13.00.00 Педагогические науки
-
Краткое описание
В статье представлен междисциплинарный подход к обучению технологии программирования в рамках изучения дисциплины «Теория и технология программирования», основанный на реализации междисциплинарных связей с финансовой математикой на примере разработки калькуляторов финансовых вычислений. Значимость междисциплинарных связей в педагогике высшего образования обусловлена переходом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения к компетентностной модели подготовки выпускника. Освоение методов финансовых вычислений с помощью инструментального программного обеспечения будет способствовать формированию профессиональных компетенций в проектно- технологической деятельности как способности применять инструментальные средства и технологии программирования на основе профессиональной подготовки, обеспечивающие решение задач системного анализа и управления (ПК-8). Выбор для разработки инструментального программного обеспечения методов финансовых вычислений позволит не только совершенствовать заявленные в ФГОС высшего образования профессиональные компетенции в проектно-технологической деятельности для обеспечения решения задач системного анализа и принятия управленческих решений, но и развивать учебно- междисциплинарные связи через обогащение содержания учебной дисциплины/модуля знаниями другой дисциплины
-
О роли проектной деятельности в подготовке конкурентоспособного специалиста
Краткое описаниеСтатья посвящена поиску методов подготовки специалистов в вузах, отвечающих современным квалификационным и профессиональным требованиям, предъявляемых работодателями. В работе сформулированы требования к выпускникам образовательных учреждений, к которым относится не только профессиональная подготовка высокого уровня, но и личные качества, что в совокупности позволяет выпускнику стать конкурентоспособным специалистом. В качестве возможного метода подготовки таких специалистов обосновывается внедрение элементов проектной деятельности в учебный процесс вузов. Предложена вложенная структура типичной образовательной программы, определены модули, являющиеся ее составной частью, указывается назначение и возможности каждого из модулей в вопросах внедрения проектных методов. Выявлены преимущества подготовки специалистов в случае реализации научно-проектной деятельности. Предлагается использование проектных методов в рамках модуля общеобразовательных дисциплин, организация и внедрение междисциплинарных модулей проектной и научно-исследовательской деятельности. При этом отмечается необходимость временного и смыслового согласования между всеми модулями образовательной программы с целью получения максимального эффекта от внедрения проектных методов в учебный процесс. Доказано, что в результате реализации проектной деятельности за время обучения студенты не только осваивают компетенции образовательного стандарта, но и приобретают и формируют собственные компетенции, необходимые для будущей карьеры. Сформулированы условия эффективной реализации научно-исследовательской и проектной деятельности в рамках вузов
-
Краткое описание
Статья посвящена решению актуальной задачи – развития профессиональной направленности граждан обучающихся на военной кафедре при гражданских вузах. В статье раскрыты с опорой на труды отечественных ученых основные мотивы обучения студентов на военной кафедре, основные условия развития профессиональной направленности граждан, обучающихся на военной кафедре, и критерии их оценки. В статье описана и обоснована модель педагогических условий развития профессиональной направленности студентов, обучающихся на военной кафедре при гражданском вузе
-
Краткое описание
В данной статье предложен подход к обучению математики в старших классах средней школы, основанный на применении пакетов прикладных программ, что особенно актуально в связи с попытками перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Приведено обоснование необходимости разработки методических положений и рекомендаций по использованию пакетов прикладных программ на уроках математики в старших классах средней школы. Проведен анализ существующих пакетов прикладных программ для обучения математике в старших классах средней школы. В процессе исследования рассмотрены пакеты, используемые для решения математических задач: MS ESCEL, STATISTICA, MATCAD. Классифицированы известные пакеты прикладных программ по группам применения на уроках математики. Апробированы методики использования пакетов прикладных программ на уроках математики в ходе педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент проведен на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Белоглинский аграрно- технический техникум». Проведен анализ результатов апробации и сформированы рекомендации по применению пакетов прикладных программ на уроках математики в старших классах средней школы
-
Методология экспериментальных исследований
Краткое описаниеСегодня важнейшее значение имеют вопросы ускоренного развития науки, она стала реальной производительной силой, наиболее мощным фактором, оказывающим влияние на уровень научно-технического прогресса. Наиболее важной составной частью научно- исследовательской работы являются экспериментальные исследования. В статье раскрывается методология экспериментальных исследований, включающая содержание лабораторных и производственных исследований, основные их этапы, а также графическое изображение и анализ результатов исследований, методику проведения общего анализа теоретических и экспериментальных исследований, последовательность внедрения результатов исследований и критерии оценки их эффективности. Рассмотренные в статье основные вопросы методологии экспериментальных исследований повысят результативность научно-исследовательской работы научных коллективов организаций и предприятий
-
Краткое описание
Происходящие реформаторские изменения в политической, социально-экономической и духовно-нравственной сферах Российской Федерации существенно изменили сознание российских граждан, в том числе и молодых пограничников. Характерное для сегодняшних дней снижение воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования способствует падению уровня нравственности, морали, этики, патриотизма молодежи, что настоятельно требует поиска новых педагогических моделей воспитания патриотов. Актуальность темы обусловлено наличием сложных и противоречивых социальных процессов, к которым относятся терроризм, миграция населения, обострение межличностных отношений, утрата духовных ориентиров и др. В создавшейся обстановке патриотическая идея вновь стала востребована как гарант социальной стабильности, как консолидирующая сила российского социума, способная эффективно содействовать развитию экономической мощи России, укреплению её обороноспособности, сохранению независимости и территориальной целостности. Актуальность темы обусловлена и ростом значения патриотизма как основы функционирования и результативной деятельности пограничных формирований Российской Федерации. Реализация пограничной политики Российской Федерации в современных условиях требует от личного состава Федеральной пограничной службы РФ готовности и способности воинов отстаивать жизненно важные интересы России, что предполагает сочетание компетентности, глубоких профессиональных знаний, навыков и умений с любовью и преданностью своему Отечеству. Формирование и развитие таких высоких патриотических качеств личности возможно только путем организации и проведения соответствующего воспитания. В статье авторами на основе анализа работ отечественных ученых раскрывается сущность аксиологического подхода, показана его роль в воспитании патриотизма у воинов пограничников
-
Об экспериментальных возможностях системы динамической геометрии GeoGebra
Краткое описаниеВ статье представлены возможности системы динамической геометрии GeoGebra, которые могут быть использованы для проведения экспериментальной исследовательской работы. Компьютерный эксперимент как метод исследования служит для открытия новых знаний, проверки гипотез, вовлечения обучаемых в активный процесс познания нового материала. В качестве компьютерной технологии реализации компьютерного эксперимента выбрана свободно-распространяемая система динамической геометрии GeoGebra, имеющая русскую версию и дружелюбный интерфейс, которую удобно применять как на уроках, так и дома. Описаны возможности инструментов, используемых для реализации компьютерного эксперимента, таких как инструментов для выявления метрических и позиционных свойств объекта, получения сведений об отношении метрических и позиционных свойств объектов, параметрического задания изменений величины, создание таблиц экспериментальных данных. Экспериментальные возможности системы динамической геометрии GeoGebra раскрыты на примерах решения некоторых задач элементарной геометрии о самом простом из многоугольников треугольнике, который привлекал внимание как ученых древности (Менелай и др.), так и ученых более близких к нашему времени (Эйлер, Понселе и др.). На примере теоремы Менелая, представленной в более доступной форме, чем в учебнике геометрии 10-11 кл. (авторы Л.С. Атанасян, В,Ф,Бутузов и др., продемонстрированы возможности системы по созданию динамических чертежей, таблиц экспериментальных данных и их применения в проведении исследовательской работы
-
Особенности экономического воспитания в процессе информационной подготовки студентов вузов
Краткое описаниеОбосновывается актуальность проблемы совершенствования экономического воспитания студентов, выявляются особенности её разрешения в информационной подготовке высшей школы. Актуальность исследований по совершенствованию экономического воспитания студентов обусловлена рядом факторов: необходимостью развития малого и среднего бизнеса в России; необходимостью обеспечения конкурентоспособности выпускников; необходимостью профилактики многочисленных финансовых проблем, возникающих у молодых людей по причине их экономической безграмотности и др. В глобальном плане работа по совершенствованию экономического воспитания студентов призвана способствовать формированию национальной философии «опоры на собственные силы». Во многих странах мира такая работа в образовательных учреждениях проводится как в качестве самостоятельных предметов, так и в рамках существующих предметов, изучаемых в учебных заведениях. Утверждается, что информационная подготовка студентов высшей школы может и должна вносить определенный вклад в реализацию каждой из общественных функций экономического сознания: просвещенческой, развивающей, воспитательной, организующей, эстетической и прогностической. Обосновывается, что при информационной подготовке наиболее целесообразно формирование одной из таких функций – прогностической. Отмечается эффективность решения указанной проблемы на основе авторской методологии ролевого информационного моделирования
-
К вопросу о дополнительном образовании по английскому языку в рамках неязыкового вуза
Краткое описаниеВ данной статье рассматриваются особенности дополнительного образования по английскому языку в рамках неязыкового технического вуза. Оно может быть представлено разнообразными курсами, предполагающими обучение студентов от нулевого до продвинутого уровней. Определяется их типология, содержание, мотивационная составляющая. Спектр материала корректируется в зависимости от уровня курсов, возможностей студентов, требований современного общества. На указанных курсах отрабатываются все виды речевой деятельности с учетом профессиональной составляющей и международных стандартов владения английским языком
-
О повышении эффективности работы кафедры
Краткое описаниеОсновными структурными подразделениями вуза являются кафедры, от результатов их работы зависит качество знаний, умений, навыков и компетентность выпускников, а также имидж вуза. В статье раскрываются причины непродуктивного взаимодействия кафедр с подразделениями, обеспечивающими учебный процесс, а также рассматриваются предложения, которые позволят повысить результативность работы по основным показателям оценки эффективности деятельности вуза. Показано, что системный подход является основой в организации работы структурных подразделений вуза, но его трудно реализовать, если руководители разных звеньев не пользуются авторитетом. Для повышения качества подготовки выпускников и их востребованности на рынке труда, необходимо кафедры освободить от административной работы. Эти функции могут выполнять управления, отделы и службы, имеющие современную электронную систему обработки информации. Достичь высоких результатов в подготовке востребованных выпускников можно только при условии, что сотрудники управлений и кафедр будут работать в одной команде с преподавателями, во взаимодействии и взаимопонимании