19.00.00 Психологические науки
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье рассмотрены личностные особенности саморегуляции субъекта. Исследована учебная деятельность студентов. Результаты исследования демонстрируют вклад особенностей саморегуляции и связанных с ними иных характеристик личности (самоэффективность, жизнестойкость) в процессы самоорганизации студента в ситуации выбора учебного задания. Показаны различия стратегий самоорганизации (направленная на адаптацию и неадаптивная самоорганизация) при различающихся особенностях личности. Показана связь стратегий самоорганизации и их регуляторных особенностей с выборами, совершаемыми субъектом. Выявлены личностные особенности, являющиеся психологическим ресурсом устойчивой адаптивной стратегии самоорганизации, позволяющей совершить и реализовать выбор в пользу нового/сложного
-
К вопросу о формировании личностной готовности воина-контрактника к лидерской деятельности
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеПродолжающиеся реформы Вооруженных Сил Российской Федерации имеют главную цель создания армии и флота, соответствующего требованиям ХХI века, новым вызовам и угрозам для нашего государства. Наравне с переоснащением воинских частей современной боевой техникой и оружием, существенной компонентой армейской реформы является изменение параметров к военно-профессиональной подготовке и компетенции военных специалистов. Специализированные требования предъявляются к комплектованию воинских частей, кораблей и подразделений военнослужащими, проходящими воинскую службу по контракту. Современным Вооруженным Силам нужны профессионалы высокого уровня, обладающие развитыми организаторскими, командными, психологическими, педагогическими и лидерскими качествами. Лидерство – это социально-психологическое, общеисторическое явление, которое свойственно человеку. В отечественной науке понятие «лидер» понимается как одаренная, харизматическая личность, способная объединять, сплачивать людей в интересах достижения какой-то определенной и значительной цели. Любая группа, коллектив для достижения поставленной цели, решения важной проблемы, нуждается в руководстве, поэтому и выдвигает из своей среды авторитетного ведущего, вожака, лидера. Без лидера ни одна группа, особенно военная существовать не может. В то же время лидерство – это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа. Не каждый воин-контрактник обладает развитыми лидерскими способностями, что требует организовать такой процесс психолого-педагогической подготовки в условиях непосредственной воинской службы. В статье рассматривается модель, программа и содержание этапов формирования личностной готовности воина-контрактника к лидерской деятельности в процессе воинской службы
-
Особенности личности женщины, воспитывающей ребенка в неполной семье
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ исследовании изучены личностные особенности современных женщин, воспитывающих детей в полных и неполных семьях, а также особенности их взаимодействия с детьми. Дана сравнительная характеристика семейных ценностей, гендерных особенностей и уровня субъективного контроля личности матерей. Установлены различия личностных особенностей матерей в двух исследуемых группах женщин. Для матерей, воспитывающих детей в неполных семьях, характерны такие семейные ценности как социальная активность, внешняя привлекательность и воспитание детей, а для матерей в полных семьях наиболее значимыми оказались ценности воспитания детей и психотерапевтичность общения. У женщин в неполных семьях чаще, чем у женщин в полных семьях, проявляются маскулинные качества, и реже феминные. Выявлена специфика взаимодействия с детьми матерей исследуемых групп. Проанализированы взаимосвязи между личностными качествами матерей и характером их взаимодействия с детьми. Выделены позитивные и негативные аспекты влияния личностных качеств матерей на стилевые особенности взаимодействия с детьми
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье рассматриваются основные условия, механизмы и средства, способствующие формированию субъектных качеств у подростков. Предлагаются критерии определения их развития. Процесс учения рассматривается как ведущее средство становления подростка субъектом учебной деятельности. Указываются и раскрываются факторы, способствующие становлению подростка как субъекта учебной деятельности. Делается вывод о влиянии на формирование субъектности у подростков развивающей образовательной среды и включённости подростка в учебную группу. Рассматривается определение развивающей образовательной среды. Указывается на различие понятий «образовательная среда » и «развивающая образовательная среда». Уровень развития подростка как субъекта учебной деятельности определяется по результатам изучения таких параметров их личностной активности, как: социальная активность; отношение к школе и учению; уровень сформированности учебной деятельности; уровень сформированности интересов; ощущение собственной ценности (самооценка); учебные достижения, которые и рассматриваются в статье. Также в статье особое внимание уделяется поэтапному развитию группы в процессе совместной деятельности и общения, в основе которого лежит основная идея параметрической концепции развития малой группы как коллектива. Указан блок метидических средств по изучению параметров личностной активности подростков
-
Лидерские качества и их развитие у будущих руководителей государственных и муниципальных структур
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеЛидерство с каждым годом все больше становится важной личностной ценностью. Настоящий руководитель должен иметь особый подход к людям, умение мотивировать, наставлять персонал на правильный путь, проявлять не только административные навыки, но и лидерские качества. Быть хорошим руководителем – не просто! Нужно, прежде всего, постоянно работать над собой. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления у студентов лидерских способностей и их совершенствование. В статье проведен анализ и даны перспективы развития лидерских качеств будущих руководителей – студентов факультета управления Кубанского государственного аграрного университета. В качестве показателей развития лидерских качеств были использованы: интеллектуально – творческие, организаторские, социально – коммуникативные. Анализ показал, что у студентов факультета управления недостаточно развиты личностные качества, необходимые современному руководителю. В связи с этим в статье предложен ряд мероприятий, посвященных развитию лидерских качеств, коммуникативных и организаторских способностей студентов. Рассматриваемая проблема представляет собой значительный интерес для социального общества. Развитие лидерских качеств у студентов и весь комплекс принимаемых мер по формированию эффективного лидерства в России будет способствовать качественному обновлению страны
-
Концепция самопонимания личностью этнокультурной идентичности: субъектный подход
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье представлена авторская концепция самопонимания этнокультурной идентичности, разработанная в рамках субъектного подхода. Структура концепции имеет уровневое строение и представляет собой комплекс методологических, теоретических, методических и прикладных положений и средств, обеспечивающего возможность рассмотрения самопонимания личностью этнокультурной идентичности, а также выявление закономерностей самопонимания личностью этнокультурной идентичности в разных условиях бытия этнической группы. Методологический уровень включает основные научные подходы и принципы. Общетеоретический уровень включает базовые теоретические положения концепции. Конкретно-теоретический уровень включает теоретико-феноменологическую модель самопонимания личностью этнокультурной идентичности, изоморфную концепту «самопонимание этнокультурной идентичности личности», которая в своей теоретической части представляет систему утверждений, позволяющих выделить и концептуализировать феноменологию самопонимания личностью этнокультурной идентичности. Конкретно-верификационный уровень представляет собой выявленные на основе созданной модели систематизированные и обобщенные закономерности самопонимания личностью этнокультурной идентичности в разных условиях бытия
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеСтатья посвящена проблеме развития основных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Показан круг задач, которые необходимо решать в системе психолого-педагогической помощи этой категории детей, что позволяет определить проблемы и направления работы с этими детьми. Методологическую основу исследования представляют теория отклоняющегося развития и расстройств аутистического спектра, концепция игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста и психических новообразований, формирующихся в данном виде деятельности; концепция роли средств физического воспитания в развитии психических процессов детей дошкольного возраста. В статье представлена модель совершенствования навыков сенсорного восприятия окружающего мира, навыков крупной и мелкой моторики, общения и социального развития у детей с расстройствами аутистического спектра. Концептуальная основа предлагаемой модели – системное развитие сенсорных, моторных, социальных, коммуникативных навыков ребенка посредством интерактивных физических игр. Определены цель, задачи, педагогические условия реализации модели. Модель состоит из 3 блоков: целевой, технологический, контрольно-оценочный. Первый блок – целевой, включает цель, решаемые задачи, педагогические условия реализации модели. Второй блок модели – технологический. Он, в свою очередь, состоит из 5 блоков: сенсорное развитие, навыки крупной моторики, навыки мелкой моторики, общение, социальные навыки. Реализация содержания второго блока происходит посредством интерактивных физических игр, игровых упражнений. Определены цели, содержание работы каждого блока. Третий блок - контрольно-оценочный. В содержание работы 3 –его блока входят организационно-методические мероприятия по оценке уровня развития основных навыков у детей с РАС. По результатам диагностики составляются маршруты индивидуального развития каждого ребенка, по мере необходимости проводится промежуточная оценка сформированности навыков и изменение маршрута развития