10.00.00 Филологические науки
-
Краткое описание
В статье поднимается актуальная проблема формирования культурных компетенций в рамках компетентностного подхода, положенного в основу новых государственных образовательных стандартов. По мнению авторов, основой процесса формирования культурных компетенций является освоение студентами ключевых концептов русской православной языковой картины мира
-
Концептуальный анализ многозначного глагола «кэл» в современном якутском языке
Краткое описаниеКонцептуальный анализ многозначного глагола движения кэл выявил следующие релевантные концепты: человек, животные, время, природное явление, артефакт, запах, звук, ментальное действие, физическое состояние, физиологическое состояние, психологическое состояние, эмоционально-психологическое состояние, абстрактное явление. Прямое номинативное значение глагола кэл отражает основные компоненты концептуальной структуры, которые можно отнести к ядру концепта: объект, операция, результат
-
Краткое описание
Статья посвящена фразеологической экспликации концепта «Bau/ строительство (стройка)». Коренные изменения, происходящие в социальной, культурной, политической жизни общества, находят отображение и в языковом сознании нации. Поскольку человек выступает основным актантом действия и вне субъекта нет сознания, мышления, языка, постольку он – центр сосредоточения мыслей, идей, интересов, образов, ощущений, понятий. По мнению автора, появление, исчезновение, изменение отдельных категорий и понятий, связанных с процессами и явлениями жизни, актуализируют в языке и речи использование строительной лексики, непосредственно связанной с представлением концепта «строительство (стройка)». В связи с этим изучение особенностей языковой реализации данного концепта представляет значительный интерес. Автор представляет данное понятие в виде модели лексико-фразеологического поля с последовательным описанием его структуры в немецком и русском языках. Проводится параллельный анализ единиц дальней периферии в составе 9 тематических групп: «строительные сооружения», «части здания» , «внутреннее пространство здания /интерьер», «внешнее пространство здания» , «строительные материалы» , «орудие / строительный инструмент», «строительные работы» , «ремесло/строительные профессии», «планирование /административное устройство» По результатам проведенного исследования фразеологизмов автор делает вывод об участии фрагментов лексико-фразеологического поля немецкого и русского языков в концептуализации понятия «Bau/ строительство (стройка)»
-
Концепт «understatement»: когнитивно-ассоциативный анализ
Краткое описаниеВ статье концепт «Understatement» рассматривается с точки зрения ассоциативного подхода. При этом автор анализирует ассоциативные связи слова Understatement, что позволяет выявить специфическую внутреннюю структуру значения, глубинную модель связей и отношений, лежащую в основе когнитивной картины мира носителей языка. Посредством картирования соответствующих лексических групп, сопоставления ценностных суждений, вытекающих из стереотипов поведения, устойчивых выражений подчеркивается этнокультурная специфика представления концепта Understatement в английском языке. В процессе анализа концептосферы Understatement отмечается репрезентативность и релевантность данного концепта, раскрывающего важнейшие черты англосаксогского этноса, а также его связь с некоторыми важными ментальными и языковыми категориями
-
Константы художественного мира в повестях Р. Сенчина
Краткое описаниеСтатья посвящена изучению художественного мира Р. Сенчина на материале трех повестей («Минус», «Нубук», «Вперед и вверх на севших батарейках»), представляющих творчество одного из самых значимых сторонников «нового русского реализма»
-
Коммуникационный аспект интеграции для развивающихся социально-экономических систем
Краткое описаниеРассмотрены различные подходы к определению коммуникации. Коммуникационный процесс определяется как деятельность субъектов рынка, направленная на гармонизацию интересов, мотиваций и ресурсов в едином коммуникационном поле
-
Коммуникативные стратегии педагогического дискурса: обзор работ
Краткое описаниеАнтропоцентрическая направленность современной лингвистики определяет центральное место человека и его речевых действий в научных исследованиях. Для учителя же речь является основным инструментом, способствующим эффективности общения, его гармонизации. Поэтому так важно в процессе педагогической коммуникации выбрать коммуникативную стратегию, которая позволит быстрее и плодотворнее достичь поставленных целей. В статье рассмотрен ряд определений коммуникативной стратегии (О.С. Иссерс, И.Н. Борисовой, Ю.В. Сорокиной, Ю.Ю. Поспеловой, О.В. Филипповой), в основе которых лежит признак целеполагания. Под коммуникативной стратегией будет пониматься комплекс речевых действий, направленный на реализацию определенной коммуникативной цели. Несмотря на то, что для педагогической коммуникации характерен определенный (хотя и достаточно обширный) круг целей, единой точки зрения относительно перечня стратегий учебно- педагогического дискурса в научной литературе на данный момент нет. Среди наиболее авторитетных, цитируемых можно выделить теории В.И. Карасика (объясняющая, оценивающая, содействующая, организующая и контролирующая стратегии), Н.А. Антоновой (императивная, информативная и коммуникативно-регулирующая стратегии), М.А. Присяжной (информативная, регулятивная и контактоустанавливающая стратегии), М.Ю. Олешкова (информационно- аргументирующая, манипулятивно- консолидирующая, экспрессивно-апеллятивная и контрольно-оценочная стратегии). В статье рассматриваются цели, функции педагогического общения, обусловливающие использования данных стратегий, а также особенности их реализации
-
Когнитивно-синтаксический статус категории меры и степени
Краткое описаниеВ статье рассматривается внутренняя структура и связь категории меры и степени с другими когнитивными категориями, а также анализируются изофункциональные репрезентации конструкций со значением меры и степени, позволяющие выявить когнитивно-синтаксическую природу исследуемой каатегории
-
Когнитивная структура копулярной глагольной синтаксемы
Краткое описаниеВ статье рассматривается когнитивная структура глаголов, выполняющих связочную функцию. Она представлена обязательным соединением релятивного и понятийного концептуального содержания. Основным процессом формирования копулярности является десемантизация, которая на когнитивном уровне проявляется в замещении конкретного понятийного концептуального наполнения концептом бытийности. Эта когнитивная процедура влечет за собой деактуализацию лексической семантики глагола в определенных синтаксических моделях и в определенных дискурсивных ситуациях
-
Категории эмоциональности и оценочности в молодежном социолекте
Краткое описаниеЦелью данной статьи является разграничение категории оценочности и категории эмоциональности, что соответствует лингвистическим трендам в рамках современной антропоморфной парадигмы. В статье впервые рассматривается проблема существования эмотивной лексики в молодежном социолекте Германии. Автором предложена классификация эмоций молодежного социолекта на основании проведенного анализа молодежных лексем, служащих для их обозначения. Собранные автором из различных лексикографических источников многочисленные примеры иллюстрируют такие эмоциональные состояния молодых людей, как радость, страх, гнев, удивление, разочарование, отвращение