13.00.00 Педагогические науки
-
Краткое описание
Одной из важнейших проблем педагогики является вопрос о готовности специалиста к решению задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Автор статьи рассматривает вопрос готовности специалистов морского флота к действиям в экстремальных ситуациях
-
Краткое описание
Рассматриваются вопросы повышения мотивации учащихся организаций среднего профессионального образования и высшего профессионального образования к учебной и вне учебной деятельности за счет применения балльно- рейтингового подхода к учету достижений. Рассматриваются факторы, оказывающие негативное влияние на учебную и вне учебную деятельность, такие как: развлекательные телепередачи, онлайн игры, социальные сети. Рассматриваются виды деятельности, оказывающие положительное влияние на учебную и внеучебную деятельность, такие как: волонтерская деятельность, научная деятельность, общественно полезная деятельность. Анализируются достоинства и недостатки традиционных подходов к увеличению мотивации учащихся на основе трехуровневой стипендии. Рассматриваются вопросы размещения информации о рейтинге учащихся в режиме онлайн на информационных сайтах образовательных организаций и мультимедийных стендах. Рассматриваются вопросы, связанные с «прозрачной» схемой формирования рейтинга учащихся за счет формирования портфолио учащегося. Предложена схема фиксированной стоимостной оценки видов деятельности учащихся в баллах. Предложена формула расчета стипендии с учетом достижений учащегося в учебной и вне учебной, волонтерской деятельности. Приведен пример внешнего вида прототипа автоматизированной системы учета достижений учащихся. Приведены данные о внедрении прототипа в образовательных организациях
-
Подготовка семиклассников к доказательству при обучении геометрии
Краткое описаниеВ статье рассмотрены основные условия и средства организации обучения, подготавливающего учеников к самостоятельному осуществлению дедуктивных доказательств в седьмом классе
-
Адаптация выпускников сельскохозяйственного колледжа к профессиональной деятельности
Краткое описаниеВ статье освещены вопросы подготовки выпускников колледжа к профессиональной деятельности, к рыночным отношениям и рынку труда; экономическая и социальная адаптация молодых людей включает в себя формирование профессиональных качеств, стремления к качественному труду, положительное отношение к изменениям на производстве, умение работать в коллективе, развитие предпринимательских характеристик, инициативность и ответственность. Раскрывается сущность психолого-педагогического сопровождения. В психолого-педагогической литературе психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности, которая обеспечивает создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности; психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса включает в себя педагогические и психологические закономерности обучения и воспитания, наработанные приемы и технологии, опыт педагогического состава на практике. Целью психолого-педагогического сопровождения в условиях среднего профессионального образования является создание благоприятной обстановки для успешного личностного развития, обеспечения социального и профессионального самоопределения, самореализации и становления, сохранения психологического здоровья участников учебно-воспитательного процесса. Работа по адаптации выпускников к профессиональной деятельности проводилась на базе ГАОУ АО СПО «Черноярский губернский колледж» Астраханской области
-
Развитие научно-образовательного потенциала ВУЗа на основе реинжиниринга
Краткое описаниеС позиций сущностно-онтологического подхода в статье рассматривается формирование научно- образовательного потенциала, представляющего собой сложноструктурированное, динамически развивающееся целостное образование, состоящее из совокупности взаимодействующих компонентов, имеющее структуру, мощность, уровни, индикаторы развития. Рефлексия наращивания научно- образовательного потенциала современной высшей школы осуществляется через призму реинжиниринга как важнейшего фактора социально-экономического развития общества, через актуализацию механизмов партнерства, позволяющих по-новому оценить социальную миссию вуза, заключающуюся в совершенствовании уровня организации и управления наукой, в обеспеченности научными кадрами, в усилении конкурентоспособности на мировом рынке знаний. Главным условием формирования конкурентных преимуществ будущих специалистов автор считает комплекс мер, направленных на создание и развитие качественной профессиональной научной среды вуза как структуры, обладающей свойствами связности, целостности, управляемости, зависящей от насыщенности ее образовательными, воспитательными, информационными и другими ресурсами. В качестве инновационной технологии, способствующей успешному развитию научно- образовательного потенциала, в статье рассматривается реинжиниринг современного вуза, понимаемый как коренное изменение функциональной или информационной модели; как совокупность научных методов и принципов обучения, упрощающих сложные задания с целью более качественного их выполнения
-
Академическое письмо на английском языке в Российском ВУЗе: проблемы и решения
Краткое описаниеВ статье анализируются сложности, связанные с введением в образовательную практику российских вузов новой учебной дисциплины – академическое письмо на английском языке. На основе обзора литературы, и привлечения данных анкетирования студентов, завершивших курс изучения дисциплины, выявлены сложности, связанные: с особенностями лингводидактической традиции, укоренившейся в практике преподавания иностранных языков; с недостаточно высоким уровнем престижа исследовательской деятельности в современных вузах; с конкретными параметрами учебной ситуации в НИУ ВШЭ-Нижний Новгород. Ответом на эти вызовы может быть предложенный для этой академической дисциплины алгоритм действий: анализ как объективных, так и субъективных сложностей, связанных с природой преподаваемой дисциплины; анализ потребностей целевой аудитории, для которой будет прочитан этот курс; последующая разработка учебных материалов, в которых содержатся ответы на все возникающие в процессе преподавания вопросы. Разработка собственных материалов и создание на их основе пособия, отвечающего потребностям конкретной целевой аудитории, рассматривается как эффективный способ формирования положительной мотивации к предмету у студентов и, как следствие, оптимизации учебного процесса в целом
-
Краткое описание
В современных условиях особенно остро стоит проблема активизации человеческого фактора, максимального использования профессиональных возможностей человека для достижения наивысших результатов профессиональной деятельности. Решение данной задачи возложено на систему профессионального образования, главная цель которого обеспечить подготовку и воспитание квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Все это напрямую связано с проблемой дальнейшего совершенствования управлением процессом становления личности будущего морского специалиста, системообразующим фактором которой является профессиональная направленность. По мнению авторов, сегодняшняя практика подготовки специалистов морского транспорта нуждается в наличии модели программно-диагностического сопровождения процесса формирования профессиональной направленности. В статье предлагается такая модель, которая построена с позиций системного, деятельностного, компетентностного, программно- проектировочного и диагностического подходов и включает: концептуально-целевой блок (формулировка цели, задач, основных противоречий, концептуальных положений и идей); содержательно-технологический блок (проектирование целевой программы «Направленность и профессионализм»; определение педагогических условий); процессуальный блок (обучение по целевой программе; методы обучения; этапы обучения (входной, промежуточный, итоговый); мониторинг уровня сформированности профессиональнойнаправленности); оценочно-результативный блок (критерии, показатели, уровни)
-
Прагматический аспект семиотического подхода в обучении иностранному языку в высшей школе
Краткое описаниеУспешность общения в обучающей среде заключается в организации учебного процесса таким образом, когда он максимально комфортен для демонстрации обучающимся своих знаний и для контроля этих знаний педагогом. Учесть разнообразие индивидуальных профилей интеллекта в пределах одной образовательной системы позволяет использование семиотического подхода, который выражается в отборе содержания, организации деятельности и системе оценивания. Развитие когнитивных компетенций позволяет снять трудности у обучающихся, возникающие в связи с большим объемом информации, ее осмыслением и выражением собственной точки зрения путем использования сложных языковых конструкций. Семиотический подход предполагает использование вариативных и инвариантных заданий, что может гарантировать ситуацию успеха студентов с разными уровнями подготовки. Технология оценивания сформированности компетенций строится по принципу семиотического результата и реализуется в использовании балльно-рейтинговой системы, которая предусматривает наличие текущего, промежуточного и итогового контроля. Данная система дает возможность студенту получить суммарную положительную отметку за период обучения, что освобождает его от сдачи экзамена. Cсоздаётся положительная мотивация к изучению языков, снимается стрессовая составляющая, что приводит к высокой эффективности процесса обучения
-
Проблема индивидуализации обучения в современных условиях
Краткое описаниеОдним из приоритетных направлений модернизации современного образования является его установка на развитие индивидуальности учащихся. Развитие индивидуальности учащихся предполагает реализацию дидактического принципа индивидуализации обучения. В работе на основе анализа основных исторических и современных определений понятия «индивидуализация обучения» выделены следующие функции индивидуализации обучения: адаптационная, развивающая, реализации. На основе выделенных функций уточнено содержание понятия «индивидуализация обучения» в современных условиях. В связи с тем, что индивидуализация обучения в старшей школе согласуется с возрастными особенностями старшеклассников, разработка вопросов индивидуализации обучения на старшей ступени общего образования приобретает особую актуальность. На основе выделенных функций уточнены цели индивидуализации обучения на старшей ступени общего образования
-
О некоторых аспектах формирования морально-боевых качеств курсантов военных вузов России
Краткое описаниеВ статье рассмотрены особенности формирования морально-боевых качеств, особенности подготовки к несению службы в мирное и военное время. Моральные качества курсанта представляются как особая моральная направленность личности, присущие военнослужащему нравственные черты характера, а также мировоззрение идеалы и иные общественно полезные интересы, имеющиеся у него чувства долга, патриотизма, интернационализма, ненависти к внешним и внутренним врагам, самопожертвования, личной ответственности за свою Родину. Предпринята попытка исследовать морально-психологическую подготовку курсантов, изучить воспитание курсантов непосредственными и вышестоящими командирами