логическими следствиями; разработка комплекса мероприятий (следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, организационно-подготовительных и иных действий), с помощью которых могут быть достигнуты поставленные цели; перечень сил необходимых для их проведения
-
Краткое описание
Научная статья: «Преступления, совершаемые юридическими лицами в зарубежных странах и виды наказаний, применяемые к ним (систематизированный обзор зарубежной практики)» охватывает в изложении практику в области назначения наказаний в зарубежных странах за совершение преступлений юридическими лицами. В статье нашла отражение последовательная авторская позиция в отношении целесообразности введения в российском уголовном праве ответственности юридических лиц, которая обосновывается ссылками на опыт функционирования института уголовной ответственности юридических лиц в ряде зарубежных стран и не отвергается позиция Следственного комитета страны, выдвинувшего в 2011 году идею уголовной ответственности компаний. Содержание статьи нацелено на обмен мнениями по проблематике введения уголовной ответственности юридических лиц в российском уголовном законодательстве. Исследуемый опыт борьбы с преступлениями юридических лиц, аргументированный позициями ведущих специалистов в этой области и материалами судебной практики позволяет вполне оправдано предполагать юридическое лицо в качестве полноценного субъекта преступной деятельности в России. Кроме этого, хронологический период правоприменительной практики и плюралистические воззрения представителей судебной системы Англии и США, предопределяют неизбежный процесс глобализации мирового правового сообщества, в котором Россия в настоящее время занимает достойное место
-
Краткое описание
Статья посвящена созданию и деятельности принципиально новых для российского государства органов самоуправления — губернских и уездных земств, формирующихся путем выборов. Раскрываются особенности политико-правового механизма формирования всесословных органов местной власти, имеющих достаточно большие полномочия в решении вопросов местного значения. Акцентируется внимание на незаконченность законодательной регламентации многих избирательных процедур, что делало значительной сферу административного усмотрения. Освещаются принципиально важные характеристики выборов в земства — всесословность и сочетание принципа имущественного ценза с дворянским сословным представительством, на основе которых автор делает вывод о необходимости расширения представления современной юридической науки о данных цензах. Проводится сравнительный анализ общественной полемики по вопросу результатов земской реформы. В общем массиве идей о расширении земского избирательного права автором выделены два основных направления: расширение количества избирателей путем снижения цензовых ограничений и уравнение представительства различных социальных и сословных групп населения. На основе анализа правовых основ становления и развития избирательного процесса в выборные органы местного самоуправления во второй половине XIX в. осуществляется оценка адекватности современной системе российского избирательного законодательства
-
К вопросу о понятии, особенностях и классификации финансово-правовых норм
Краткое описаниеВ статье рассматривается понятие, сущность, значение и классификация финансово-правовых норм. Особое внимание уделяется выявлению особенностей данных норм, позволяющих отграничивать их от норм иных отраслей права. Делается акцент на то, что непосредственное целевое назначение норм финансового права определяется предметом финансово-правового регулирования, то есть отношениями, возникающими в процессе публичной финансовой деятельности по регулированию образования, распределения и использования публичных фондов денежных средств. Аргументируется мнение авторов по поводу того, что финансово-правовые нормы редко возникают как фактические, так как в общественной жизни правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы, складываются крайне редко. Данное обстоятельство обусловлено тем, что финансовые отношения не существуют и не возникают сами по себе, эти отношения проявляются в формах, определенных государством (муниципальными образованиями) и зависят, прежде всего, от общественных потребностей, которые в свою очередь детерминированы уровнем развития товарно-денежных отношений, масштабами государственной деятельности, социальными задачами и так далее. Кроме этого, авторы исследуют причины нестабильности норм финансового права. Помимо прочего, в рамках данной статьи, аргументируется собственное мнение авторов по поводу механизма действия норм финансового права как весьма актуального явления в современной России. В связи с тем, что под воздействием финансово-правовых норм находится бюджетная система страны, с их помощью формируются и используются государственные внебюджетные социальные фонды, осуществляется кредитно-денежная и валютная политика потребность в глубоком изучении данных норм, а также понимании механизма их действия является весьма актуальным явлением в современной России
-
Органы сыскной полиции Российской империи в трудах отечественных исследователей
Краткое описаниеВ статье анализируются наиболее значимые труды по истории, нормативной и организационно-правовой регламентации деятельности сыскной полиции Российской империи, осуществлявшей борьбу с уголовными преступлениями, а также дается краткий анализ и комментарии их содержания. Отмечается, что в дореволюционной историографии специальных исследований, посвященных историко-правовому анализу органов уголовного сыска не выявлено, поскольку общегосударственная система органов сыскной полиции была сформирована только в 1908 г. Во всей советской историографии сыскная полиция, ровно как и все государственные институты самодержавной России в целом, рассматривалась с крайне негативной стороны, с акцентом на ее «классовый, антинародный характер» и «реакционную сущность», в рамках установленных идеологических догм, что, в конечном счете, выразилось в утрате объективности и искажении истины. Постсоветский период историографии характеризуется практически полным отказом от жестко установленных идеологических установок, что позитивно повлекло за собой как новый вектор в развитии исторической и историко-правовой наук в целом, так и объективное освещение рассматриваемой проблемы в частности. В этот период публикуются работы, в которых хотя и фрагментарно, но затрагиваются проблемы сыскной полиции России в историческом и историко-правовом аспектах, с учетом нового концептуального подхода
-
Краткое описание
В статье показывается, что в конце XIX – начале ХХ в. в России началось обострение криминальной обстановки. Поэтому 12 марта 1908 г. по приказу директора Департамента полиции М.И. Трусевича был образован «Отдел уголовно-сыскной части», т.е. 8-е делопроизводство Департамента, в задачи которого входило общее наблюдение за деятельностью сыскных отделений в Империи. 20 июня 1908 г. в Государственной Думе рассматривался проект закона «Об организации сыскной части». 6 июля 1908 г., одобренный Государственным Советом и Государственною Думою, закон «Об организации сыскной части» был Высочайше утвержден императором Николаем II. В соответствии с законом были утверждены органы уголовного сыска в крупнейших городах России. В статье указывается, что общее количество органов сыскной полиции было доведено до 96 единиц. Анализируя рассматриваемый закон, следует указать на ряд его недостатков, связанных с его материальной составляющей. Во-первых, это незначительные штаты сыскных отделений даже по 1-му разряду, что существенно снижало результативность оперативно-розыскной деятельности, помимо этого, отсутствие в штатах сыскных отделений 3-го и 4-го разрядов должности помощника начальника сыскного отделения доставляло проблемы в случаях отпуска, командировки или болезни руководителя. Но в статье отличаются и положительные моменты данного закона. С принятием закона стало возможным создание всероссийской системы сыскной полиции
-
Полиция Кубанской области в конце XIX-начале ХХвв.: структура, функции, штаты и содержание
Краткое описаниеВ статье отмечается, что в XIX веке по Именному указу императора Александра II была образована Кубанская область, включившая в себя территории Черномории, Северо-Восточной части Прикубанья и Закубанье. На основании Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета «О дозволении Русским подданным не войскового сословия селиться и приобретать собственность в землях казачьих войск» от 29 апреля 1868 г. как Кубань в целом, так и Екатеринодар, в частности, получили значительный прирост численности населения, что означало перспективу быстрого экономического развития. В статье указывается, что в период с 1869 по 1871 гг. на территории Кубанской области была проведе¬на судебная реформа, в результате которой с 1 января 1871 г. вместе с образованием новых судебных органов были учреждены органы проку¬рорского надзора Екатеринодарского окружного суда. Наряду с этим большие преобразования происходят в полиции. Александр II, в целях изменений и улучшений в устройстве полиции, утвердил «Временные Правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых», которые предусматривали сохранение городской полиции исключительно в губернских и крупных уездных городах, оставив ее в подчинении полицмейстерам. Остальные же городские и уездные органы полиции подчинялись уездным полицейским управлениям во главе с уездными исправниками
-
Земельно-кадастровые отношения в период Российской империи (1721 – 1825 года)
Краткое описаниеКаждый этап развития общества сопровождается развитием государства. Земля имеет неразрывную связь с развитием общества, поскольку является основой отношений по владению, пользованию и распоряжению ею. Проводя анализ рассматриваемого периода, мы видим, какое развитие получило землемерие. Так же, мы видим важность этих мероприятий, прочно проходящих сквозь века. За описываемый период государство перешло от государственной собственности к возможности принятия наделов в частные руки. Что касаемо землемерия, то перенимаемый западный опыт и свои собственные наблюдения привели его на новый уровень. Важно отметить, что дороговизна и сложности проведения учета и оценки земли были всегда и по сей день мы с ними сталкиваемся. Большое нежелание людей вести учет земли, а как следствие уплачивать налог, идет красной нитью за государством. Исторически возникновение земельного кадастра характеризуется в силу объективной необходимости в получении сведений о земле, поскольку земля являлась и является первоисточником получения материальных благ и объектом налогообложения. Представлен переход землемерия от простого учета земли к качественному учету земли и плавной смены к землеустройству территории. Тем самым отчетливо просматривается рывок в развитии земельно – кадастровых отношений в период Российской империи
-
Краткое описание
В настоящей статье рассматриваются проблемы института третейского разбирательства и предлагаются пути их решения. Раскрываются особенности третейского разрешения споров, позволяющие приблизиться к пониманию сущности и правовой природы третейского суда. Анализируется статус третейских судей в условиях реформирования законодательства, делается вывод об отсутствии единых требований, которые предъявляются к данной должности. Акцентируется внимание на отсутствии ответственности за нарушение третейскими судьями порядка третейского разбирательства и необходимости ее введения. Освещаются изменения в области права юридических лиц создавать постоянно действующие третейские суды, и анализируется целесообразность таких ограничений. Отдельное внимание уделяется проблеме создания "карманных" судов, создаваемых и финансируемых одной из сторон, которые тормозят развитие механизмов альтернативных способов разрешения гражданских споров. Проводится сравнительный анализ сформировавшейся практики деятельности третейских судов в таких странах, как Бразилия, Канада и США. Предлагается ввести в российское законодательство некоторые положения из законодательства этих стран в целях совершенствования института третейского разбирательства. Авторами выделены некоторые тенденции развития действующего законодательства, регламентирующего деятельность третейских судов, представляющие актуальность в современных экономических условиях