№ 112(8), Октябрь, 2015
Дата выпуска: 30.10.2015
Архив журнала: Статей 151, 381 kb
-
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описаниеПредставлены результаты изучения валового содержания и форм соединений никеля в черноземе выщелоченном Западного Предкавказья за три ротации 11-польного зерно-травяно-пропашного севооборота. Содержание никеля в почве близко к его кларку (40 мг/кг) и значительно ниже ОДК (80 мг/кг). Научно обоснованная система удобрения культур севооборота не ведет к накоплению никеля в почве, но создает условия для повышения его подвижности. В перспективе возможно возникновение потребности включения никеля в систему удобрения сельскохозяйственных культур, выращиваемых на черноземе выщелоченном. содержание никеля в черноземе выщелоченном до освоения севооборота в целом было близко к кларку почв мира (40 мг/кг) и значительно ниже ОДК (80 мг/кг), что благоприятствует получению высококачественной продукции. После трех ротаций севооборота без применения удобрений валовое содержание никеля и кислотонерастворимой формы его соединений в почве несколько снизилось, но количество элемента, извлекаемого буферной и кислотной вытяжкой, незначительно возросла. Снижение валового содержания никеля и его резервного (кислотонерастворимого) фонда в почве мы объясняем ежегодным отчуждением элемента с урожаями культур севооборота с полей, а наметившаяся тенденция возрастания подвижного и кислоторастворимого – минерализацией гумуса сопровождаемая подкислением почвы. Систематическое внесение минеральных удобрений на поля севооборота несколько восполняло никелевый фонд почвы, но не обеспечивало восстановление исходного уровня. В то же время на удобряемом севообороте отмечается четко выраженная тенденция к повышению количества подвижного и кислоторастворимого никеля. Если учесть, что величина ПДК подвижного никеля равна 6 мг/кг, то эти изменения не могут иметь никаких негативных экологических последствий, а наоборот будет благоприятствовать использованию этого ультрамикроэлемента растениями
-
Титан в черноземе выщелоченном Западного Предкавказья
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описаниеПредставлены результаты изучения валового содержания титана в неудобряемом и систематически удобряемом черноземе выщелоченном. Научно-обоснованная система удобрения культур севооборота позволяет решать задачи бездефицитного баланса элементов питания в системе «почва-растение-удобрение», увеличения количества и улучшения качества урожая. В то же время их применение – это активное влияние на природную среду. В почву с вносимыми удобрениями поступает большой набор химических элементов. Кроме того, в силу своей физиологической кислотности или щелочности, удобрения способны в той или иной степени влиять на физико-химические свойства почвы. Применение минеральных удобрений в научно обоснованных дозах на полях севооборота в течение 33 лет практически не отразилось на содержании титана в черноземе выщелоченном. В пахотном слое его количество возросло лишь на 2,1 %, а в подпахотном – оно такое же, как и в севообороте без удобрений. Обогащение верхнего слоя почвы титаном происходит вследствие десиликации горных пород при выветривании. Из-за малой растворимости минералов титана, они более продолжительное время остаются на месте, а значит, содержание элемента в почве возрастает. Как известно, минеральные удобрения, применяемые на полях севооборота, повышают интенсивность биологического круговорота веществ и тем самым усиливают процесс разрушения почвообразующих пород
-
Оптимизация заполняемости захватного-срезающего устройства пачкой деревьев
Краткое описаниеВ работе решается задача уменьшения числа рейсов от дерева к месту его укладки за счет оптимизации заполняемости пачкового захвата деревьями известных объемов. Получены необходимые условия оптимальности. Разработан численный метод решения задачи оптимизации. Проведен численный эксперимент
-
Оптимизация конструктивно-технологических параметров устройства для обработки почвы на вырубках
Краткое описаниеВ статье приведены результаты оптимизации конструктивно-технологических параметров устройства для клумбовой обработки почвы на вырубках. Приводится описание подходов к моделированию процесса клумбовой обработки почвы, оптимизационной математической модели обработки почвы и полученных в процессе моделирования результатов
-
Пиролиз порубочных остатков в углевыжигательной печи
Краткое описаниеВ статье представлен вариант модернизации углевыжигательной печи для порубочных остатков, который позволяет ускорить процесс сушки за счет его форсирования. Получены зависимости, отражающие влияние температуры процесса сушки на тепловые потери печи и влияние объема загрузки и влажности исходного сырья на затраты топлива на весь процесс сушки
-
Эксплуатация систем жизнеобеспечения населенных мест
Краткое описаниеВ статье описаны аспекты контроля, регулирования, функционирования и степени влияния на состояние систем жизнеобеспечения, на безопасность жизнеобеспечения, на безопасность жизнедеятельности общества. А также влияние систем жизнеобеспечения на экологическое состояние застроенных территорий. В статье говорится об увеличении и вреде выбросов СО2 и SО2, о способах их уменьшения. О вреде соединений водорода, азота, хлора, фреона. Приведены мероприятия по защите среды урбанизированных территорий
-
Парадигма инженерной поддержки технологий субъектно-ориентированного управления
Краткое описаниеВ статье формулируется основное противоречие, характерное для формирования парадигмы инженерной поддержки новых технологий, связанных с субъектно-ориентированным управлением в ноосфере, между востребованностью автоматизированного креативного мышления субъекта управления и настороженностью общества к возможным проявлениям негативных сторон его субъективной деятельности. Отмечается, что ноосфера, проявившая чудеса автоматизации и компьютеризации, охватившая все многообразие деятельности людей, за исключением перечисленных выше исходных позиций, которых они едва коснулись. Прежде всего, это относится к центральной проблеме экономики (хозяйствования) – выбору. Проводится анализ проблемы формирования парадигмы инженерной поддержки технологий субъектно- ориентированного управления, который опирается на известную концепцию субъектно- ориентированного управления, дополненную концептуальными моделями механизма интуиции, предполагающими его моделирование на основе формальных систем с целью автоматизации ментальной деятельности субъектов управления. С позиций теории познания А. Шопенгауэра разрабатывается метод научного исследования процессов эволюции и становления особой категории людей – инженеров, ответственных за поступательное развитие ноосферы В.Вернадского. В основу метода положена динамическая модель филогенеза образа инженера, включающая вектора готовности и эффективности с параметрами (образованность, ум, способности) и (предвиденье, выбор, эмерджентность), соответственно. Приводятся результаты моделирования онтогенеза – закономерности подготовки инженеров будущего как платформы для квантирования и свертки ее уровней на основе современных математических методов, в том числе для инженеров поддержки технологий субъектно- ориентированого управления
-
Электрическая модель транспортной сети города
Краткое описаниеОсновными характеристиками транспортной сети являются интенсивность транспортного потока, скорость и плотность его движения. Комфортная для водителя плотность движения определяется правилом ГИБДД "Просвет между машинами на дороге должен составлять десятую долю скорости движения". Построена эталонная кривая функции плотности движения потока автотранспорта от его скорости, которая является базовой при моделировании транспортных потоков. В статье описывается электрическая модель городских транспортных сетей, позволяющая рассчитывать транспортные потоки, их скорость, плотность и количество полос движения с помощью законов электротехники. Сопоставлены друг с другом электрические понятия (ток, сопротивление, электродвижущая сила и др.) и транспортные (интенсивность потока, полосность дороги, транспортная движущая сила и др.). Для транспортной сети действуют методы расчёта электрических цепей – метод законов Кирхгофа, контурных токов и др. Подтверждена корректность электрической модели и возможность её использования для расчёта транспортных сетей, приводится пример расчёта
-
Анализ проблемных участков транспортной сети г. Краснодара и мероприятия для их разгрузки
Краткое описаниеОсновными причинами заторов в городе являются одноуровневые перекрёстки, регулируемые светофорами и недостаточное количество полос движения. В статье проведён анализ двух проблемных перекрёстков и предложены способы их разгрузки. Для трёхстороннего перекрёстка Ялтинская – Уральская с помощью электрической транспортной модели определено, что число полос движения нужно для разных направлений увеличить до 4 – 8. Однако причина конфликта - пересечение двух конкурирующих потоков – поворот со стороны мостов с ул. Ялтинская на ул. Уральская и встречное движение с ул. Ялтинская на ул. Северная. Светофорное регулирование не решает проблему и способствует созданию заторов. Предлагается развести дорожные потоки на разные уровни с помощью эстакады на ул. Ялтинская, при этом прямой поток с ул. Ялтинская на ул. Северная идёт по эстакаде, а поворачивающий на ул. Уральская – под эстакадой. Транспортные потоки на перекрёстке на ул. Северная – Тургенева со светофорным регулированием можно развести устройством кругового перекрёстка или турбоперекрёстка
-
Принципы организации и работы коллективного такси
Краткое описаниеОбъём перевозок пассажиров легковыми такси составляет 6-9% от общего объёма перевозок всеми видами общественного пассажирского транспорта и зависит от численности населённого пункта. Основное назначение и преимущество такси – предоставление услуг по перевозке пассажиров по маршруту, назначаемому заказчиком, круглосуточная работа и комфортные условия проезда. Для разгрузки ТС города, особенно в часы пик предлагается ввести новый вид оперативного обслуживания пассажиров – коллективное такси. Оно предназначено для перевозки нескольких пассажиров, следующих в одном направлении, но имеющих разные конечные пункты высадки, при этом стоимость проезда существенно ниже, чем в обычном такси. Организационно, коллективное такси может быть унитарным таксомоторным предприятием со стандартной структурой должностного и численного состава работников или подразделением таксомоторного парка