13.00.00 Педагогические науки
-
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы представления учебного материала с помощью словесной и визуальной метафоры. Анализируются функции метафоры такие как: репрезентативная, которая представляет новое явление и новый объект. Вторая функция – информационная, т.е. метафора дает первоначальную информацию. Третья функция называется орнаментальная, где метафора украшает научную речь, делает ее более насыщенной. Четвертая функция метафоры – объяснительная, т.е. метафора поясняет смысл явления. Пятая функция – экономичная, т.к. метафора позволяет кратко охарактеризовать явления и процессы, которые при другом способе выражения трудно было бы описать. Шестая функция – наглядная, т.к. она создает образ, способствующий постижению данного явления. Представлены словесные и визуальные метафоры по каждой функции на примере преподавания дисциплин цитогенетика и генетический мониторинг. Для реализации в учебном процессе метафор в течение 2-х лет собирались словесные метафоры из научных статей и книг и подкрепляли их визуальными метафорами на основе произведений живописи. Показано, что метафора передает не только первичный смысл, а также позволяет воссоздать яркий и нестандартный образ. В некоторых случаях метафора может выступать дополнением к освоению новых тем курса, но иногда и быть главным акцентом в подаче материала
-
Образовательные технологии, развивающие визуальное мышление, в преподавании биологических дисциплин
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы визуального мышления и образовательных технологий. Отмечено значение визуального мышления в процессе обучения в вузе, определены основные его функции. Рассматриваются информационные технологии для курсов «История и методология научной агрономии», «Цитогенетика», «Генетический мониторинг». Обоснованы базовые постулаты формирования визуальной среды: умение собрать материал в соответствии с поставленной задачей и определить базовые акценты и провести через всю работу; способность сопоставлять художественное произведение с выбранной темой исследования. В качестве технологии рассматривается метод скетчей или визуальных заметов и метод визуальной метафоры. Метод скетчей или визуальных заметок лег в основу создания электронных баз данных, объединяющих образы растений в разных произведениях живописи. Визуальные заметки позволяют визуализировать учебную информацию путем перевода вербальных элементов этой информации в визуальные, т.е. «уметь мыслить визуально». Произведения искусства, как иллюстративная среда, в учебных курсах имеют несколько значений: иллюстративное или мотивационное; иллюстрация как источник информации для анализа изучаемого явления; наглядное, т.е. картины или произведения искусства как иллюстрация ответа студента, как результат его самостоятельного поиска. Визуальная метафора используется для пояснения материала, глубокого понимания и сравнения. Оба метода: метод скетчей и визуальной метафоры, позволяют узнавать предмет, анализировать, связывать и проводить аналогии с предметной областью и искать новые образы
-
Краткое описание
Рассматриваются вопросы обмена информацией между преподавателями, учащимися и подразделениями образовательных организаций. Анализируется достоинства и недостатки традиционных подходов: электронная почта, общение с помощью телефонов, социальные сети. Рассматриваются вопросы размещения информации, предназначенной для большого числа пользователей. Выявлена необходимость решения проблем, связанных с публикацией мероприятий - крупных административных объявлений образовательных организаций, которые видны всем пользователям и назначены на определенную дату. Предложен подход к публикации мероприятий в рамках отдельного модуля системы. Рассмотрен механизм массовых рассылок, предоставляющий пользователям возможность передавать информацию двум и более получателям и обеспечивающий обмен информацией, доступной только для получателей рассылки, в отличие от «стены». Предлагается подход к увеличению качества организации учебного процесса, позволяющий оперативно обмениваться информацией между сотрудниками, учащимися и подразделениями учебной организации на примере системы «Социальная сеть образовательной организации». В рамках подхода предлагается взять идеологию социальных сетей и проецировать ее на специфику и нужды образовательных организаций, что позволит обеспечить возможность оперативного обмена между сотрудниками, учащимися и подразделениями (отделами) образовательной организации. В рамках исследования были проанализированы данные о возрасте пользователей системы за период в 30 дней
-
Краткое описание
Рассматриваются вопросы организации документооборота в образовательной организации. Выявлена необходимость обеспечения документооборота повседневных документов, обмен которыми не имеет характера строгой отчетности, но они также крайне важны для осуществления работы в образовательной организации. Обмен такими документами отличается от традиционного документооборота в первую очередь скоростью создания документов и их обмена. Были выявлены иные требования и ограничения к организации документооборота повседневных документов. В рамках исследования предложено разделить документооборот на прямой и косвенный. Сформулированы основные отличия прямого и косвенного документооборота. Анализируются достоинства и недостатки традиционных подходов, основанных на файловых серверах и облачных хранилищах данных. Рассматриваются вопросы реализации учета выполнения поручений. Предложена структура поручения в рамках подхода. Предлагается подход к увеличению качества организации учебного процесса, основанный на реализации косвенного документооборота за счет использования централизованной WEB системы для обмена файлами, документами, учета выполнения поручений, организации косвенного документооборота. Предложенный подход снимает ответственность за хранение файлов с отдела технической поддержки образовательной организации, позволяет работать с системой с мобильных и настольных устройств
-
Краткое описание
В статье рассматриваются проблемы формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыкальной литературы на современном этапе, сущность и структурно-содержательные компоненты исследуемого феномена в контексте данного исследования, вопросы интеграции музыкознания, музыкальной педагогики с различными видами искусства, музыкальной информатикой
-
Образы горшечных растений в произведениях живописи как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описаниеСтатья посвящена анализу горшечной культуры как части истории агрономии. Базовый акцент сделан на видовое разнообразие растений, коллекции определенных групп растений и их роль в истории агрономии. Инструментом анализа являлись визуальные образы растений на полотнах художников различных периодов. Ранее нами уже была проведена работа по истории интродукции ряда сельскохозяйственных культур. Такой подход − метод скетчей или визуальных заметок, дает емкое и полное представление о развитии агрономии, где в качестве иллюстраций выступают произведения живописи. Для проведения анализа нами была создана база образов на основе 170 картин художников различных периодов. Подход, примененный в работе, позволяет развивать наблюдательность, активизирует познавательную функцию у обучающихся, учит проводить сравнения и визуальный анализ. В работе на основе визуального анализа показано, что распространение цветочных культур велось довольно активно в России. «Экзотические растения» настолько прочно вошли в российскую усадебную жизнь, что стали ее повседневной жизнью. У любви к растениям нет четких социальных границ, всем свойственно это чувство. Отмечены современные подходы в разведении и получении новых культур, основанные на культуре тканей, генной инженерии, которые позволяют получать новые экзотические горшечные культуры, не требовательные к условиям произрастания
-
Междисциплинарные связи в процессе обучения математике студентов экономических специальностей
Краткое описаниеВ данной статье рассматриваются вопросы о реализации междисциплинарных связей в процессе преподавания математики студентам экономических специальностей. Учитывая тот факт, что экономические специальности – это специальности, интегрирующие сведения из математических, естественных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин, то и подход к отбору содержания курса математики должен быть ориентирован на математический аппарат для всех циклов, формирующих определенные умения и навыки. Таким образом, в процессе преподавания математики акцент необходимо сделать на необходимость сохранения «вертикальных» связей в курсе математики, отмечая, что содержание общего курса математики не может быть определено с чисто прагматической точки зрения, основанной лишь на специфике будущей специальности учащегося, без учета внутренней логики самой математики, то есть, из курса математики не должны исключаться вопросы и разделы, не имеющие прямой профессиональной направленности, но обеспечивающие внутрипредметные связи, логику дисциплины. Соответствие критерию внутрипредметной целостности означает, что содержание курса высшей математики не превратится в совокупность отрывочных сведений, нужных для специальной подготовки, а будет обладать необходимой полнотой, логической непротиворечивостью и последовательностью. С другой стороны, необходимо акцентировать внимание на изучение различных процессов и явлений, освещенных в общепрофессиональных дисциплинах, т.к. изучение всех этих вопросов должно приносить весомую пользу в профессиональном становлении будущего специалиста, т.е. особую важность приобретают междисциплинарные интеграционные связи, на уровне которых осуществляется прикладная профессиональная направленность изучаемого материала
-
Проблема самостоятельной работы учащихся фортепианного класса в отечественной музыкальной педагогике
Краткое описаниеСтатья посвящена изучению и сопоставлению различных взглядов педагогов-музыкантов на проблему самостоятельной работы учащихся. Рассмотрены основные принципы организации и построения самостоятельных занятий в классе фортепиано
-
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы, освещающие процесс проектирования учебно-методических материалов по математике, обеспечивающих полный дидактический цикл посредством модели информационно-профессионального проектирования. В реализации этой модели основную роль играет профессионально-ориентированный дидактический комплекс, основанный на внедрение в учебный процесс модельных задач, ориентированных на будущую профессиональную деятельность специалиста с учетом того, что экономические специальности – это специальности, интегрирующие сведения из математических, естественных, гуманитарных и социально- экономических дисциплин, то и подход к отбору содержания курса математики должен быть ориентирован на математический аппарат для всех циклов, формирующих определенные умения и навыки. Наибольшая познавательная активность студентов достигается в исследовании вопросов, напрямую связанных с их будущей специальностью, что обуславливает эффективность использования модельных задач при изучении математики. Они разрабатываются в соответствии с программой курса математики и охватывают все его основные разделы. В данной статье описаны несколько учебно-методических пособий, входящих в профессионально-ориентированный дидактический комплекс, использующих модельные задачи и сконструированных на основе модели информационно-профессионального проектирования, где при сохранении системы фундаментального учебного курса «Математика» органически связаны с ним вопросы из смежных научных дисциплин, соответствующих профилю специальности, что позволяет сделать вывод об актуальности данных пособий и об их практической ценности
-
О необходимости изменения норм времени педагогической работы профессорско-преподавательского состава
Краткое описаниеВ статье раскрывается содержание мероприятий педагогической работы профессорско- преподавательского состава по основным видам деятельности кафедры (учебная, воспитательная, методическая, научная и организационно- методическая работа) и предлагаются рациональные нормы времени на их качественное выполнение, позволяющие улучшить качество подготовки выпускников вуза. Предлагается учитывать в часовой нагрузке преподавателей дополнительные занятия и консультации, а также нормы времени на подготовку к изданию учебной и научной литературы, разработку учебно- методического и материально-технического обеспечения и организационно-методическую работу. Показано, что участие преподавателей в НИОКР с целью зарабатывания денежных средств для вуза снижает уровень образовательного процесса. Для улучшения качества подготовки студентов, предлагается ряд основных мероприятий, которые должны организовывать Министерство образования и науки РФ, а также сотрудники управленческого аппарата вузов