Ф.И.О.
Лисовская Раксана Николаевна
Ученая степень
—
Ученое звание
—
Почетное звание
—
Организация, должность
• Кубанский государственный аграрный университет
ассистент
Научные интересы
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
—
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 15 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Экономические проблемы развития и государственного регулирования малых форм хозяйствования АПК
Краткое описаниеВ статье уточняется понятийный аппарат субъектов малых форм хозяйствования (МФХ) в сельском хозяйстве, дополняется теория сбалансированного развитию рынка продукции, систематизируются инструменты государственного регулирования процесса развития МФХ в АПК с учетом условий экономического пространства ВТО
-
Сущность, этапы роста и направления поддержки малого аграрного хозяйствования
Краткое описаниеГоворится о том, что малое аграрное хозяйствование занимает важное место в рыночной экономике, создает новые рабочие места, новые источники дохода в избыточном трудовыми ресурсами сельском секторе. Рассматриваются трансформационные этапы развития малого бизнеса, мотивация возникновения кооперации, условия формирования многоукладной экономики. Отмечается развитие разнообразных хозяйственных форм, основными из которых являются: малые аграрные формы хозяйствования с низкой технической и энергетической вооруженностью труда, низким уровнем механизации и высоким уровнем затрат ручного труда; малый аграрный бизнес получивший развитие в сфере предоставления производственных услуг в сельском хозяйстве; производства малых аграрных форм хозяйствования, встроенные в сложную систему взаимоотношений по технологической специализации со средним и крупным бизнесом; малые формы хозяйствования, которые самостоятельно или по кооперации нацелены на коммерческое внедрение, освоение и реализацию инноваций. Показывается, что сегодня передовой опыт поддержки малого хозяйствования реализует ряд направлений по снижению налоговых отчислений в пенсионные фонды субъектов, использующих высокие технологии; использованию налоговых каникул на имущество; отмене налога на прибыль малых производств, полученную за счет продажи бумажных и других активов; продлению льготной приватизации, арендуемых малыми производствами объектов недвижимости, с освобождением от оплаты налога по добавленной стоимости; предоставлению годовых финансовых пакетов помощи малому предпринимательству; передаче в бюджеты муниципалитетов взимаемых платежей за счет продажи патентов от малой предпринимательской деятельности и другим направлениям поддержки. Отмечается необходимость совершенствования экономических инструментов, замены существующей малоэффективной структуру отечественного малого хозяйствования, большего мотивирования в создании новых рабочих мест, повышения жизненного уровня участников субъектов малых форм хозяйствования
-
Социально-экономические особенности развития малого хозяйствования
Краткое описаниеГоворится, что при большом числе исследований проблем функционирования и регулирования роста малых аграрных форм хозяйствования сохраняется ряд научных проблемных положений по понятийному аппарату малого хозяйствования, особенностям прогнозирования, оптимизации процессов принимаемых управленческих решений, инновационному развитию малых аграрных форм хозяйствования. Отмечается, что в процессы поддержки регулирования малых форм хозяйствования сегодня инвестируется все больше госбюджетных средств. Их использование тесно привязано к определению «малые формы хозяйствования» правильному отнесению субъектов хозяйствования к этой сфере деятельности. В связи с этим предлагается авторская дефиниция «малые аграрные формы хозяйствования», отличающаяся от широко применяемого в научной и производственной практике определения «малые формы хозяйствования» большей лаконичностью привязки к этим субъектам хозяйствования всех малых производителям сельскохозяйственной продукции, включая домашние городские хозяйства. Среди особенностей малого аграрного хозяйствования авторы выделяют самостоятельность, полипродуктовую модельную ориентацию, низкую развитость и применяемость управленческих технологий, экономических знаний, культуры рыночных отношений, информационного, консалтингового сервиса, общей инфраструктуры производства. К сильным сторонам малого хозяйствования относят малый первоначальный капитал на «поднятие дела», высокую самостоятельность, гибкость процесса хозяйствования, высокую эффективность, низкие постоянные издержки, возможности эффективной мобилизации сырьевых и финансовых ресурсов. Также предлагается активизировать развитие отношений со структурами IV сферы агропромышленного комплекса: консультационными, исследовательскими, образовательными, финансовыми, информационными и другими сервисными службами для повышения эффективности функционирования малых аграрных форм хозяйствования
-
Ретроспектива развития и регулирования малых форм производства
Краткое описаниеУточняются теоретические, трансформационные и практические положения по развитию и регулированию субъектов малого бизнеса и форм хозяйствования в экономике страны и сельском хозяйстве. В процессе исследования использовались методы логического обоснования, сравнения, а также монографический, экономико-статистический. Показывается, что малые формы хозяйствования (МФХ) в сельском хозяйстве является важным условием поступательного развития всего АПК, который сегодня признан точкой роста импортозамещения, всей национальной экономики. Приведенная авторская трактовка дефиниции категории «малые формы хозяйствования» в сельском хозяйстве, отличается от других определений более полной характеристикой, положениями об отнесении дачных и домашних хозяйств к МФХ, локальностью функционирования, самостоятельностью несения рисков, повышенной адаптацией, экономико-правовой привязкой, спектром присущего им производства. В статье показывается история формирования определений малого бизнеса и малых форм хозяйствования, этапы развития малого бизнеса, масштабы его практики за рубежом и в нашей стране. Говорится, что ведущая роль в формировании малых форм хозяйствования принадлежала домашним хозяйствам, которые и сегодня ведут производство сельскохозяйственной продукции для собственного потребления (без производства товарной продукции). Отмечается, что на современном этапе производственной трансформации малый бизнес и малые формы хозяйствования часто отмечаются низким уровнем механизации, высокой структурой затрат ручного труда, своим распространением в сфере услуг, встраиванием в сложную систему взаимоотношений со средним и крупным бизнесом на основе технологической специализации, а также продвижением инноваций. Подчеркивается, что сегодня растущая роль предприятий малого бизнеса, малых форм хозяйствования заставляет все более прагматичнее оценивать перспективы развития данного сектора экономики в нашей стране
-
Региональные факторы развития малых сельскохозяйственных организаций
Краткое описаниеГоворится, что малые аграрные формы хозяйствования (МАФХ) играют значительную роль в импортозамещении продовольствия, которое направлено на замену импортируемого сельскохозяйственного сырья и готовых продуктов отечественным обеспечением. Субъекты МАФХ Краснодарского края вносят значительный вклад в повышение эффективности региональной экономики. На долю малых аграрных форм хозяйствования приходится 29% регионального производства зерна и мяса, 36% молока, 47% яиц, 10% сахарной свеклы, 30% подсолнечника, 95% картофеля, 70% овощей, 29% винограда, чем вносят существенный вклад в процесс импортозамещения. Кроме того, малые формы оказывают большое положительное влияние на факторы устойчивости хозяйствования, динамику развития всей сельской экономики, повышают конкурентоспособность всей отрасли за счет увеличения сегмента продаж, совершенствования рыночной сбытовой инфраструктуры. Сегодня субъекты МАФХ выступают приоритетным вектором развития региональной аграрной политики. Однако, при доле регионального аграрного производственного сегмента более 35%, малое хозяйствование получают лишь 10% суммы всех источников государственной поддержки. В последние годы меры по стимулированию субъектов малых аграрных форм хозяйствования направлены на увеличение размеров землепользования, отмену нормативов числа животных, улучшение условий кредитования, облегчение стартовых условий хозяйствования, объединение усилий по организации каналов сбыта продукции и другим программам. Однако ситуация с кредитованием субъектов МАФХ улучшается слишком медленно из-за отсутствия достаточной залоговой базы, поэтому пользоваться кредитованием может лишь малая их часть. Продолжают сохранятся бюрократические, ведомственные барьеры со стороны контролирующих органов. Имеет место торговая дискриминация на розничных рынках, возникают большие трудности из-за новых требований обустройства рынков, плохо работают дотационные каналы сбыта произведенной продукции и другое. Все это диктует необходимость дальнейшего совершенствования экономического механизма регулирования развития малого аграрного хозяйствования
-
Развитие региональной аграрной экономики и роль малого хозяйствования
Краткое описаниеРассматривается экономическое положение аграрного сектора Краснодарского края и место малого хозяйствования в экономике региона. Отмечается, что в структуре с.-х. производства страны сегодня край занимает 8%, в региональном валовом продукте – около 13% всего материального производства. Основная доля аграрного производства по-прежнему приходится на сельскохозяйственные организации, в 2013 году они произвели более 61% валовой продукции, хозяйства населения 24%, крестьянско-фермерские хозяйства 15%. В растениеводстве региона сегодня производится более 72% всей аграрной продукции. В проблемном животноводстве авторы рекомендуют стабилизировать молочное поголовье, восстановить нормальное функционирование свиноводческих предприятий, строить и реконструировать фермы и комплексы, повысить обеспеченность качественными кормами, продуктивность животных и птицы, качественный уровень кадрового обеспечения отрасли. Отмечается, что производство молока стало довольно доходным бизнесом, его рентабельность возросла до 37%. Но производство мяса крупного рогатого скота остается убыточным из-за слабой мотивации инвестирования, проблем с длинным кредитованием. Отмечаются серьезные проблемы и в техническом обеспечении, особенно сектора малого хозяйствовании. В результате производители несут значительные финансовые потери из-за больших сроков проведения основных аграрных компаний. Обращается внимание на неиспользуемые возможности лизинга техники и оборудования, негативную политику сохранения низкой заработной платы сельских работников, большое число сельхозпредприятий, находящихся в процедуре банкротства. Для повышения устойчивости развития аграрной экономики авторы рекомендуют учитывать особенности финансово-хозяйственной деятельности агропроизводства, малого хозяйствования
-
Повышение конкурентных возможностей субъектов малых аграрных форм хозяйствования
Краткое описаниеГоворится, что конкурентоспособные позиции субъектов малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ) все чаще обеспечиваются доступными инновационными подходами при высокой гибкости внутреннего управления, способностью оперативно адаптироваться к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре. Однако, как показывает практика, направление развития малой экономики не выступает приоритетом современной аграрной политики, в этой сфере чаще преобладают декларативные намерения, нежели идущие за этими заявлениями нужные объемы инвестирования в процесс регулирования развития субъектов МАФХ. Отмечается, что следует обеспечить участников малых аграрных форм хозяйствования необходимыми земельными ресурсами, создать доступную для малых субъектов банковскую схему получения инвестиционных кредитов, субсидирования, кооперативного кредитования; расширить объем предоставляемых производственных услуг и сервиса; продолжить развитие возможностей производственного кооперирования, совместного снабжения, переработки, маркетинговых исследований по сбыту продукции; облегчить доступ малых субъектов к местным сбытовым рынкам. Серьезной проблемой остаются высокая инфляция, напрямую влияющая на стоимость кредитования, цены на ГСМ, трудности обновления технической и материальной базы производства, обеспечение оборотными средствами. Поэтапное решение этих проблем повысит рыночную конкурентоспособность малого аграрного хозяйствования
-
Особенности развития и регулирования субъектов малых форм хозяйствования в АПК
Краткое описаниеВ статье систематизируются особенности развития и регулирования малых форм хозяйствования (МФХ), анализируются их конкурентные позиции, предлагается методика определения емкости их рыночного сегмента, приводится модель много-профильного потребительского кооператива МФХ
-
Особенности развития и государственного регулирования малого сельского хозяйствования
Краткое описаниеРассматриваются особенности процесса функционирования, развития и регулирования роста малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ) с участием государства. Отмечается, что в повышении экономической эффективности функционирования и гос-регулирования малых аграрных форм хозяйствования большая роль отводится систематизации их особенностей. Говорится, что в определенных обстоятельствах одни и те же особенности могут оказывать как положительное, так и отрицательное, проблемное влияние, поэтому авторы провели их раздельную систематизацию. К положительным они относят большое влияние МАФХ на развитие территорий, занятость сельского населения, наличие налоговых и социальных преференций, возможности кооперирования, низкие затраты и риски на создание новых рабочих мест, неформальный менеджмент, совмещение функций менеджера и собственника в одном лице, высокую чувствительность к инструментам государственного регулирования, защиту население от местного монополизма работодателей, саморазвитие, ответственность, собственную самозащиту от внешних факторов и другие. К проблемным – работу МАФХ в среде совершенной конкуренции в условиях отсутствия рыночной власти, низкую, часто лишь декларируемую защищенность, неразвитость производственной инфраструктуры малых форм хозяйствования, высокую вероятность несанкционированного вмешательства со стороны теневых структур, контрольных органов, местной бюрократии, институциональную ограниченность в доступе к информационным, консультационным, материальным и финансовым ресурсам, низкую мобильность, малые размеры хозяйствования, высокую зависимость от локальных условий, емкости местного сырьевого и потребительского рынка, ограниченность каналов сбыта, перманентную волатильность рыночных цен, недоверие к практике производственного и потребительского кооперирования, нехватку капитала, проблемную доступность к финансовым инструментам, высокую стоимость кредитования, низкую легитимность, доверие к решениям местной бюрократии и другое
-
Необходимость совершенствования системы регулирования развития малого аграрного хозяйствования
Краткое описаниеПрактика показывает, что уровень развития малых аграрных форм хозяйствования является важным показателем благоприятности условий, создаваемых государством для развития производства и сельских территорий. И наоборот степень развития сельских территорий оказывает влияние на развитие малых аграрных субъектов. Необходимо повышать самостоятельность, мотивацию муниципальных органов власти в социально-экономическом развитии своих территорий. Однако сегодня отмечается относительное снижение уровня поддержки малого хозяйствования. Поддержка сельского хозяйства в нашем регионе с 2007 года выросли почти в 3 раза, а малого хозяйствования лишь на 34,3%, то есть фактически отмечается отрицательный тренд, если учитывать инфляцию. Без системной господдержки малого хозяйствования проблематично вести правильное воспроизводство стада, увеличивать объемы отраслевого производства. Это ведет к снижению доходов сельского населения, особенно в личном подсобном хозяйстве, числа рабочих мест, повышению уровня безработицы, социальной напряженности в обществе, отрицательно отражается на экономике региона. Необходимо совершенствовать экономический механизм господдержки малых форм, улучшать условия их кредитования, инвестирования, создавать условия для увеличения производства товарной продукции, новые рабочие места, повышать занятость сельского населения, совершенствовать систему кооперирования в производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации продукции малого хозяйствования, улучшать социальную инфраструктуру, повышать качество сельской жизни. Авторами разработаны и предложены корректирующие предложения по реализации краевой целевой программы развития малых форм хозяйствования на 2016–2020 гг. с определением сроков реализации и объемов финансирования, по блокам организации конкурентного производства, поддержки семейных животноводческих ферм, системы сельхозкооперации и сбыта товарной продукции