-
Параметры исследовательской деятельности научно-педагогических коллективов как критерии для диагностики образовательной среды
05.00.00 Технические науки
Краткое описание
В статье отражена взаимосвязь между параметрами
исследовательской деятельности научно-
педагогических коллективов и характеристиками
образовательной среды в высшем учебном
заведении. Известно, что исследовательская
деятельность научно-педагогических работников и
коллективов – неотъемлемая составляющая
функционирования высшего учебного заведения, а
повышение её эффективности – одна из
важнейших проблем. Авторами обосновано, что
параметры, отражающие исследовательскую
деятельность научно-педагогических работников
высшего учебного заведения, характеризуют такие
аспекты образовательной среды, как её широту,
интенсивность, социальную активность,
когерентность, мобильность, устойчивость,
надёжность и эффективность. Это обусловлено
тем, что исследовательская деятельность научно-педагогических работников – многоаспектный
социокультурный феномен. Идея диагностики
образовательной среды высшего учебного
заведения и его структурных подразделений,
основанной на оценке наукометрических
показателей (критериев продуктивности
исследовательской деятельности), полностью
гармонирует с международными и российскими
требованиями: общеизвестная Шанхайская
методика смещает акценты на оценку различных
аспектов научно-исследовательской деятельности в
высшем учебном заведении; серьёзное внимание
оценке научно-исследовательской деятельности
уделяет и российская методика диагностики
эффективности высших учебных заведений. Это
логично и обоснованно: если образовательная
среда высшего учебного заведения не является
центром науки, то в ней невозможно эффективное
становление конкурентоспособных выпускников,
т.к. научно-педагогический коллектив –
руководящий фактор образовательного процесса.
Основываясь на ранее разработанных моделях
исследовательской деятельности научно-
педагогических коллективов, а также на
общепризнанных моделях образовательных сред,
авторы предложили методику диагностики
образовательной среды, основанную на оценке
наукометрических показателей – параметров,
отражающих результативность исследовательской
деятельности научно-педагогических работников.
Полученные результаты могут быть теоретической
основой для дальнейшего научного осмысления
проблемы повышения продуктивности
исследовательской деятельности в высшем
учебном заведении, а также проблематики –
повышения конкурентоспособности
образовательных сред. Практическая значимость
результатов настоящего исследования – в
возможности их использования в системе
социально-педагогического мониторинга –
мониторинга продуктивности исследовательской
деятельности и эффективности образовательных
сред. Методы исследования: моделирование,
методы теории множеств и отношений, методы
теории вероятностей и математической статистики,
методы теории пределов, методы линейной
алгебры и аналитической геометрии,
многопараметрический анализ систем, методы
квалиметрии (теории латентных переменных).
Методологические основы исследования:
системный, метасистемный, квалиметрический,
социологический и вероятностно-статистический
подходы