13.00.00 Педагогические науки
-
Интернет-аддикция – одна из актуальных проблем современности
Краткое описаниеВ данной статье обращается внимание на распространение Интернет-зависимости в РФ. Особое внимание уделяется понятию Интернет-аддикции, ее симптомам, признакам и типологии. Авторы статьи приводят примеры организации профилактики данного вида аддикции в Курской области: проведение лекториев, семинаров, практикумов, тренингов, круглых столов, конференций и других мероприятий по проблемам информационной безопасности для всех участников образовательного процесса, в том числе с применением дистанционных технологий; организация курсов повышения квалификации для специалистов учреждений социального обслуживания, включающих, в том числе, вопросы оказания психолого-педагогической помощи семьям с детьми с Интернет-зависимостью; проведение информационного просвещения специалистов органов опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; разработка для педагогов методических рекомендаций по проблеме обеспечения информационной безопасности обучающихся, информационного курса для родителей по защите детей от распространения вредной для них информации; внесение изменений в программы повышения квалификации для всех категорий слушателей курсов вопросов обеспечения мер информационной безопасности, проблем безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
-
Краткое описание
В течение длительного периода времени наряду с проникновением в эту сферу слабо подготовленных кадров, занявших силой ключевые посты по извлечению сверхдоходов, был реализован дискриминационный подход по отношению к профессиональной среде. Изменение критериев оценки деятельности российских ВУЗов не сопровождается серьезными преобразованиями в условиях оплаты труда ВУЗовских работников, получающих в настоящее время меньше школьных учителей. В статье рассмотрены два критерия оценки эффективности работы ВУЗов России (публикации в Scopus и в РИНЦ) и даны рекомендации по обеспечению равенства доступа граждан России к этим базам. Сделан вывод, что показатели публикационной деятельности в системе РИНЦ нуждаются в дальнейшей содержательной корректировке. Вместо трех, по сути малозначимых, показателей индекса Хирша – общего, без учета самоцитирований и рассчитанного только по статьям, целесообразно вести учет значимости личного фактора автора – индивидуального индекса Хирша (цитирования авторских работ, представленных без соавторов), индекса Хирша книг (а не только статьей) и индекса Хирша цитирования в диссертациях как завершенных научных работах, по формальным требованиям к ним (а снова – не только в одних статьях)
-
Инновационный подход к оценке качества образования в вузах
Краткое описаниеСегодня необходимо непосредственно в системе образования разработать новые подходы и методики, повышающие качество выпускников. Переход нашей страны на рыночную экономику вынуждает конкурировать своей продукцией не только с предприятиями, но и образовательными учреждениями. В статье показано, что для анализа качества освоения компетенций выпускниками вузов вполне применимы элементы теории автоматического регулирования. Выход последующих нормативных документов только подтвердили эту гипотезу. В связи с этим проведено дальнейшее развитие такой методологии. В статье отдельное внимание уделено фондам оценочных средств, так как от их качества зависит адекватность полученной информации и правильность дальнейших действий системы образования. Также показана необходимость создания ситуации, в которой студент может проявить получаемые навыки не только в учебных аудиториях. Отдельные компетенции могут проявляться во внеучебной деятельности, и оценивать их могут не только ведущие преподаватели, но и кураторы в общежитиях, ответственные по воспитательной работе, руководители НИРС, руководители учебных и производственных практик и т.п. Приведена методика расчета общего уровня сформированности компетенций
-
Использование юмористических рисунков в курсе «История и методология научной агрономии»
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы, связанные с юмористическим, ироничным, сатирическим рисунком, который является одним из видов изобразительного искусства. Рассмотрены формы, стили и жанры графики такого типа. В работе использован классический метод – анализ, только объектом анализа стали образы различных явлений в агрономической практике. Приведены базовые определения юмористического рисунка, показана история его создания. В работе на примере рисованных новелл датского художника Херлуфа Бидструпа показаны возможности юмористического рисунка как наглядного примера наблюдений за развитием растений. Отмечены характерные черты современной карикатуры - способность во многом отражать и опасения, связанные с разработкой и применением новых технологий в аграрном секторе и экономики. К новой форме комического рисунка можно отнести и мем – единицу культурной информации. В карикатуре это выглядит следующим образом известное произведение предстает совершенно в другом смысловом ракурсе, оно как бы является калькой для освещения какой-либо проблемы. Акцент сделан на возможности использования интеллектуально-ироничных рисунков в преподавании дисциплины «История и методология научной агрономии» с целью лучшего усвоения материала, его запоминания, пропаганды агрономических знаний
-
Этнокультурный контекст формирования профессиональной культуры будущих педагогов в Республике Мали
Краткое описаниеВ статье рассматривается проблематика формирования профессиональной культурой будущих педагогов в Республике Мали, что обусловливается нынешней социокультурной конфигурацией страны. В этой связи, возникает потребность в подготовке компетентных специалистов, способных не только оперировать в полиэтнической среде, но и сочетать национальные и интернациональные интересы.. Этнокультурные ценности являются базой для формирования личностной и профессиональной культуры будущего педагога, они регламентируют педагогическую деятельность. В статье дается определение понятий «этнокультурный контекст», «этнокультурные ценности» и описывается этнический и языковой состав малийского населения. В ней подробно рассматриваюся сущность, содержание и значение некоторых важных этнокультурных педагогических ценностей, соcтавляющих тот надежный фундамент, на котором строится жизнь малийского общества. К таким ценностям относятся «Сананкуья» или шуточное родство, «Диатигийя» или гостеприимство, «Семейственность», «Ответственная солидарность», «Должное уважение к старшим, пожилым людям и инвалидам», «Честь и достоинство», «Патриотизм и самоотверженность» и т.д. Автор делает вывод, что включение этнокультурного компонента в образовательный процесс подготовки будущих педагогов способствует их приобщению к национальным культурным ценностям и тем самим к сохранению культурной самобытности
-
Проблемы реализации педагогических моделей студийных концепций в развитии туристских дестинаций
Краткое описаниеАвторы статьи делают попытку сформулировать основные противоречия и проблемы реализации студийных концепций устойчивого развития туристских дестинаций в системе непрерывного профессионального туристского образования. Устойчивое развитие туристских дестинаций – одно из непременных условий современного туризма. Для обеспечения устойчивого развитие туристских дестинаций, необходимо искать инновационные концепции и технологии, эффективные в современных социо-культурных, политических и экономических условиях. Одной из таких концепций является концепция студии устойчивого развития и научно-экспедиционного туризма, решения которой в области устойчивого туризма опираются, прежде всего, на культурное и природное наследие дестинации, на ее культурно-исторический потенциал и духовные ценности. Основным методом работы студии с туристскими дестинациями является научно-экспедиционной туризм. Внедрение таких концепций в систему профессионального туристского образования могло бы послужить опорой устойчивому развитию международного туризма. Однако существует ряд проблем по внедрению концепции в систему непрерывного профессионального туристского образования, отраженных в статье. Авторами формируются рекомендации, связанные с теоретической и практической неразработанностью моделей профессиональной подготовки студентов туристских вузов к реализации студийных концепций в развитии туристских дестинаций на базе студии ЮНЕСКО и научно-экспедиционного туризма
-
Государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение
Краткое описаниеСовременная внутренняя обстановка в России, её международно-политическое положение настоятельно требуют усиления патриотической деятельности, активизации патриотического воспитания молодежи, в том числе и курсантов морского вуза. Патриотизм – это мощный фактор развития личности, а также решения задач преобразования экономики страны и российского общества, укрепления государства, его защиты в мирное и военное время. В статье на основе анализа исследований и публикаций отечественных ученых рассматривается сущность государственного патриотизма и государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза. Государственно-патриотическое воспитание как педагогическая проблема во все времена предполагало формирование у молодежи на основе патриотического идеала государственно-патриотического сознания, государственно-патриотического поведения базирующего на высоких патриотических чувствах и убеждениях. Это направление всегда занимало особое место в духовной жизни общества, в идеологической работе, в педагогической науке и практике. Ныне активизация патриотической деятельности, усиление патриотического воспитания курсантов, акцентирование государственных позиций в воспитательно-патриотической работе с учащимися морского вуза – это государственная необходимость и социальный заказ. Результатом государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза следует считать сформированные у каждого из них в процессе обучения в вузе государственных взглядов и убеждений, государственного мышления и мировоззрения, государственной позиции по отношению к современным реалиям, государственного подхода к порученному делу
-
Краткое описание
Автор статьи сравнивает отечественный и зарубежный подходы профессиональной подготовке учителей безопасности жизнедеятельности, в частности как они реализуются в республике Польша. Полученный опыт и материал используются автором исследования в процессе преподавания безопасности жизнедеятельности, изучаются и находят применение в ходе реализации курсов преподавания безопасности жизнедеятельности. Основная цель данной дисциплины – обеспечить учащихся знаниями в вопросах безопасности, сформировать поведение в реальных экстремальных ситуациях, привычку принимать меры превентивного характера и вооружить их знаниями об угрозах современного мира. Школьники также должны уметь ориентироваться в достаточно широкой области знаний, а именно: основы гражданской защиты, правила работы в случае угрозы, оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях, защита от воздействия различных угроз, специальная обработка и санитария, предупреждение людей об опасности. В выпускном классе средней школы в качестве общих требований к знаниям учащихся выступают знания структуры национальной обороны, понимание в ней роли гражданина, выполнение обязательств в области обороны властями и гражданами, угроз в мирное время, рисков во время войны. Основополагающими принципами элективного курса по безопасности жизнедеятельности для выпускных классов школ и гимназий являются поддержание мира, сотрудничество и объединение стран как гарантия безопасности, факторы экологического риска, международное гуманитарное право. Проведя подробный анализ учебных курсов по безопасности жизнедеятельности в Польше, автор исследования приходит к выводу, что они во многом схожи с реализуемой в России учебной программой школьного курса ОБЖ
-
Программа формирования у кадетов-старшеклассников лидерских качеств и методика её реализации
Краткое описаниеРазвитие современного общества предъявляет более высокие требования к подготовке и развитию личности. Формирование всесторонней и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания. Современный выпускник общеобразовательной школы, лицея, гимназии или кадетского корпуса это потенциальный патриот, профессионал, лидер. Проведенное исследование позволило установить: формирование лидерских качеств у кадетов-старшеклассников невозможно без участия педагогов, без наличия всесторонне продуманной и целенаправленной программы работы. В статье обоснованно рассматривается программа формирования лидерских качеств у кадетов-старшеклассников, педагогическая методика ее реализации. Обсуждается особенности применения индивидуального подхода как одного из главных принципов педагогики в воспитании будущих лидеров
-
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы актуализации проблем формирования профессиональных компетенций в процессе изучения курса «Математики» на примере экономических специальностей. Отмечая тот факт, что экономические специальности – это специальности, интегрирующие сведения из математических, естественных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин, то и подход к отбору содержания курса математики должен быть ориентирован на математический аппарат для всех циклов, формирующих определенные умения и навыки. Поэтому, важное значение имеет проблема разработки таких задач и упражнений, которые помогали бы формировать вышеперечисленные умения и служили средством для эффективного применения теоретического материала и развития исследовательских навыков. В настоящей работе мы рассматриваем некоторые приемы конструирования и примеры использования так называемых модельных задач. Эффективность использования модельных задач при изучении математики обуславливается тем, что наи¬боль-шая по¬зна¬ва¬тель¬ная ак¬тив¬ность сту¬ден¬тов дос¬ти-га¬ет¬ся в ис¬сле¬до¬ва¬нии во¬про¬сов, на¬пря¬мую свя-зан¬ных с их бу¬ду¬щей спе¬ци¬аль¬но¬стью. Они разрабатываются в соответствии с программой курса математики и охватывают все его основные разделы. Модельные задачи могут предлагаться студентам в виде типовых расчетов, выполнение которых рассчитано на продолжительное время, в виде самостоятельных или контрольных работ непосредственно на занятиях, в виде курсовых работ и т.д. Также статья содержит обоснование в необходимости разработки дидактических материалов, предназначенных для оптимизации овладения студентом профессиональными математическими компетенциями