10.00.00 Филологические науки
-
О специализации и интенсификации обучения иностранным языкам в вузах неязыкового профиля
Краткое описаниеВ предложенной статье анализируется вариативность подходов в обучении иностранным языкам будущих специалистов с учетом специфики неязыкового вуза. Особое внимание уделяется необходимости гуманитарного образования для научно-технических кадров.
-
О многообразии медиа жанров в современной российской и зарубежной журналистике
Краткое описаниеСтатья посвящена медиа жанрам в российской и зарубежной журналистике в условиях современных реалий. Исследователи данной области, как в России, так и за рубежом находят ряд причин, вызванных различными подходами и критериями, существующими в разных языковых системах. Автор статьи, изучая работы ученых, указывает в работе несколько определений жанров. В англо-американской журналистике жанры имеют категорию суб-жанров, включающие news report, the news interview, or the news headline. Указывается также, что с развитием новых информационных технологий многие журналистские жанры теряют актуальность. К ним относят очерк, фельетон, передовая статья, обзор печати, другие же (интервью, комментарий, эссе) – напротив, усиливают свое присутствие. Отмечаются новые жанры, среди которых особенно выделяют журналистское расследование, исповедь, версию, беседу, пресс-релиз. Несмотря на многообразие жанров, теоретики отмечают их нестабильность и мигрирование из одной сферы деятельности в другую (лекция, дебаты, перекрестный допрос). Среди всего прочего имеют место и новые жанры, такие как РэпИнфо (Rapinfo) – новости в речитативе, а также фатика, которая способствует вступлению в контакт с читателем, налаживанию и укреплению связи с аудиторией
-
Краткое описание
В статье предпринято текстуальное сопоставление трагедии А.С. Пушкина и текстов Библии. Отмечены их основные нравственно-философские точки соприкосновения
-
Новообразования в детской речи, связанные с распространением видеофильмов
Краткое описаниеВ статье на материале, собранном автором для готовящегося им к печати «Словаря советского детства», рассматриваются слова и устойчивые высказывания детской речи, появление которых непосредственно связано с распространением в конце 1980-х гг. в СССР видеофильмов. В результате знакомства с иностранной видеопродукцией в детскую речь попали новые выражения и слова, ставшие важной частью языкового ландшафта советского детства. Это инвективная лексика, кальки, варваризмы, экзотизмы, а также новые имена собственные. Многие слова развили новые значения, стали частью новых для русского языка тематических групп. Данные лексические новообразования нашли свое отражение в детском фольклоре, некоторые из них стали частью литературной лексики и были зафиксированы в современных толковых словарях русского языка. Многие из них до сих пор остаются актуальными для русской разговорной речи. Автор приводит примеры употребления подобных лексических единиц в художественных и публицистических текстах, обращая внимание на их семантические, фонетические, орфографические и грамматические особенности
-
Новейшая ксенолексика в русском студенческом интернет-дискурсе
Краткое описаниеВ статье рассматривается проблема функционирования новейшей ксенолексики (иноязычных слов, вошедших в современный русский язык на рубеже XX и XXI веков) в речевом поведении групповой языковой личности студента высшей школы. Исследование проведено на материале текстов интернет- коммуникации. Сформированы основные признаки групповой языковой личности студента высшей школы. Выявлены основные структурные и содержательные компоненты студенческого интернет-субдискурса: темпоральность, локативность, событийность, проблемность, авторство. Представлена модель концептуального поля студенческого интернет-субдискурса, номинированного новейшей ксенолексикой. Выделено ядро концептуального поля, ближняя, дальняя и крайняя периферии. Первичное корпусное исследование интернет-субдискурса групповой языковой личности студента высшей школы на лексическом уровне позволяет провести моделирование данного субдискурса, определить его основные тематические сферы и структурировать их по принципу концептуального поля
-
Некоторые способы сокрытия информации в уголовном дискурсе и применение АСК-анализа
Краткое описаниеЦелью представленной статьи является рассмотрение возможностей применения АСК-анализа и системы «Эйдос» для русского уголовного дискурса в его различных аспектах. В статье показаны некоторые способы передачи информации посвященным с одновременным сокрытием ее от непосвященных, на их фоне выделяется т.н. «криптосистема с открытым ключом» и доказывается ее устойчивость относительно современных методов криптоанализа. Такой «криптосистемой с открытым ключом» является Новый Воровской Закон. Эта криптосистема работает на основе асимметричных функций, основывается на «шести требованиях Керкгоффса», использует открытые случайные ключи и «секретные лазейки» (алгоритм RSA и схему обмена ключами Диффи-Хеллмана-Меркле). Термины используются согласно современному уровню научных знаний, в русском уголовном дискурсе математический принцип работы такой системы носит название «Воровская Идея». Для такой системы доказывается неполная функциональность классического контент-анализа, успешно используемого для иных упоминаемых способов сокрытия информации. Одновременно с этим высказываются предположения относительно дальнейших модификаций системы «Эйдос» для успешного ее использования относительно такой «криптосистемы с открытым ключом». В статье мы также сосредотачиваемся на невозможности восприятия Нового Воровского Закона как юридического факта
-
Краткое описание
В настоящее время в связи с модернизацией российского высшего образования важно улучшить его качество с позиции компетентностного подхода. В данной статье рассматриваются аспекты совершенствования образовательного процесса в сфере иностранного языка в неязыковом вузе. Среди них уместно выделить использование коммуникативного подхода, развитие профильного компонента, привлечение интерактивного обучения и формирование мотивационной составляющей, применение регионального материала на занятиях. Методически правильное приложение указанных составляющих в аспекте единого целого позволит эффективно развить иноязычную коммуникативную компетенцию студентов технических направлений вуза
-
Некоторые подходы к структурированию концептосферы «creativity» в английском языковом сознании
Краткое описаниеСтатья посвящена проблеме исследования концептосферы “creativity” с позиции когнитивного подхода к исследованию языка. Определяются ключевые концепты данной концептосферы и анализируются некоторые подходы к изучению концептов-формантов. Приведены основные результаты ассоциативного эксперимента
-
Национально-культурная семантика через призму языковых средств
Краткое описаниеДоказано присутствие национально-культурной семантики на всех уровнях языка. Описано функционирование фразеологических единиц в ткани художественного произведения. Представлена классификация фразеологических единиц с культурной спецификой
-
Мотивная структура пьесы Тр. Леттса «Август: графство Осейдж»
Краткое описаниеВ статье дан анализ особенностей мотивной организации пьесы «Август: графство Осейдж» современного американского писателя Тр.Леттса. Его драматургия основывается на соединении массового и элитарного, игрового и нравственного, что позволяет избежать тенденциозности текста при сохранении глубины содержания. В пьесе «Август: графство Осейдж» Тр.Леттс обращается к теме семьи, значимой для американской культуры, и рассматривает разрушение семейных отношений как знак духовного кризиса всего общества. Главная тема реализуется через ряд мотивов (эскейпизма, свободы, смерти, инцеста и др.), которые образуют смысловой каркас произведения и объединяют отдельные эпизоды развития действия. Данные мотивы являются в пьесе Трейси Леттса и средством психологического анализа поступков героев, объяснением противоречивости их чувств и мыслей. Особое значение имеет образ дома, который становится символом разобщенности людей и распада семейных связей. В итоге синтез мотивов, символика, интертекстуальность, аллюзии, многослойность повествования становятся особыми средствами реализации авторской позиции и создания философского подтекста произведения