12.00.00 Юридические науки
-
Завещание в чрезвычайных обстоятельствах: вопросы теории и практики
Краткое описаниеВ статье обосновывается актуальность завещаний, совершенных в чрезвычайных обстоятельствах. Авторы отмечают, что форма таких завещаний значительно упрощена. Однако, это компенсируется необходимостью последующего подтверждения судом факта совершения завещания в чрезвычайных обстоятельствах. В статье подвергнуты детальному анализу условия действительности подобных завещаний. Авторами подчеркивается, что для признания обстоятельств чрезвычайными, такие обстоятельства должны быть необычными, исключительными, а также создавать непосредственную угрозу именно жизни, а не здоровью гражданина. Проведен анализ судебной практики, противоречащей данным положениям. В исследовании отмечается, что законодательство не допускает возможности совершения завещания в чрезвычайных обстоятельствах с помощью технических средств. Это является пробелом, учитывая современные условия. Авторы статьи приводят зарубежный опыт составления завещаний в устной форме и обосновывают вывод о неприемлемости такой формы в российском законодательстве. Также в статье отмечается необходимость более точного определения понятия «чрезвычайные обстоятельства» применительно к наследственным правоотношениям. Авторы придерживаются точки зрения, в соответствии с которой к чрезвычайным обстоятельствам не может быть отнесена тяжелая болезнь наследодателя. Исследование опирается не только анализ теоретических трудов ученых, но и на правоприменительную практику. Авторами статьи выявлены актуальные проблемы действующего законодательства и сделаны выводы и предложения о необходимости совершенствования современного гражданского законодательства
-
Понятие и содержание концепции экологической безопасности Российской Федерации
Краткое описаниеВ статье рассматриваются понятие и содержание концепции экологической безопасности. Исследованы социально-политический аспект содержания концепции экологической безопасности, а так же структура содержания концепции экологической безопасности. Это позволяет определить политико-правовую модель обеспечения экологической безопасности, которая находит выражение в конкретной государственно-управленческой юридической деятельности достаточно обширного круга субъектов, обеспечивающих нормальное функционирование среды обитания (экосистемы) общества и государства. Исследуется политический механизм обеспечения экологической безопасности, который определяет его как внутренне взаимосвязанную совокупность элементом системы, представляющую собой единство политических и правовых норм, институтов, порядка и правил деятельности, направленных на обеспечение гарантий защищенности окружающей среды, экологических прав и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности людей и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Определена взаимосвязь концепции экологической безопасности с административно-правовым режимом обеспечения экологической безопасности
-
Приоритеты концепции экологической безопасности
Краткое описаниеВ статье исследуются подходы к правовому определению термина «приоритет» в рамках концепции экологической безопасности, а так же виды приоритетов концепции экологической безопасности. Приведенные положения дают возможность сформулировать понятие «приоритет концепции экологической безопасности» как первоочередного направления деятельности (положения) субъектов административно-правового режима экологической безопасности по обеспечению нормального функционирования экологической системы страны, т. е. всех объектов живой и неживой природы, сложившегося экологического состояния и происходящих изменений экологического состояния. Выделяются проблемы нормативно-правовой регламентации концепции экологической безопасности. Обширная изученная система политико-правовых программных актов позволяет учитывать все многообразие подходов к проблеме приоритетов российской концепции обеспечения экологической безопасности. Приведенная в статье система приоритетов концепции обеспечения экологической безопасности наиболее полно отражает первоочередные направления деятельности субъектов административно-правового режима обеспечения экологической безопасности
-
Процедура проведения аукциона по предоставлению лесных участков в аренду
Краткое описаниеВ данной статье рассматриваются вопросы правовой регламентации и реализации норм лесного законодательства о процедуре проведения аукциона по предоставлению лесных участков в аренду, а также рассматриваются проблемы правоприменения при данной процедуре. В соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, основанием заключения договора аренды лесного участка является результат проведённого аукциона. Аукцион можно рассматривать как одноэтапный процесс с одной стороны и как двухэтапный с другой стороны. В связи с этим, аукцион рассматривается в этой работе с разных точек зрения видных учёных. Сделан вывод о несовершенстве системы проведения аукционов, потворствующей коррупции, о необходимости изменения критериев выбора победителя аукциона, где главным критерием ставится, например, квалифицирующие кадры лица, а не наибольшая сумма, которую лицо может предложить на конкурсе. Раскрыта позиция о преимущественном праве на заключение договора аренды при равной ставке платы. Соотнесены друг с другом аукцион и конкурс, как реальные и эффективные способы получения права на заключение договора аренды лесных участков. Выдвинуты предложения о признании победителями в аукционах потенциальных арендаторов, которые на протяжении нескольких лет показывали свою надёжность
-
Сравнительный анализ правового регулирования защиты персональных данных в России и за рубежом
Краткое описаниеВ современном демократическом обществе права человека и, в частности, право на неприкосновенность частной жизни имеют первостепенное значение. Сведения о гражданах собираются и аккумулируются различными государственными (органы внутренних дел, бюро технической инвентаризации, органы актов гражданского состояния, медицинские учреждения, органы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы регистрации юридических лиц и др.) и частными структурами (сотовые компании, частные образовательные, медицинские, юридические организации и т.д.) при рождении и получении документов, удостоверяющих личность, при поступлении на работу, при обращении в медицинские учреждения, при покупке недвижимого имущества (квартир, машин), при создании частных предприятий, в иных случаях. Совершая покупки в интернет - магазинах, потребитель вынужден сообщать свои персональные данные. Однако владельцы таких магазинов не всегда обеспечивают охрану персональных данных (в том числе банковских карт), а отсутствие соответствующего закона создает пробел в правовом регулировании. К самим же персональным данным относятся биографические и опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейном, социальном положении, образовании, профессии, служебном и финансовом положении, состоянии здоровья и прочие
-
Понятие и формы торгов в гражданском праве
Краткое описаниеВ современном гражданском обороте заключение договора на торгах является весьма распространенным способом заключения договора. Несмотря на это в современной правовой науке до конца еще не сформировано общее представление о торгах. В частности не достаточно исследованы проблемы сущности этого явления, как способа заключения договора и как сделки в гражданском праве. Требует дальнейшего правового анализа исследование самой юридической процедуры заключения договора на торгах. Правовое регулирование отношений в области заключения договора на торгах носит довольно разветвленный характер, что подтверждается отражением в законодательстве значительного количества торгов. Ярким тому примером выступает законодательство о торгах, проводимых для цели размещения государственного заказа. Это законодательство носит комплексный характер и в настоящее время находиться в процессе реформирования, в части формирования новой контрактной системы государственного заказа. Особый интерес представляет заключение договоров посредством электронных торговых площадок. Таким образом, положение дел в области законодательства о торгах, практики его применения, а также теоретических изысканий в данной сфере таково, что требуются дальнейшие исследования торгов как целостного пра-вового явления, что в совокупности обуславливает актуальность настоящей статьи
-
Правовое обеспечение общественного контроля: проблемы и перспективы развития
Краткое описаниеВ статье раскрываются основные проблемы формирования правовых основ общественного контроля за деятельностью органов публичной власти. Актуальность данной темы неуклонно возрастает в связи с усилением влияния институтов гражданского общества на принимаемые решения органами государственной власти. Авторы анализируют положения Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», региональные законы, закрепившие основы общественного контроля в отдельных субъектах федерации, а также другие нормативные правовые акты в этой сфере. Отдельное внимание уделяется формулировке понятия общественного контроля и делается вывод о необходимости законодательного закрепления понятия «отдельных публичных полномочий» и общего перечня органов и организаций, их осуществляющих. Анализируя закрепленный в законе круг субъектов общественного контроля, авторы обосновывают целесообразность включения в него экспертно-консультативных советов при органах власти и общественных экспертов. На основе положений закона, в работе определяется правовой статус субъектов общественного контроля, их полномочия и порядок деятельности во взаимодействии с органами власти, а также правовые основы осуществления отдельных форм общественного контроля. Предлагается расширить взаимодействие субъектов общественного контроля с органами прокуратуры путем проведения регулярных встреч, расширить полномочия общественных наблюдательных комиссий по посещению мест принудительного содержания
-
Краткое описание
В данной статье рассматриваются некоторые особенности нормативного регулирования правового положения государственных служащих гражданского ведомства в XIX веке. Автор отмечает, что правовой статус государственного служащего является основной составной частью системы правового обеспечения государственной службы. В связи с этим, исследованы теоретические подходы к пониманию такой категории права как «правовой статус». Научно-юридическую категорию «правовое обеспечение» можно рассмотреть как в широком, так и в узком понимании. Предлагаем понимать под правовым обеспечением такую систему социально-правовых элементов, могущих повлиять на формирование правовых норм и их практическую реализацию. Современные научные подходы к определению правовой категории «статус» характеризуются достаточной многоаспектностью, отсутствует единство мнений, что позволяет сделать вывод о сложной многокомпанентной системе элементов статуса государственных служащих. Правовой статус государственного служащего - сфера реализации прав и обязанностей, законных интересов, юридической ответственности, гарантий. Служебное законодательство в Российской империи детально регламентировало особенности правового статуса государственных служащих. Подготовлен массивный пласт правовых актов, который в дальнейшем был усовершенствован и, по сути, в изменённой форме нашёл своё отражение и в советский период развития института государственной службы, несмотря на то, что в результате революции 1917 года все нормативные правовые акты были отменены. Нормативно были чётко определены и обозначены элементы правового статуса государственных служащих: права, обязанности, гарантии, запреты и ограничения, юридическая ответственность, что ранее отсутствовало на законодательном уровне
-
Краткое описание
В данной статье рассматриваются некоторые особенности нормативного регулирования обязанностей государственных служащих в XIX веке. Автором исследуются проблемы законодательного обеспечения указанного института права. Отмечается, что в Российской империи впервые было уделено особое внимание образовательному цензу чиновников. По сути, наличие образования в тот период являлось обязанностью для государственных служащих. Даже те лица, которые уже проходили службу были обязаны получить образование, что, безусловно, является положительным нововведением. Таким образом, наличие образовательного ценза у чиновников гражданского ведомства – возведено в ранг обязанностей. Понимая необходимость повышения качества государственного управления, руководство страны специальное внимание уделило вопросам профессиональной подготовки будущих и работающих чиновников. Например, были установлены дополнительные испытания для чиновников, желающих получить более высокую должность коллежского асессора или статского советника. Повышение уровня образования служащих, ликвидация низкой загруженности университетов – основные задачи, которые преследовались. Автор отмечает, что условно обязанности государственных служащих можно подразделить на 2 вида: общие обязанности, касающиеся всех категорий чиновников; специальные обязанности, устанавливаемые отдельным должностным лицам. Специальные права и обязанности служащих устанавливались в ведомственных, локальных и подзаконных актах. Отличались более детальной проработкой права служащих на содержание и пенсионное обеспечение. Концепция полного материального обеспечения чиновников государством на законодательном уровне была успешно установлена, но на практике активно реализовывался обычай «кормления»
-
Теоретико-правовые основы института государственной службы
Краткое описаниеВ данной статье рассматриваются некоторые особенности правового регулирования института государственной службы. Проведён анализ норм служебного права, устанавливающих особый административно-правовой статус государственных служащих. Автором исследован значительный перечень дореволюционной, советской и современной юридической литературы, посвященной актуальным вопросам института государственной службы. Основной концепцией данной статьи является то, что институт государственной службы рассмотрен нами с позиции системности. Например, раскрыто содержание понятия «государственная должность» с точки зрения, как нормативного содержания, так и мнений представителей научной доктрины. Предложено своё авторское определение правовой категории «государственная должность». Кроме того, в статье представлены различные концепции понимания понятия «государственная служба». При этом автором обращено внимание на то, что ранее в отечественном законодательстве отсутствовало единой мнение и нормативное установление правовой категории «государственная служба». В статье приведены основные признаки государственной должности по законодательству Российской империи. Отмечается, что в дореволюционной России законодатели отождествляли понятия «государственный служащий» и «должностное лицо». Данный подход, по мнению автора, не являлся достоинством дореволюционного законодательства, свидетельствуя о низком уровне законодательной техники