Ф.И.О.
Томилин Александр Николаевич
Ученая степень
• доктор педагогических наук
Ученое звание
доцент
Почетное звание
—
Организация, должность
• Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
Профессор кафедры Безопасности жизнедеятельности
Научные интересы
Безопасность жизнедеятельности на судах. Профессиональная направленность специалистов морского транспорта. Развитие мотивации к профессиональной карьере профессионалов
Адрес веб-сайта
—
Электропочта
Текущий рейтинг (суммарный рейтинг статей)
0
TOP5 соавторов
Статей в журнале: 5 шт
Сформировать список работ, опубликованных в Научном журнале КубГАУ
-
Методика формирования и оценки готовности моряков к противодействию пиратам и террористам на море
Краткое описаниеЕжегодно пиратским атакам подвергаются сотни экипажей кораблей и тысячи моряков. Так, по итогам 2014 года насильственным действиям со стороны пиратов подверглись более 5000 моряков. В 2015 году пираты атаковали 246 судов, ими было захвачено 15 судов и 271 моряка. При этом один моряк был убит и 14 ранены. Экономический ущерб от грабежа пиратов насчитывает уже десятки миллиардов долларов. По этим причинам борьба с пиратством и морским терроризмом становится одной из важнейших проблем мирового сообщества. В современных сложных по разным причинам условиях, конвоирование транспортных судов военными кораблями для прохода пиратоопасных зон считается наиболее эффективным и надежным средством противодействия корсарам XXI века, исключающий захват судна и его экипаж. В то же время подготовка личного состава к решению специфических задач противодействия неопиратам требует выполнения целого комплекса подготовительных мероприятий, в том числе морально-психологической и физической подготовки моряков к предстоящим действиям опасного характера. В статье раскрывается содержание методики формирования и оценки готовности военных моряков к противодействию пиратам и террористам на море, представляющая собой совокупность методов, форм и средств педагогического воздействия с целью оказания воинам педагогической помощи в освоении военно-профессиональной деятельности, норм поведения и поддержки в процессе подготовки к боевой службе в пиратоопасных районах; развитие военно-профессиональной компетентности; полноценной реализации личностного потенциала специалиста флота
-
Краткое описание
В современных условиях особенно остро стоит проблема активизации человеческого фактора, максимального использования профессиональных возможностей человека для достижения наивысших результатов профессиональной деятельности. Решение данной задачи возложено на систему профессионального образования, главная цель которого обеспечить подготовку и воспитание квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Все это напрямую связано с проблемой дальнейшего совершенствования управлением процессом становления личности будущего морского специалиста, системообразующим фактором которой является профессиональная направленность. По мнению авторов, сегодняшняя практика подготовки специалистов морского транспорта нуждается в наличии модели программно-диагностического сопровождения процесса формирования профессиональной направленности. В статье предлагается такая модель, которая построена с позиций системного, деятельностного, компетентностного, программно- проектировочного и диагностического подходов и включает: концептуально-целевой блок (формулировка цели, задач, основных противоречий, концептуальных положений и идей); содержательно-технологический блок (проектирование целевой программы «Направленность и профессионализм»; определение педагогических условий); процессуальный блок (обучение по целевой программе; методы обучения; этапы обучения (входной, промежуточный, итоговый); мониторинг уровня сформированности профессиональнойнаправленности); оценочно-результативный блок (критерии, показатели, уровни)
-
О некоторых аспектах подготовки командира спасательного средства в морском ВУЗе
Краткое описаниеЕжегодно на морях в среднем происходят до 100 аварий, связанных с гибелью судов и людей. Высока доля аварийности и на судах Российской Федерации. Так, только в 2015 г. было совершено 72 аварийных случаев и погибло 86 моряков. Причины абсолютного большинства аварийных происшествий с судами: неудовлетворительное техническое состояние судна; ошибки и недоработки в ходе организационно-технологических мероприятий, связанных с судоходством; неблагоприятная гидрометеорологическая обстановка в районе плавания и ее негативное воздействие на судно; отрицательное действие «человеческого фактора». Вступление в действие ряда международных конвенций, кодексов и резолюций Международной морской организации (ИМО), национальных законодательных актов и нормативных документов, связанных с безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения водной среды, безусловно, способствует разрешению указанных проблем. Однако повсеместное сокращение численности экипажей судов увеличило нагрузку на судоводительский состав, и это обстоятельство порой становится фатальной для судна и экипажа. В случае гибели судна моряки могут спастись при помощи индивидуальных и коллективных спасательных средств. Для этого, в соответствии с требованиями ИМО и учебными планами, будущий командный состав транспортных судов проходит специальное обучение еще в морских учебных заведениях, имеющих Береговые учебно- тренировочные центы (БУТЦ), и получают соответствующие сертификаты, подтверждающие их теоретическую и практическую подготовку. В статье анализируется процесс конвенционной подготовки курсантов к действиям в аварийных ситуациях, умения самостоятельно применить индивидуальные и коллективные спасательные средства, управлять дежурной и спасательной шлюпкой и спасательным плотом, организовать выживание людей на спасательном средстве в море
-
Краткое описание
Проводимые в нашей стране реформы требуют активного участия в их реализации всех граждан. Развитие экономической компоненты государства, позволит укрепить не только оборонный потенциал страны, но и поднять качество жизни всего населения. Для решения этой задачи стране нужны компетентные специалисты, настоящие, грамотные профессионалы, мастера своего дела. Важнейшая задача каждого вуза готовить именно таких выпускников. Профессиональная подготовка в вузе производится не только в ходе обучения и воспитания, но и в процессе самостоятельной деятельности студентов. Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемой обучающимися вуза без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое, обязательное звено процесса обучения, предусматривающее, прежде всего, индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения. В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой – как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно- воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе. В статье на основе опыта, анализа, исследований и публикаций российских ученых, рассмотрены проблемы, возникающие при организации самостоятельной деятельности студентов, в качестве рекомендаций предлагаются инновационные формы и методы обучения, основанные на теории конструктивного обучения
-
Краткое описание
В современных условиях, в соответствии с решением ООН, боевые корабли коалиции государств, в состав которой входит и Российская Федерация, выполняют задачи по охране судоходства и сопровождения конвоев транспортных судов в пиратоопасных районах Мирового океана. Подготовка кораблей ВМФ к выполнению задач боевого дежурства в зонах с повышенной деятельностью пиратов с целью обеспечения безопасности судоходства гражданских транспортных судов, подразумевает не только решение проблем укомплектования экипажа необходимыми специалистами, материально-технического обеспечения, но и целенаправленного формирования соответствующей высокой готовности военных моряков к успешному выполнению таких специфических боевых задач. Этот вид организаторской и воспитательной деятельности следует организовывать с применением опыта педагогического проектирования военно- педагогического процесса. Педагогическое проектирование – это объективная необходимость развития у субъектов военно-педагогической, образовательно-воспитательной деятельности проективного воображения, мышления, эффективного способа действий. Автором педагогическое проектирование формирования готовности военных моряков к противодействию пиратам и террористам на море понимается как инновационный феномен, соединяющий педагогическую теорию и новаторскую практику и направленный на всестороннюю подготовку личного состава боевых кораблей к предстоящей деятельности. В статье обосновывается целевая программа формирования готовности военных моряков к противодействию пиратам и террористам на море. Авторская целевая программа содержит шесть отдельных и взаимосвязанных модулей, тематика которых позволит членам экипажа овладеть необходимыми знаниями и навыками, сформировать высокий уровень готовности к предстоящей военно- профессиональной деятельности в море