19.00.00 Психологические науки
-
Проблемы и перспективы трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья в России
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье показано положение инвалидов в системе трудоустройства. Проанализировано социально- экономическое положение российских инвалидов. Рассмотрен опыт зарубежных стран в решении проблем трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья. Даны рекомендации по решению проблем, связанных с трудоустройством инвалидов в России
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье рассмотрены личностные особенности саморегуляции субъекта. Исследована учебная деятельность студентов. Результаты исследования демонстрируют вклад особенностей саморегуляции и связанных с ними иных характеристик личности (самоэффективность, жизнестойкость) в процессы самоорганизации студента в ситуации выбора учебного задания. Показаны различия стратегий самоорганизации (направленная на адаптацию и неадаптивная самоорганизация) при различающихся особенностях личности. Показана связь стратегий самоорганизации и их регуляторных особенностей с выборами, совершаемыми субъектом. Выявлены личностные особенности, являющиеся психологическим ресурсом устойчивой адаптивной стратегии самоорганизации, позволяющей совершить и реализовать выбор в пользу нового/сложного
-
Личностные особенности дошкольников, относящиеся к использованию электронных гаджетов
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье рассмотрен важный аспект проблемы «Родитель – ребенок – электронный гаджет», касающийся изучения личностных особенностей детей, различающихся дифференциацией в использовании гаджетов, относящиеся к социально- личностным свойствам, обретенным игровым способностям, элементам самосознания. Авторами выделено содержание терминов, используемых в исследовании особенностей развития социально-личностных качеств у детей. Для эмпирического исследования разработаны авторские методики: опросник «Использование ребенком электронных гаджетов», экспертный опрос «Социально-личностные свойства ребенка», наблюдение «Способности ребенка играть на гаджете», экспертный опрос «Элементы самосознания ребенка». В исследовании приняли участие 78 детей шести–семи лет, воспитанников подготовительных групп дошкольного образовательного учреждения станицы Полтавской Краснодарского края. Выявлены три группы родителей, различающихся нормированием использования ребенком гаджета: «Можно любой гаджет» (42%), «Можно один гаджет» (46%), «Не разрешены гаджеты» (13%). В статье приведен анализ данных эмпирического исследования трех групп дошкольников в зависимости от уровня нормирования родителями использования детьми гаджетов. В заключении авторами описаны выявленные личностные особенности детей, различающиеся использованием гаджетов, относящиеся к социально-личностным свойствам, обретенным игровым способностям, элементам самосознания
-
Особенности личности женщины, воспитывающей ребенка в неполной семье
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ исследовании изучены личностные особенности современных женщин, воспитывающих детей в полных и неполных семьях, а также особенности их взаимодействия с детьми. Дана сравнительная характеристика семейных ценностей, гендерных особенностей и уровня субъективного контроля личности матерей. Установлены различия личностных особенностей матерей в двух исследуемых группах женщин. Для матерей, воспитывающих детей в неполных семьях, характерны такие семейные ценности как социальная активность, внешняя привлекательность и воспитание детей, а для матерей в полных семьях наиболее значимыми оказались ценности воспитания детей и психотерапевтичность общения. У женщин в неполных семьях чаще, чем у женщин в полных семьях, проявляются маскулинные качества, и реже феминные. Выявлена специфика взаимодействия с детьми матерей исследуемых групп. Проанализированы взаимосвязи между личностными качествами матерей и характером их взаимодействия с детьми. Выделены позитивные и негативные аспекты влияния личностных качеств матерей на стилевые особенности взаимодействия с детьми
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеСтатья посвящена проблеме развития основных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Показан круг задач, которые необходимо решать в системе психолого-педагогической помощи этой категории детей, что позволяет определить проблемы и направления работы с этими детьми. Методологическую основу исследования представляют теория отклоняющегося развития и расстройств аутистического спектра, концепция игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста и психических новообразований, формирующихся в данном виде деятельности; концепция роли средств физического воспитания в развитии психических процессов детей дошкольного возраста. В статье представлена модель совершенствования навыков сенсорного восприятия окружающего мира, навыков крупной и мелкой моторики, общения и социального развития у детей с расстройствами аутистического спектра. Концептуальная основа предлагаемой модели – системное развитие сенсорных, моторных, социальных, коммуникативных навыков ребенка посредством интерактивных физических игр. Определены цель, задачи, педагогические условия реализации модели. Модель состоит из 3 блоков: целевой, технологический, контрольно-оценочный. Первый блок – целевой, включает цель, решаемые задачи, педагогические условия реализации модели. Второй блок модели – технологический. Он, в свою очередь, состоит из 5 блоков: сенсорное развитие, навыки крупной моторики, навыки мелкой моторики, общение, социальные навыки. Реализация содержания второго блока происходит посредством интерактивных физических игр, игровых упражнений. Определены цели, содержание работы каждого блока. Третий блок - контрольно-оценочный. В содержание работы 3 –его блока входят организационно-методические мероприятия по оценке уровня развития основных навыков у детей с РАС. По результатам диагностики составляются маршруты индивидуального развития каждого ребенка, по мере необходимости проводится промежуточная оценка сформированности навыков и изменение маршрута развития
-
Особенности содержательных характеристик суверенности подростков, воспитывающихся в приемных семьях
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеСтатья посвящена исследованию психологической суверенности личности на этапе ее становления. Наиболее ярким из таких этапов является период подросткового возраста. Исследование психологического пространства личности произведено на примере детей, воспитывающихся в родной семье и детей, воспитывающихся в приемной семье
-
Мотивационный компонент отношения к кредитам лиц разного возраста
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье дается психологический анализ кредитной активности как процесса социального обмена между кредитором и заемщиком. В результате кредитования как обмена заемщик получает доступ к ресурсным объектам и ресурсным отношениям. Одной из ситуаций кредитования является ситуация персонального дефолта заемщика. В статье анализируется понятие «персональный дефолт», предлагается его рабочее психологическое определение. Обоснована его связь с другими понятиями (трудная жизненная ситуация, экономический стресс, кризис занятости и др.). С помощью опросника отношения к кредитам, изучен мотивационный компонент отношения к кредитам. В исследовании выявлены различия в мотивации и целях кредитования потенциальных и реальных заемщиков молодого и зрелого возраста. Выявлено, что для молодежи типичными мотивами взятия кредита являются кредитный ригоризм и альтруизм. У лиц зрелого возраста выражен мотив отказа от альтруистического поведения. Изучены связи между мотивами кредитования. Обнаружены отрицательные связи между мотивом альтруизма и инвестиционного, целевого использования заемных средств, а также между страхом перед кредитованием и гедонизмом, мечтательностью и конформностью в кредитовании. Выявлены достоверные различия в целях кредитования у респондентов молодого и зрелого возраста. Для покупки предметов роскоши (телефона, мебели, ПК, телевизора, бытовой техники) кредит чаще брали лица от 18 до 25 лет. Для заемщиков от 35 до 45 лет характерно кредитование для приобретения недвижимости, для инвестирования в бизнес, на неотложные нужды - на оплату медицинских услуг, на ремонт квартиры, для погашения долга по кредиту
-
Лидерские качества и их развитие у будущих руководителей государственных и муниципальных структур
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеЛидерство с каждым годом все больше становится важной личностной ценностью. Настоящий руководитель должен иметь особый подход к людям, умение мотивировать, наставлять персонал на правильный путь, проявлять не только административные навыки, но и лидерские качества. Быть хорошим руководителем – не просто! Нужно, прежде всего, постоянно работать над собой. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления у студентов лидерских способностей и их совершенствование. В статье проведен анализ и даны перспективы развития лидерских качеств будущих руководителей – студентов факультета управления Кубанского государственного аграрного университета. В качестве показателей развития лидерских качеств были использованы: интеллектуально – творческие, организаторские, социально – коммуникативные. Анализ показал, что у студентов факультета управления недостаточно развиты личностные качества, необходимые современному руководителю. В связи с этим в статье предложен ряд мероприятий, посвященных развитию лидерских качеств, коммуникативных и организаторских способностей студентов. Рассматриваемая проблема представляет собой значительный интерес для социального общества. Развитие лидерских качеств у студентов и весь комплекс принимаемых мер по формированию эффективного лидерства в России будет способствовать качественному обновлению страны
-
Теоретические подходы к анализу проблемы сепарации в отечественной и зарубежной психологии
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеДанная статья посвящена изучению процесса психологической сепарации от родителей в студенческом возрасте. Актуальность темы обусловлена существующими проблемами в современной студенческой среде, к которым можно отнести общие тенденции позднего взросления молодёжи (инфантилизация): продление периода детства, низкая мотивация достижений, отсутствие стремления к саморазвитию, нежелание брать ответственность за собственную жизнь. Значимость темы подчёркивается рядом возрастных задач, без решения которых развитие личности немыслимо. Авторами даётся анализ теоретических представлений проблемы сепарации в отечественной и зарубежной психологии. Рассматривается понятие сепарации в контексте различных подходов к его изучению. На основании проведенного исследования формулируется собственное определение сепарации. Процессы сепарации-индивидуации рассматриваются в психоаналитическом направлении, через семейную системную психотерапию, изучение уровня межпоколенных отношений в дихотомии «близость – разрыв», становление суверенности личности, формирование психологического пространства. На основе проведённого теоретического анализа даётся категоризация типов сепарации: противоречивая или амбивалентная, успешная, кризисная, конфликтная. Приводится характеристика каждого типа и его влияние на разрешение сепарационного конфликта
-
Развитие личности в духовном пространстве
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье указывается, что формирование духовности человека происходит в духовном пространстве, которое является изначально заданным. Автором статьи выделяются составные элементы духовного пространства: моральные нормы, где основой их функционирования является мораль, придающая поступкам человека нравственную окраску; система духовно- нравственных ценностей, которые усваиваются человеком, начиная с детского возраста; духовная культура. Духовная культура, находящаяся в духовном пространстве представлена четырьмя сферами: проективная, познавательная, ценностно- ориентированная деятельность человека и духовное общение. Автор статьи указывает, что человек, вращаясь в духовном пространстве, усваивает моральные нормы и духовную культуру, формирует систему морально-нравственных ценностей. При этом формируется внутренний духовный мир человека, который существует в единстве духовного пространства и времени, и характеризует появление духовного поля человека. Духовное поле представлено системой смыслов, в нем зарождаются механизмы развития духовности личности, также в него включены духовно- нравственные чувства и переживания. Ядро духовного поля – это потребность человека в самореализации потенциальных духовных возможностей. Духовное пространство существует не только в настоящем, а также в прошлом и будущем. Находиться в духовном пространстве означает, что человек должен следовать духовно- нравственным законам, иметь духовные потребности, приобщаться к нравственным идеалам