24.00.00 Культурология
-
Культурология в контексте современной гуманитарной парадигмы
Краткое описание
В статье раскрывается роль культурологии в изучении социокультурных установок, ценностных ориентиров, стереотипов, раскрывающихся в процессе изучения различных художественных текстов. Ведущим методом культурологии в рамках современной культурной парадигмы является метод понимания. Создание педагогом проблемной ситуации, необходимой для процесса мыследеятельности, актуализирует ценностные установки личности и создает простор для рефлексии над смысловым полем решаемой проблемы
-
Архетипы в религии: функции и методы исследования
Краткое описание
Введенное швейцарским психоаналитиком Карлом Г. Юнгом понятие "архетип" со временем вышло за рамки психоаналитической области, оно было представлено в контекстах философских и культурных и приобрело свой специфичный оттенок в каждом из них. Архетипы занимают ключевые позиции в культуре, будучи структурными элементами человеческой психики. Их формообразующие функции способствуют выражению архетипов на уровне мифологии и религии. Прорастая из глубин сознания извечные символы — архетипы — реализуются повсеместно и спонтанно, наиболее четко обнаруживаясь в религиозной культуре. Статья посвящена особенностям функционирования архетипов, выявлению их узловых функций. Так же в статье обозначена проблема выбора методологии исследования архетипов. Проведенное исследование позволило выявить основные функции архетипов, такие как регулятивная, интегративная, защитная и коммуникативная
-
Сюжеты и мотивы орнамента народной вышивки XVIII века Русского Севера
Краткое описание
В статье раскрыта особенность сюжетов и изобразительных орнаментальных мотивов вышивки в одежде и предметах бытового убранства XVIII века характерной для Северо-Западного региона России. Семиотический статус русской одежды и предметов бытового убранства с декоративным украшением вышивкой с изобразительными орнаментальными мотивами как группы функционально взаимосвязанных предметов на протяжении тысячелетий продолжал оставаться очень высоким, обладая как утилитарной, так и знаковой прагматике. Несмотря на общественно- исторические процессы, смену внешней формы костюма, символика орнаментов вышивки остаётся неизменной и продолжает существовать до ХХ столетия. В связи с политическими событиями по сюжетам и изобразительным мотивам в русской народной вышивке прослеживается связь с расселением новгородцев в XV веке. Это путь от Великого Новгорода до Архангельска и путь от Великого Новгорода до Вологды, где новгородцы оседали, сохраняя свою культуру. Доказано, что прослеживается связь между зооморфными подвесками-амулетами женских украшений Х века и сюжетными вышивками с изобразительными орнаментальными мотивами Северо-Западного региона России. Народ свято соблюдал законы отцов и дедов. В вышивках от поколения к поколению изображались образы древней мифологии. Наиболее распространёнными образами в русской северной вышивке были богиня Макошь, рожаницы, птицы, кони, лоси, олени, а также хищные звери, растения, изображенные в сюжетных композициях. К зооморфным мотивам относятся также изображения змеев-драконов, олицетворяющих молнию, часто встречающихся в русских народных сказках. Огненный дракон считался покровителем жилья и огня. Отношение к огню в народе было особое: его называли «батюшка ты, Царь-огонь», почитать его считалось всё равно как Бога. Одной из основных ролей в вышивке отводится технической стороне. Счетные швы в русской вышивке не только воссоздают образ, но и выражают его сущность
-
Девичьи головные уборы Русского Севера в народной русской культуре XVIII-XIX веков
Краткое описание
Проведено исследование о бытовании изобразительных мотивов русской народной вышивки в девичьих головных уборах Русского Севера. Определено, что головные уборы – часть русского женского костюма, наиболее ярко отражающие возрастные и социальные изменения в жизни девушки и являются маркером верхнего мира, чему соответствуют символические изображения на девичьих головных уборах – солнце, вода, богини-девы с поднятыми руками. Определено, что голова несёт на себе солярную символику, причём у изображения девы на вышивках – это чаще всего лучистый диск. На девичьих повязках изображаются пять элементов символов – это говорит о том, что девица достигла детородного возраста и может быть просватана. Пятилучевые розетки женских полуфигур с поднятыми руками указывают на девичество, связь с солнцем, верхним божеством. Семь фрагментов узора на венце указывает на переход к богиням рожаницам, то есть к продолжению рода, а также семь выступов на венцах символизируют производительный период жизни. Автором статьи в научный оборот вводится новый научный материал, касающийся девичьего головного убора Русского Севера. В статье раскрыто значение изобразительных мотивов вышивки на девичьих головных уборах Русского Севера. Девичий головной убор Русского Севера семантически представляет собой цельную космологическую систему, олицетворяет взаимосвязь и взаимослияние с Мирозданием, свидетельствует о целостности мировоззрения русского человека, способствует усилению своей мощи и защиты от тёмных сил. Смысловая структура символов многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего. Сама структура символа направлена на то, чтобы выразить через каждое частное явление целостный образ мира
-
Строчевышивальный промысел в Ивановском крае XIX –XX веков
Краткое описание
Проведено исследование о становлении строчевышивального промысла в Ивановском крае XIX-XX в. Льноткачество явилось основой для возникновения и упрочения промыслов вышивки – одного из наиболее ярких художественных явлений региона Ивановского края. Доказано, что народное искусство строчевой вышивки имеет глубокие художественно-ремесленные традиции и исторические корни. Сюжетные мотивы орнамента, символические изображения вышивки как и на Северо-Западе России были широко распространены на территории нынешнего Ивановского края, бывших Владимирской, Костромской и Ярославской губерний. Определено, что люди, населявшие данную территорию являются выходцами из Новгородских земель, о чем говорят сюжетные мотивы вышивки бытовавшие в древности в данной местности. Приемы строчевой вышивки и мотивы узоров перекликаются с вышивками в этой технике с вышивками Архангельской губернии XVIII-XIX веков. Уже в конце XVIII – начале XIX веков земли нынешней Ивановской области представляли собой регион активного развития ремёсел и промыслов, ставших важной частью народной художественной культуры Верхнего Поволжья. Автором в статье раскрыт вопрос об организации строчевышивального промысла после Октябрьской революции 1917 года, создании артелей как коллективных предприятий и их постоянных реорганизаций. Определено, что к середине XX в. после Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. начался новый этап реорганизации промысла. Создание экспериментально-творческих мастерских, строительство новых производственных корпусов для работников фабрик на государственном уровне, создание благоприятных условий для работы. Строчевышивальный промысел почти угас с началом перестройки 1990-х годов. Можно сделать вывод о том, что история каждой страны целиком и полностью зависит от предметов культуры и искусства, которые несут глобальную информацию о той эпохе, в которой они существовали
-
Краткое описание
Образ Другого/Чужого является лакмусовой бумажкой, по которой исследователи могут определить состояние болезни общества, его страхи и надежды в определённый период социокультурного развития. Автор данной статьи на примере имагинированного Другого/Чужого, проявившегося образах супергероев и суперзлодеев американских комиксов, доказывает взаимосвязь парадигмальных для определённых периодов истории настроений общества с конструированием вестиментарного маркера Другого/Чужого. Обратившись к двум периодам американской истории XX в., исследователь проследил эволюцию этой характеристики в нарративных образах, характерных для данных этапов, выявил основные социокультурные процессы, повлиявшие на создание подобных образов в массовой культуре и пришёл к выводу, что настроения американского общества периодов Великой депрессии и Второй Мировой войны хорошо отразились в нарративах того времени, в частности, в комиксах. Вестиментарность супергероев как образов Другого/Чужого диктуется определёнными культурными, историческими и социально-политическими идеями. В период Великой депрессии Другим становится «хороший» инопланетянин. Его Внешность (вестиментарность) обуславливается настроением и надеждами людей того периода на то, что появится герой, который сможет изменить привычный ход вещей. А Вторая Мировая война родила новый тип Другого, олицетворение всех национальных ценностей США. Другой – теперь не инопланетянин. Он из Своих, но обладающий такими же сверхъестественными способностями, направленными на справедливость в уже не только внутри американского общества, а в мире
-
Дворянство в Российской Империи XVIII-XIX вв. как параллельное культурное пространство
Краткое описание
Параллельное культурное пространство представляет собой феномен в рамках гетеротопии. Все культурные процессы и явления, происходящие там, функционируют по особым законам и закономерностям. Автор статьи обосновывает тот факт, что дворянство в России XVIII-XIX веков представляет собой особый хронотоп с признаками параллельного культурного пространства. В частности, сравнение с другими привилегированными слоями населения Российского государства, анализ внутренних процессов и явлений и доказывает этот факт. Зародившись ещё в XII веке в среде младшей княжеской дружины, дворянство прошло довольно длинный путь становления в особое служилое сословие. В XVIII веке происходит его окончательное оформление в виде аристократической прослойки России, и автор доказывает, что именно с этого времени можно наблюдать гетерогенность пространства, в котором дворянство и существовало. Его положение, доступ к широким культурным, политическим и социальным благам создают отличные условия для обособления дворянство в отдельное культурное пространство, которое, в свою очередь, детерминирует новые явления. Сам этот факт заставляет по новому взглянуть на проблему культурообразования в определённой среде развития, на проблему культурной безопасности и раскрывает принципы функционирования гетеротопных пространств
-
Экзистенциальная проблема страха в творчестве М.Ю. Лермонтова как социокультурный концепт
Краткое описание
В данной статье понятие страха рассматривается как экзистенциальная категория в творчестве М.Ю. Лермонтова. Герои многих его произведений, попадая в сложные, пограничные ситуации, испытывают целую гамму чувств, которую Лермонтов подробно описывает , благодаря методу саморефлекции. Автор статьи, исследовав тему страха в произведениях Лермонтова как социокультурный концепт, показывает каждое состояние отдельно: это и страх одиночества, и боязнь предательства, и целая совокупность разных сильных эмоций, связанная с испугом, состоянием ужаса. Но главным из всех чувств, связанных с экзистенциальным страхом, является страх перед Ничто как неизбежной участью конечного человеческого «Я». В статье рассмотрены варианты преодоления страха и выхода из сложных внутренних душевных конфликтов, предложенные Лермонтовым
-
Русский костюм в культурной жизни России XIV - XVIII веков
Краткое описание
В статье раскрыта одна из причин, влияющая на изменения в традиционном русском костюме в XIV-XVIII веках. В торговле Руси в древности большую роль играли города расположенные на волжских берегах, а также Новгород, который с VIII века находился в зоне балтийских контактов, и прежде всего с южнобалтийским побережьем, а впоследствии с Ганзой. Установлена связь культурного общения населения Руси и иноземными купцами, прибывавших из-за Каспийского или Синего (Аральского) морей, юго- западного побережья Балтийского моря. Уделено внимание перечню товаров, бывших предметом их торговли. Определено, что в течение XIV-XV вв. Новгороду и с его помощью Руси стала доступна продукция ряда крупнейших ремесленных центров Европы. Определена структура русского ввоза тканей в XVI в. из стран Востока и Запада, используемых для пошива одежды русской знати, купцов и состоятельных крестьян. Автором статьи в научный оборот вводится новый научный материал, касающийся женского сарафанного комплекса и появления нового вида вышивки. Определено, что в связи с торговыми отношениями морскими и сухопутными путями Русский Север был подвержен городскому и всякого рода новым влияниям, в связи с чем появился женский сарафанный комплекс. Автором в статье раскрыт вопрос о развитии торговых связей России с Персией и Средней Азией и при посредничестве народов Поволжья обогащается арсенал средств художественной выразительности русского костюма восточными мотивами, и в нарядных костюмах русского населения с использованием восточных и европейских декоративных тканей появляются яркие и динамичные акценты. При рассмотрении музейных коллекций одежды того времени можно сделать вывод о том, что использование привозных материалов и тканей обогатило русский костюм. Появились новые виды вышивки. Костюм стал ярче, богаче в декоративном украшении, в том числе вышивке