Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
Список авторов организации
Список статей, написанных авторами организации
-
Краткое описание
В современных условиях в соответствии с решением ООН боевые корабли коалиции государств, в состав которой входит и Российская Федерация, выполняют задачи по охране судоходства и сопровождения конвоев транспортных судов в пиратоопасных районах Мирового океана. Подготовка кораблей ВМФ к выполнению задач боевого дежурства в зонах с повышенной деятельностью пиратов с целью обеспечения безопасности судоходства гражданских транспортных судов, подразумевает не только решение проблем укомплектования экипажа необходимыми специалистами, материально-технического обеспечения, но и целенаправленного формирования соответствующей высокой готовности военных моряков к успешному выполнению таких специфических боевых задач. Этот вид организаторской и воспитательной деятельности следует организовывать с применением опыта педагогического проектирования военно-педагогического процесса. Педагогическое проектирование – это объективная необходимость развития у субъектов военно-педагогической, образовательно-воспитательной деятельности проективного воображения, мышления, эффективного способа действий. Автором педагогическое проектирование формирования готовности военных моряков к противодействию пиратам и террористам на море понимается как инновационный феномен, соединяющий педагогическую теорию и новаторскую практику и направленный на всестороннюю подготовку личного состава боевых кораблей к предстоящей деятельности. В статье обосновывается целевая программа формирования готовности военных моряков к противодействию пиратам и террористам на море. Авторская целевая программа содержит шесть отдельных и взаимосвязанных модулей, тематика которых позволит членам экипажа овладеть необходимыми знаниями и навыками, сформировать высокий уровень готовности к предстоящей военно- профессиональной деятельности в море
-
Анализ финансовой деятельности АО «Новорослесэкспорт» посредством метода эталонной динамики
Краткое описаниеФинансовый анализ - неотъемлемая часть деятельности предприятия, успех которой зависит от него. Он выявляет финансовое состояние предприятий. На сегодняшний день используется комплексный анализ, однако, он имеет ряд недостатков, таких как необоснованность управленческих решений и сложность выявления совокупного влияния рассматриваемых показателей. В связи с этим предлагается использование метода эталонной динамики, который систематизирует полученные результаты по степени проблемности. Он основан российским ученым И.М. Сыроежиным. Основные положения будут приведены далее. Для изучения метода в статье представлен финансовый анализ предприятия АО «Новорослесэкспорт», которое является одним из крупнейших на Черноморском побережье и расположенном в российском порту Новороссийске. В ходе анализа будет применена методика эталонной динамики показателей. В заключении полученные результаты позволят выявить слабые места финансовой деятельности организации и последующие мероприятия
-
Методика формирования и оценки готовности моряков к противодействию пиратам и террористам на море
Краткое описаниеЕжегодно пиратским атакам подвергаются сотни экипажей кораблей и тысячи моряков. Так, по итогам 2014 года насильственным действиям со стороны пиратов подверглись более 5000 моряков. В 2015 году пираты атаковали 246 судов, ими было захвачено 15 судов и 271 моряка. При этом один моряк был убит и 14 ранены. Экономический ущерб от грабежа пиратов насчитывает уже десятки миллиардов долларов. По этим причинам борьба с пиратством и морским терроризмом становится одной из важнейших проблем мирового сообщества. В современных сложных по разным причинам условиях, конвоирование транспортных судов военными кораблями для прохода пиратоопасных зон считается наиболее эффективным и надежным средством противодействия корсарам XXI века, исключающий захват судна и его экипаж. В то же время подготовка личного состава к решению специфических задач противодействия неопиратам требует выполнения целого комплекса подготовительных мероприятий, в том числе морально-психологической и физической подготовки моряков к предстоящим действиям опасного характера. В статье раскрывается содержание методики формирования и оценки готовности военных моряков к противодействию пиратам и террористам на море, представляющая собой совокупность методов, форм и средств педагогического воздействия с целью оказания воинам педагогической помощи в освоении военно-профессиональной деятельности, норм поведения и поддержки в процессе подготовки к боевой службе в пиратоопасных районах; развитие военно-профессиональной компетентности; полноценной реализации личностного потенциала специалиста флота
-
Краткое описание
В современных условиях в России, патриотизм вновь занял свое достойное место в сокровищницу воспитания подрастающего поколения. Пойдя через многолетние испытания, попытки забвения, клеветы и очернения, патриотизм, усилиями лучших людей России возвращен в педагогический арсенал. Вместе с тем, в молодежной среде продолжает сохраняться атмосфера децелерации и депатризации, рост националистических настроений, аморального поведения молодых людей. Падение интереса к теме патриотизма наблюдается и у части курсантов морского вуза. Так, 78% курсантов сообщили, что они не читают художественную литературу на патриотическую тематику; 53% не смотрят военно-патриотические кинофильмы; 29% не интересуются историей родного города. Приведенные данные свидетельствуют о недостаточном использовании в воспитательно-патриотической работе с курсантами воспитательного потенциала и особого героического колорита городов-героев в которых они дислоцируются, их богатой и славной истории, сложившиеся веками традиции служения Родине. По этой причине, ныне перед руководством, профессорско-преподавательским составом морских вузов стоит задача не только качественного проведения патриотического воспитания с учащейся молодежью, но и поиска новых форм и методов такой деятельности, использования регионального и муниципального компонента, развития у курсантов внимания, интереса и желания участвовать в патриотических мероприятиях и патриотической деятельности. Одним из таких новых, инновационных направлений может стать работа по патриотическому воспитанию курсантов морского вуза с учетом условий и историко-воспитательного потенциала города, в котором располагается учебное заведение, изучения его славной истории, боевых и трудовых традиций, как когнитивной основы формирования патриотизма у учащихся высшей морской школы
-
Краткое описание
Происходящие реформаторские изменения в политической, социально-экономической и духовно-нравственной сферах Российской Федерации существенно изменили сознание российских граждан, в том числе и молодых пограничников. Характерное для сегодняшних дней снижение воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования способствует падению уровня нравственности, морали, этики, патриотизма молодежи, что настоятельно требует поиска новых педагогических моделей воспитания патриотов. Актуальность темы обусловлено наличием сложных и противоречивых социальных процессов, к которым относятся терроризм, миграция населения, обострение межличностных отношений, утрата духовных ориентиров и др. В создавшейся обстановке патриотическая идея вновь стала востребована как гарант социальной стабильности, как консолидирующая сила российского социума, способная эффективно содействовать развитию экономической мощи России, укреплению её обороноспособности, сохранению независимости и территориальной целостности. Актуальность темы обусловлена и ростом значения патриотизма как основы функционирования и результативной деятельности пограничных формирований Российской Федерации. Реализация пограничной политики Российской Федерации в современных условиях требует от личного состава Федеральной пограничной службы РФ готовности и способности воинов отстаивать жизненно важные интересы России, что предполагает сочетание компетентности, глубоких профессиональных знаний, навыков и умений с любовью и преданностью своему Отечеству. Формирование и развитие таких высоких патриотических качеств личности возможно только путем организации и проведения соответствующего воспитания. В статье авторами на основе анализа работ отечественных ученых раскрывается сущность аксиологического подхода, показана его роль в воспитании патриотизма у воинов пограничников
-
Краткое описание
Произошедшая в конце прошлого века научно- техническая революция открыла человечеству новые возможности хранения и передачи информации, коммуникации и даже самовыражения личности. Сегодня Интернет вошел в каждый дом, им пользуется абсолютное большинство молодежи. Он хороший помощник для учащихся вузов, для любителей новостей, истории, кино, литературы и даже для обывателя. Возможности Интернета ныне характеризуются обилием информационного многообразия, понимаемого как значительные по количеству, разнообразные, всевозможные, разноплановые, порой диаметрально противоположные сведения и печатные материалы, получаемые человеком об окружающем мире, его истории, культуре и современных событиях из многочисленных сетей Интернета и других СМИ, что порой затрудняют ориентацию личности в поиске правды, истины и достоверности. Вместе с тем, Интернет стал орудием, оружием, средством, инструментом информационной войны, информационного воздействия на умы и души граждан, и прежде всего, молодежи. На сайтах и страницах всемирной паутины развернулась настоящая информационная битва. В ход активно пошли ложь, обман, фальсификации, клевета, наветы и т.п. Цель – подчинить общественное мнение и сознание личности, овладеть многомиллионной аудиторией, и вбрасывать ей ту информацию, которая желательна деструктивным силам и военным ястребам. Под особым прицелом – духовная сфера личности, нравственность, мораль, патриотизм и другие ценности. Создавшееся положение настоятельно требует поиска новых концепций и моделей нравственного, патриотического и военно- патриотического воспитания российской молодежи. В статье автором предлагается инновационная модель военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях информационного многообразия, позволяющая строить и проводить целенаправленную воспитательно-патриотическую деятельность с учетом современных реалий и происходящего информационного противоборства
-
О некоторых аспектах подготовки командира спасательного средства в морском ВУЗе
Краткое описаниеЕжегодно на морях в среднем происходят до 100 аварий, связанных с гибелью судов и людей. Высока доля аварийности и на судах Российской Федерации. Так, только в 2015 г. было совершено 72 аварийных случаев и погибло 86 моряков. Причины абсолютного большинства аварийных происшествий с судами: неудовлетворительное техническое состояние судна; ошибки и недоработки в ходе организационно-технологических мероприятий, связанных с судоходством; неблагоприятная гидрометеорологическая обстановка в районе плавания и ее негативное воздействие на судно; отрицательное действие «человеческого фактора». Вступление в действие ряда международных конвенций, кодексов и резолюций Международной морской организации (ИМО), национальных законодательных актов и нормативных документов, связанных с безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения водной среды, безусловно, способствует разрешению указанных проблем. Однако повсеместное сокращение численности экипажей судов увеличило нагрузку на судоводительский состав, и это обстоятельство порой становится фатальной для судна и экипажа. В случае гибели судна моряки могут спастись при помощи индивидуальных и коллективных спасательных средств. Для этого, в соответствии с требованиями ИМО и учебными планами, будущий командный состав транспортных судов проходит специальное обучение еще в морских учебных заведениях, имеющих Береговые учебно- тренировочные центы (БУТЦ), и получают соответствующие сертификаты, подтверждающие их теоретическую и практическую подготовку. В статье анализируется процесс конвенционной подготовки курсантов к действиям в аварийных ситуациях, умения самостоятельно применить индивидуальные и коллективные спасательные средства, управлять дежурной и спасательной шлюпкой и спасательным плотом, организовать выживание людей на спасательном средстве в море
-
Культурологический подход как методологическая основа патриотического воспитания курсантов
Краткое описаниеИстория Отечества – наглядное подтверждение факта, что во все тяжелые времена, патриотизм народа был и есть той мощной духовной силой, который поднимал россиян на борьбу с сильным и коварным врагом и обеспечивал в итоге полную и безапелляционную победу. Приобретение феноменом «патриотизм» статуса «национальной идеи», провозглашенной В.В. Путиным, выдвигает патриотизм на роль ведущего фактора сплочения российского социума, консолидации всех прогрессивных сил в интересах дальнейшего развития демократии в нашей стране, укреплении экономической и оборонной мощи государства. В этом плане важнейшим направлением работы в вузах является патриотическое воспитание учащихся – молодого поколения, которому в ближайшем будущем предстоит принять ответственность за страну и судьбы России. Данное обстоятельство требует поиска и применения научной методологической основы исследования феномена патриотизм. В этом плане авторы предлагают применить возможности культурологического подхода. Отечественная культура обладает колоссальным педагогическим потенциалом, ее возможности в деле патриотического воспитания применены еще не в полную силу. В то же время культурологический подход как методологическое основание позволяет обогатить и разнообразить процесс патриотической деятельности, сконцентрировать усилия на действенную работу с личностью, как центральной фигуры воспитательной работы. Одновременно и сам воспитатель выступает как активный участник воспитательной деятельности, становясь партнером и наставником воспитуемого. В статье авторами на основе анализа работ отечественных ученых раскрывается сущность культурологического подхода, показана его роль в патриотическом воспитании курсантов морского вуза
-
Краткое описание
В современных условиях особенно остро стоит проблема активизации человеческого фактора, максимального использования профессиональных возможностей человека для достижения наивысших результатов профессиональной деятельности. Решение данной задачи возложено на систему профессионального образования, главная цель которого обеспечить подготовку и воспитание квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Все это напрямую связано с проблемой дальнейшего совершенствования управлением процессом становления личности будущего морского специалиста, системообразующим фактором которой является профессиональная направленность. По мнению авторов, сегодняшняя практика подготовки специалистов морского транспорта нуждается в наличии модели программно-диагностического сопровождения процесса формирования профессиональной направленности. В статье предлагается такая модель, которая построена с позиций системного, деятельностного, компетентностного, программно- проектировочного и диагностического подходов и включает: концептуально-целевой блок (формулировка цели, задач, основных противоречий, концептуальных положений и идей); содержательно-технологический блок (проектирование целевой программы «Направленность и профессионализм»; определение педагогических условий); процессуальный блок (обучение по целевой программе; методы обучения; этапы обучения (входной, промежуточный, итоговый); мониторинг уровня сформированности профессиональнойнаправленности); оценочно-результативный блок (критерии, показатели, уровни)
-
Особенности обучения и воспитания курсантов морских ВУЗов в постсоветских республиках
Краткое описаниеВ статье на основе анализа документов, публикаций ученых, материалов периодической печати, рассматриваются особенности обучения и воспитания курсантов и студентов морских учебных заведений в постсоветских республиках. Приобретение независимости бывшими союзными республиками потребовало создания и укрепления собственной государственности. Важнейшей задачей для молодых независимых государств стало создание эффективной системы высшего профессионального образования (ВПО), с целью подготовки национальных кадров для собственной экономики. Одним из компонентов системы ВПО каждой республики являются морские вузы. Становлением морских вузов молодых государств проистекло в довольно короткие сроки. Наиболее для них характерным фактором является переориентация учебно-воспитательной деятельности на мировые и европейские стандарты. Ныне система подготовки морских специалистов в морских вузах отвечает требованиям Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несения вахты STCW-78 с поправками, других международных конвенций, что дает выпускникам право работать на всех типах судов отечественных и иностранных судовладельческих компаний. Тем не менее, для процесса обучения и воспитания будущих флотских профессионалов свойственны некоторые проблемы связанные с недостатками специальной и учебной литературы на национальных языках, нехваткой подготовленных педагогов с опытом плавания на судах морского транспорта, достаточным финансированием. В воспитательной работе с курсантами и студентами морских вузов взят курс на формирование у них гражданственности, патриотизма, толерантности, волонтерства, национально-духовных ценностей. Практически для каждой бывшей советской республики в патриотическом воспитании курсантов свойственно своя специфическая система, свои особенности, но в то же время имеются и общие черты: системность, ориентация на национальные традиции, тесная связь с обороноспособностью и формирование готовности к защите свободы и независимости