Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Список авторов организации
Список статей, написанных авторами организации
-
Гоголеана в русской музыке XIX - XXI веков
Краткое описаниеСтатья посвящена панорамному историческому обзору произведений на сюжеты Н. Гоголя в русской музыке. Создается общая историческая картина развития гоголевского направления в музыкальном театре и в других жанрах. В XIX веке история процесса прослеживается с момента его становления – в 1840 – 1850 гг., с неосуществленных замыслов А. Верстовского, А. Серова, М. Глинки и др. Кульминация приходится на последнюю четверть века, когда появляются оперы П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Н. Лысенко, неоконченные оперы М. Мусоргского. Сделан вывод, что для XIX века характерно обращение к поэзии Гоголя, его фантастике, народным образам и бытовому юмору. ХХ век открывает новый этап в развитии музыкальной гоголеаны. На примере произведений Д. Шостаковича, Ю. Буцко, Н. Кузнецова, Р. Щедрина, А. Шнитке и молодых композиторов – С. Нестеровой, А. Беспаловой, В. Круглика показано, что основные черты русской гоголеаны этого времени связаны с обращением к реализму Гоголя, его социальной обличительной сатире, воплощением темы «маленького человека». Автор статьи приходит к выводу, что произведения на сюжеты Гоголя – это перспективное и значительное направление в русской музыке. В заключении на примере оратории «Услыши, Боже, глас мой» В. Довганя высказано предположение, что в XXI веке намечен новый поворот в музыкальной гоголеане - воплощение философских аспектов и сакральных стремлений писателя
-
Краткое описание
Статья посвящена истории создания фортепианного китайского концерта – «Красота весны» Ду Минсиня. На основе биографии композитора, реконструированной автором статьи по материалам взятого им интервью и другим источникам, воссоздается история появления Концерта. Дается краткая характеристика содержания и теоретический анализ основных выразительных средств и композиции всех трех частей. Установлено, что первая часть написана в форме сонатного Allegro с зеркальной репризой и виртуозной масштабной каденцией в ней, вторая часть – сложная трехчастная форма с эпизодом и финал – блестящая рондо-соната. В заключении подчеркивается, что Ду Минсинь создал национальное по содержанию и интонации произведение на основе европейских классических канонов. Национальное воплощается, прежде всего, через мировосприятие, интонацию, ритмический рисунок. Среди большого комплекса выводов особо отмечается первостепенная роль традиций С. Рахманинова. Именно в его фортепианных концертах выразительные возможности восточной музыки, прежде всего ладоинтонационные, воплощены с уникальным художественным совершенством. В Концерте Ду Минсиня достигнуто классическое равновесие между соотношением партий солиста и оркестра. Фактура партии пианиста виртуозна, богата лирическими мелодиями, полноценно используется парный состав оркестра. «Красота весны» – концерт-соревнование равных творческих величин
-
О поэзии стран Азиатско-Тихоокеанского Региона в русской вокальной лирике XX века
Краткое описаниеСтатья посвящена характеристике стихотворений восточных поэтов (Японии, Китая, Кореи), на которые написаны вокальные циклы русских композиторов ХХ века. Отмечается, что обращение к восточной поэзии стало тенденцией, которая появилась в эпоху Серебряного века. Раскрываются причины зарождения этой тенденции. В качестве примера ее проявления приводятся вокальные циклы И. Стравинского, С. Василенко, М. Ипполитова-Иванова, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, С. Слонимского, Л. Грабовского, А. Немтина, А. Раскатова, Д. Смирнова, В. Кикты, Г. Белова, Г. Фиртича, И. Остромогильского и др. Выстраивается масштабный литературный список, который включает поэтические культуры под обобщающими названиями: древнекитайская поэзия, японская древняя (средневековая) поэзия, классическая корейская поэзия, фольклорные стихи. В заключении, выявляются типические черты вокальных циклов на эти поэтические произведения. К важнейшим чертам относятся акцент на образах природы, связь с ней духовного мира человека, сдержанную манеру воплощения богатого духовного мира, тонкую психологическую градацию его полутонов. Другие образные константы – любовные коллизии, философские размышления о смысле жизни, одиночестве, изгнании. Они воплощаются эмоционально сдержанно, лаконично по выразительным средствам
-
Подготовка семиклассников к доказательству при обучении геометрии
Краткое описаниеВ статье рассмотрены основные условия и средства организации обучения, подготавливающего учеников к самостоятельному осуществлению дедуктивных доказательств в седьмом классе
-
Роль интертекста в опере «Игроки» Д. Д. Шостаковича
Краткое описаниеВ статье исследована опера Д. Д. Шостаковича «Игроки» в контексте категории интертекст. В опере развивается психологическая драма; сложная образная задача во многом решена благодаря мастерскому введению в партитуру разнообразных интертекстуальных перекличек. «Игроки» представляют собой образец речитативной оперы с интонационно напряженным, «страстным» вокальным стилем, гибкой трансформацией речитатива, зависимой от слова, содержания текста, психологической мизансцены. В партии певца встречаются и secco, и широко распетый речитатив. Слово диктует интонационное движение и интертекстуальные переклички. Обращение к методу интертекстуального анализа раскрывает диалог между оперой «Игроки» и музыкальной классикой, а также с другими произведениями Шостаковича. В качестве донорских текстов, прежде всего, выступает целый комплекс классических стилей и произведений: оперный стиль bel canto, стиль оперы-buffa, опера Д. Верди «Травиата», русская речитативная опера – А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, произведения А. П. Бородина, П. И. Чайковского, а также работы живописцев и писателей – П. А. Федотова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Интертекстуальный творческий метод позволил воплотить сложное психологическое содержание
-
Роль музыкальной семантики в тематизме китайских концертов для фортепиано с оркестром
Краткое описаниеСтатья посвящена содержательным аспектам китайских фортепианных концертов. В качестве носителя смысла исследуется семантика. Примеры семантики приводятся из трех программных концертов: «Река Хуанхэ» Инь Чэнцзуна и творческой группы – Чу Ванхуа, Лю Чжуан, Шэн Лихуна, Ши Шучэна и Сюй Фэйсина, «Горный лес» Лю Дуньнаня и «Красота весны» Ду Минсиня. Одна из важных типологических особенностей китайских фортепианных концертов обусловлена обращением к модели европейского классического инструментального концерта в плане трактовки формы, исполнительского состава, роли солирующего инструмента, его соотношения с оркестром и т. д. Все композиторы изначально стремились воплотить в европейском жанре национальное музыкальное содержание. Оно реализуется, прежде всего, через семантический комплекс. Исходя из иерархии смысловой значимости, его можно классифицировать следующим образом: 1) семантика образов природы, 2) семантика звучания народных инструментов, 3) семантика популярных в китайской среде мелодий, 4) жанровая семантика, 5) семантика средств музыкальной выразительности. Введение семантики в тематизм несет коммуникативную функцию. Немаловажное значение имеет и то, что наличие семантического спектра в художественном тексте естественно для сознания и художественного восприятия китайца