Курский государственный университет
Список авторов организации
Список статей, написанных авторами организации
-
Устойчивые словесные комплексы в разных видах спортивного дискурса
Краткое описаниеСтатья посвящена своеобразию устойчивых структур в коммуникативной сфере спорта. Дается определение спортивного дискурса, анализируется специфика его пользователей в разных условиях общения: специально подготовленные профессионалы; широкая аудитория, не всегда владеющая спортивной терминологией; спортивные фанаты. Обосновано употребление дефиниции устойчивые словесные комплексы (УСК). Среди многообразия устойчивых единиц выделяются фразеологизмы и не-фразеологизмы. Собственно фразеологизмы (идиомы), чаще всего в преобразованном виде, функционируют в речи болельщиков – так называемом жаргоне спортивных фанатов, реализующем приемы языковой игры. В профессиональной коммуникации, требующей специальной подготовки, используются терминологические единицы, среди которых наиболее типичными являются матричные структуры, впервые выявленные и описанные нами. Под матрицами мы понимаем стереотипные речевые структуры, предполагающие возможность замены компонентов. Чаще всего это двучленные структуры с подчинительными отношениями между компонентами, один из которых является неизменным, опорным, а второй варьируется. Устойчивые словесные комплексы номинативного характера, имеющие вид коллокаций, свойственны спортивным публикациям, ориентированным на широкую читательскую аудиторию. Наряду с наиболее употребительными неоднословными номинациями из разных видов спорта, в СМИ широко используются общеспортивные УСК, а также единицы, характерные именно для публицистики, оперативно представляющие спортивные события. В статье рассматривются возможности варьирования устойчивых структур в разных видах спортивного дискурса
-
Краткое описание
Теоретически и экспериментально исследован процесс коррекции рН природной воды гидрокарбонатного класса в электродиализаторе с биполярными мембранами с длиной канала 40 см. Экспериментально измерены концентрации компонентов, рН растворов в щелочной и кислотных каналах электродивлизатора в зависимости от плотности тока. Разработана математическая модель для длинных каналов, причём для масштабирования массообменных характеристик процесса был применён и верифицирован метод компартментации, что дало возможность рассчитать зависимости компонент по длине канала при разных скоростях протока раствора. Численные расчёты сравниваются с экспериментальными данными на электродиализаторах длины 10 см и 40 см
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье рассматриваются основные условия, механизмы и средства, способствующие формированию субъектных качеств у подростков. Предлагаются критерии определения их развития. Процесс учения рассматривается как ведущее средство становления подростка субъектом учебной деятельности. Указываются и раскрываются факторы, способствующие становлению подростка как субъекта учебной деятельности. Делается вывод о влиянии на формирование субъектности у подростков развивающей образовательной среды и включённости подростка в учебную группу. Рассматривается определение развивающей образовательной среды. Указывается на различие понятий «образовательная среда » и «развивающая образовательная среда». Уровень развития подростка как субъекта учебной деятельности определяется по результатам изучения таких параметров их личностной активности, как: социальная активность; отношение к школе и учению; уровень сформированности учебной деятельности; уровень сформированности интересов; ощущение собственной ценности (самооценка); учебные достижения, которые и рассматриваются в статье. Также в статье особое внимание уделяется поэтапному развитию группы в процессе совместной деятельности и общения, в основе которого лежит основная идея параметрической концепции развития малой группы как коллектива. Указан блок метидических средств по изучению параметров личностной активности подростков
-
Вербализация проксем в художественной прозе К.Д. Воробьева
Краткое описаниеСтатья посвящена описанию явлений проксемической коммуникации, связанной с изменением расстояния между собеседниками при общении, в художественной прозе К.Д. Воробьева. Показано, что в художественном тексте писатель опосредованно отражает эту неотъемлемую часть коммуникации, проявляя индивидуально-авторский подход к вербальной репрезентации соответствующих явлений и демонстрируя свои приоритеты в отборе лексики, в ее качественных и количественных характеристиках. Для обозначения данных языковых единиц по аналогии с термином паракинема используется термин парапроксема. Парапроксемы проанализированы в семантическом, стилистическом и морфологическом аспектах. В статье выделены и описаны две тематические группы наименований с учетом уменьшения или увеличения расстояния между коммуникантами. Распределение осуществлялось с опорой на семантику глаголов и служебных слов. На примерах из трех повестей К.Д. Воробьева показано, что изменение расстояния между общающимися людьми меняет зону их общения и является сигналом разной информации. Выявлены случаи взаимодействия паракинем и парапроксем, что способствует созданию комплексного образа участников коммуникации, жесты, мимика и движения которых не просто сопровождают речь, но и дополняют её или даже восполняют
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеВ статье анализируются проблемы межличностных отношений соматически ослабленных детей младшего школьного возраста со сверстниками, относящихся к категории часто болеющих. Автор, на основании теоретического анализа литературы, приводит определение понятий: «соматически ослабленные дети», «часто болеющие дети», «межличностные отношения». В данной статье приводятся результаты эмпирического исследования, целью которого являлось изучение: во-первых, референтометрический статус в классном коллективе часто болеющих детей младшего школьного возраста. Во-вторых, являются ли часто болеющие дети «референтным ядром группы», т.е. учащимися, чья оценка и мнение важны для других сверстников. В-третьих, выявлялись условия, способствующие вхождению младшего школьника в референтную группу. Автором были выделены следующие факторы, которые могут оказывать влияние на референтометрический статус: школьная успеваемость, самооценка, уровень школьной мотивации, уровень общей школьной тревожности. Автор делает вывод об особенностях референтометрического статуса часто болеющих детей младшего школьного возраста в классном коллективе. На основании полученных данных формирующего эксперимента, автором выделяются условия, которые способствуют возникновению позитивных межличностных отношений в учебных группах по отношению к часто болеющим детям
-
Принципы классификации музыкально-просветительской деятельности
Краткое описаниеВ статье исследованы основные виды музыкально- просветительской деятельности. Создана таблица ее классификации с учетом опыта мировой и российской культуры, личного просветительского опыта автора. В классификационной таблице отражены основные признаки музыкального просветительства и даны краткие комментарии каждого из видов. Показана множественность и многоаспектность видов просветительской деятельности. Просветительство классифицировано на девять классификационных видов: по форме, объему, организационной сложности, тематике, аудитории, социально-экономическому статусу, жанрам, му- зыкально-исполнительскому составу, связи с медиа-пространством. Отмечено, что основными формами являются музыкально-просветительская лекция и просветительский концерт. Главное в просветительских концертах – музыкально воспитывать людей, облагораживать эстетическим чувством, расширять их кругозор, развивать художественный вкус. Остальные формы – производные от этих главных видов. В статье сделан важный вывод: музыкальным просветительством следует считать такую форму общения музыкантов и слушателей, в которой, наряду с эстетическим компонентом, важную роль играет познавательный компонент, направленный на формирование музыкальной (шире – художественной) культуры публики
-
Территориально ограниченная лексика в песенных текстах Олонецкой губернии XIX века
Краткое описаниеВ статье рассматриваются диалектные единицы, вычлененные из корпуса песенных текстов Олонецкой губернии XIX века. Автор распределил выявленные единицы по структурным лексическим классам. Исследование призвано в определённой мере расширить границы проекта «Словаря языка русского фольклора», активно разрабатываемого представителями курской школы лингвофольклористики
-
22.00.00 Социологические науки
Краткое описаниеВ статье рассматриваются методологические и методические аспекты исследования группы как многоуровневого субъекта. Выделены актуальные проблемы экспериментального изучения малых групп. Обозначены основные параметры эмпирического исследования многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях, этапы и методы изучения
-
Краткое описание
В работе анализируются глаголы движения, образованные с помощью продуктивного в современном русском языке префикса раз–(рас–), на материале произведений военной тематики, созданных известными курскими прозаиками К.Д. Воробьевым и Е.И. Носовым. Сопоставительный анализ помог выявить черты сходства и различия в использовании данной группы лексики и тем самым подчеркнуть особенности идиостиля каждого из писателей
-
19.00.00 Психологические науки
Краткое описаниеСтатья посвящена актуальной проблеме социаль-ной психологии – совместной деятельности малых молодежных групп и условиям ее результативно-сти. В работе проанализированы историко-психологические, методологические и эмпириче-ские проблемы социально-психологического ис-следования ориентировки (ориентировочной части совместной деятельности), обеспечивающей ре-зультативность совместной деятельности. Ориен-тировка рассматривается как компонент структуры совместной деятельности. В результате эмпириче-ского исследования была установлена общая зада-ча ориентировки, доказано ее влияние на эффек-тивность совместной деятельности