17.00.00 Искусствоведение
-
Принципы классификации музыкально-просветительской деятельности
Краткое описаниеВ статье исследованы основные виды музыкально- просветительской деятельности. Создана таблица ее классификации с учетом опыта мировой и российской культуры, личного просветительского опыта автора. В классификационной таблице отражены основные признаки музыкального просветительства и даны краткие комментарии каждого из видов. Показана множественность и многоаспектность видов просветительской деятельности. Просветительство классифицировано на девять классификационных видов: по форме, объему, организационной сложности, тематике, аудитории, социально-экономическому статусу, жанрам, му- зыкально-исполнительскому составу, связи с медиа-пространством. Отмечено, что основными формами являются музыкально-просветительская лекция и просветительский концерт. Главное в просветительских концертах – музыкально воспитывать людей, облагораживать эстетическим чувством, расширять их кругозор, развивать художественный вкус. Остальные формы – производные от этих главных видов. В статье сделан важный вывод: музыкальным просветительством следует считать такую форму общения музыкантов и слушателей, в которой, наряду с эстетическим компонентом, важную роль играет познавательный компонент, направленный на формирование музыкальной (шире – художественной) культуры публики
-
Краткое описание
В статье рассказывается о петербургском самобытном художнике-акварелисте, Олеге Игоревиче Померанцеве (1949-2012). Творчество мастера неразрывно связано с русским реализмом. Художник выступает продолжателем высоких основополагающих художественных традиций реалистического искусства. Работая в пейзажном жанре, Померанцеву удалось создать более 500 картин глубоких по содержанию и смыслу. В свободное от основной профессии время, мастер разрабатывал собственные приемы акварельной техники. Все работы художника выполнены по впечатлению. Вдохновение он получал на рыбалке, в лесу, а дома, по памяти, мастер воспроизводил увиденное. Большинство работ находятся в частных коллекциях и галереях многих стран мира. Романтичные пейзажи Олега Игоревича Померанцева поражают прозрачностью, сложными цветовыми приемами и непередаваемой атмосферой, полной воздуха и света. Интересны и графические работы художника, выполненные карандашом на бумаге. Иногда мастер увлекался прорисовкой деталей, и работа уже не годилась под акварель. В акварельных работах Померанцев делал едва заметный рисунок карандашом. Графикой специализированно не занимался, карандашные наброски исключал, как негодные, но супруга художника их сохранила. Акварелист Олег Игоревич Померанцев неизвестен российским искусствоведам. Ввиду этого, в статье была поставлена задача впервые дать искусствоведческуюоценку творчеству художника, провести искусствоведческий анализ работ мастера из цикла «Карельский перешеек», посвященных п.Кирилловское Выборгского района. Исследование творчества Олега Померанцева профессиональными искусствоведами позволит качественно дополнить историю акварельной живописи России
-
Хоровой театр: опыт осмысления
Краткое описаниеВ центре статьи – проблема становления такого нового социокультурного феномена, как хоровой театр. Поскольку его границы пока подвижны и размыты, эпицентром поиска становится жанровое микширование, в котором принимает участие драматический театр, академическое и народное хоровое исполнительство, мюзикл. Особенно активно сценическое движение используется в произведениях фольклорной тематики. Одной из простых форм, удовлетворяющих потребности визуализации в музыке, является исполнение в «иллюстрационном сопровождении». Тесная граница театрально-хоровых жанров с собственно хоровыми нередко проявляется на уровне двойственного характера исполнительской жизни произведений: в традиционном концертном исполнении и сценической постановке
-
Роль музыкальной семантики в тематизме китайских концертов для фортепиано с оркестром
Краткое описаниеСтатья посвящена содержательным аспектам китайских фортепианных концертов. В качестве носителя смысла исследуется семантика. Примеры семантики приводятся из трех программных концертов: «Река Хуанхэ» Инь Чэнцзуна и творческой группы – Чу Ванхуа, Лю Чжуан, Шэн Лихуна, Ши Шучэна и Сюй Фэйсина, «Горный лес» Лю Дуньнаня и «Красота весны» Ду Минсиня. Одна из важных типологических особенностей китайских фортепианных концертов обусловлена обращением к модели европейского классического инструментального концерта в плане трактовки формы, исполнительского состава, роли солирующего инструмента, его соотношения с оркестром и т. д. Все композиторы изначально стремились воплотить в европейском жанре национальное музыкальное содержание. Оно реализуется, прежде всего, через семантический комплекс. Исходя из иерархии смысловой значимости, его можно классифицировать следующим образом: 1) семантика образов природы, 2) семантика звучания народных инструментов, 3) семантика популярных в китайской среде мелодий, 4) жанровая семантика, 5) семантика средств музыкальной выразительности. Введение семантики в тематизм несет коммуникативную функцию. Немаловажное значение имеет и то, что наличие семантического спектра в художественном тексте естественно для сознания и художественного восприятия китайца
-
Краткое описание
Статья посвящена истории создания фортепианного китайского концерта – «Красота весны» Ду Минсиня. На основе биографии композитора, реконструированной автором статьи по материалам взятого им интервью и другим источникам, воссоздается история появления Концерта. Дается краткая характеристика содержания и теоретический анализ основных выразительных средств и композиции всех трех частей. Установлено, что первая часть написана в форме сонатного Allegro с зеркальной репризой и виртуозной масштабной каденцией в ней, вторая часть – сложная трехчастная форма с эпизодом и финал – блестящая рондо-соната. В заключении подчеркивается, что Ду Минсинь создал национальное по содержанию и интонации произведение на основе европейских классических канонов. Национальное воплощается, прежде всего, через мировосприятие, интонацию, ритмический рисунок. Среди большого комплекса выводов особо отмечается первостепенная роль традиций С. Рахманинова. Именно в его фортепианных концертах выразительные возможности восточной музыки, прежде всего ладоинтонационные, воплощены с уникальным художественным совершенством. В Концерте Ду Минсиня достигнуто классическое равновесие между соотношением партий солиста и оркестра. Фактура партии пианиста виртуозна, богата лирическими мелодиями, полноценно используется парный состав оркестра. «Красота весны» – концерт-соревнование равных творческих величин
-
Роль интертекста в опере «Игроки» Д. Д. Шостаковича
Краткое описаниеВ статье исследована опера Д. Д. Шостаковича «Игроки» в контексте категории интертекст. В опере развивается психологическая драма; сложная образная задача во многом решена благодаря мастерскому введению в партитуру разнообразных интертекстуальных перекличек. «Игроки» представляют собой образец речитативной оперы с интонационно напряженным, «страстным» вокальным стилем, гибкой трансформацией речитатива, зависимой от слова, содержания текста, психологической мизансцены. В партии певца встречаются и secco, и широко распетый речитатив. Слово диктует интонационное движение и интертекстуальные переклички. Обращение к методу интертекстуального анализа раскрывает диалог между оперой «Игроки» и музыкальной классикой, а также с другими произведениями Шостаковича. В качестве донорских текстов, прежде всего, выступает целый комплекс классических стилей и произведений: оперный стиль bel canto, стиль оперы-buffa, опера Д. Верди «Травиата», русская речитативная опера – А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, произведения А. П. Бородина, П. И. Чайковского, а также работы живописцев и писателей – П. А. Федотова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Интертекстуальный творческий метод позволил воплотить сложное психологическое содержание
-
Гоголеана в русской музыке XIX - XXI веков
Краткое описаниеСтатья посвящена панорамному историческому обзору произведений на сюжеты Н. Гоголя в русской музыке. Создается общая историческая картина развития гоголевского направления в музыкальном театре и в других жанрах. В XIX веке история процесса прослеживается с момента его становления – в 1840 – 1850 гг., с неосуществленных замыслов А. Верстовского, А. Серова, М. Глинки и др. Кульминация приходится на последнюю четверть века, когда появляются оперы П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Н. Лысенко, неоконченные оперы М. Мусоргского. Сделан вывод, что для XIX века характерно обращение к поэзии Гоголя, его фантастике, народным образам и бытовому юмору. ХХ век открывает новый этап в развитии музыкальной гоголеаны. На примере произведений Д. Шостаковича, Ю. Буцко, Н. Кузнецова, Р. Щедрина, А. Шнитке и молодых композиторов – С. Нестеровой, А. Беспаловой, В. Круглика показано, что основные черты русской гоголеаны этого времени связаны с обращением к реализму Гоголя, его социальной обличительной сатире, воплощением темы «маленького человека». Автор статьи приходит к выводу, что произведения на сюжеты Гоголя – это перспективное и значительное направление в русской музыке. В заключении на примере оратории «Услыши, Боже, глас мой» В. Довганя высказано предположение, что в XXI веке намечен новый поворот в музыкальной гоголеане - воплощение философских аспектов и сакральных стремлений писателя