№ 118(4), Апрель, 2016
Дата выпуска: 29.04.2016
Архив журнала: Статей 111, 300 kb
-
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы представления учебного материала с помощью словесной и визуальной метафоры. Анализируются функции метафоры такие как: репрезентативная, которая представляет новое явление и новый объект. Вторая функция – информационная, т.е. метафора дает первоначальную информацию. Третья функция называется орнаментальная, где метафора украшает научную речь, делает ее более насыщенной. Четвертая функция метафоры – объяснительная, т.е. метафора поясняет смысл явления. Пятая функция – экономичная, т.к. метафора позволяет кратко охарактеризовать явления и процессы, которые при другом способе выражения трудно было бы описать. Шестая функция – наглядная, т.к. она создает образ, способствующий постижению данного явления. Представлены словесные и визуальные метафоры по каждой функции на примере преподавания дисциплин цитогенетика и генетический мониторинг. Для реализации в учебном процессе метафор в течение 2-х лет собирались словесные метафоры из научных статей и книг и подкрепляли их визуальными метафорами на основе произведений живописи. Показано, что метафора передает не только первичный смысл, а также позволяет воссоздать яркий и нестандартный образ. В некоторых случаях метафора может выступать дополнением к освоению новых тем курса, но иногда и быть главным акцентом в подаче материала
-
Образовательные технологии, развивающие визуальное мышление, в преподавании биологических дисциплин
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы визуального мышления и образовательных технологий. Отмечено значение визуального мышления в процессе обучения в вузе, определены основные его функции. Рассматриваются информационные технологии для курсов «История и методология научной агрономии», «Цитогенетика», «Генетический мониторинг». Обоснованы базовые постулаты формирования визуальной среды: умение собрать материал в соответствии с поставленной задачей и определить базовые акценты и провести через всю работу; способность сопоставлять художественное произведение с выбранной темой исследования. В качестве технологии рассматривается метод скетчей или визуальных заметов и метод визуальной метафоры. Метод скетчей или визуальных заметок лег в основу создания электронных баз данных, объединяющих образы растений в разных произведениях живописи. Визуальные заметки позволяют визуализировать учебную информацию путем перевода вербальных элементов этой информации в визуальные, т.е. «уметь мыслить визуально». Произведения искусства, как иллюстративная среда, в учебных курсах имеют несколько значений: иллюстративное или мотивационное; иллюстрация как источник информации для анализа изучаемого явления; наглядное, т.е. картины или произведения искусства как иллюстрация ответа студента, как результат его самостоятельного поиска. Визуальная метафора используется для пояснения материала, глубокого понимания и сравнения. Оба метода: метод скетчей и визуальной метафоры, позволяют узнавать предмет, анализировать, связывать и проводить аналогии с предметной областью и искать новые образы
-
Краткое описание
Исследование проблем развития российской системы бизнес-образования сегодня представляется актуальным ввиду серьезного воздействия факторов глобализации на мировых рынках, а также учитывая факторы рецессии мировой экономики и по существу необъявленной войны санкционных ограничений, направленных против экономики России и не имеющих под собой никаких обоснований, кроме политических. В статье представлены результаты анализа негативных и позитивных факторов развития российской системы бизнес-образования, на основании которых сделан вывод о том, что для дальнейшего развития российской системы бизнес-образования нужен новый подход. Он должен быть основан на формировании концептуальной модели, учитывающей современные реалии в сфере российской экономики. Авторами статьи изложены ключевые положения нового подхода, а именно: обеспечение роста профессионально-необходимых функциональных компетенций специалиста; изучение «эффективных практических методик», разумное сокращение продолжительности обучения по программам МВА; распределение обучаемых специалистов по степеням в зависимости от занимаемых ими должностей. Указанные выше положения позволили сформировать концептальную модель бизнес- образования, в основу которой положены четыре практических степени обучения специалиста. Кроме того, в статье обоснованы критерии оценки качества и состав требований, предъявляемых к современным программам бизнес-образования. Предложенные в статье новый подход и концептуальная модель развития российской системы бизнес-образования ориентированы на специалистов-практиков, которые хотят получить больше знаний за ограниченный период времени и вполне приемлемую стоимость обучения. Дальнейшее развитие российской системы бизнес- образования уже в самое ближайшее время покажет правомерность этого подхода
-
Биологическая характеристика и промысловые запасы сига-пыжьяна в водоемах Якутии
Краткое описаниеОбычно сиг-пыжьян – Coregonus lavaretus pidschian (Gmelin, 1788), распространен в Сибири встречается в морях Карское, Лаптевых и Восточно-Сибирское, а также в озерах Арктики и Субарктики. Цель работы: дать оценку состояния промысловых запасов сига-пыжьяна в водоемах Якутии, составить экологический прогноз, а также перспективу хозяйственного использования, в качестве рыбоводного материала в современных условиях. Методы: анализ проводился на свежем материале по методике И.Ф. Правдина [16] с учетом рекомендаций Ю.С. Решетникова [17] к сиговым рыбам. Сбор и обработку ихтиологического материалов проводили с 1969- 2015 гг. по стандартным методикам. Результаты. Достигнув половой зрелости на шестом (в массе – на восьмом-девятом) году жизни, сиги начинают в начале осени перемещаться к основным местам размножения. Абсолютная плодовитость по водоемам Якутии составляет 2500-140000 икринки. Нерест обычен в конце сентября-начале октября. Пищевой спектр обычно состоит из следующих объектов: личинки хирономид, растительности, моллюски, икра рыб и веслоногие рачки. По характеру питания – больше бентофаг. Выводы. Важная промысловая рыба, но запасы его под действием антропогенного фактора за последние годы заметно сократились. Промышленный объем сдачи сига-пыжьяна можно увеличить в результате рыбоводных работ
-
Краткое описание
Первостепенную роль в производстве зерновых - колосовых играет обработка почвы. Нами рассмотрены вопросы совершенствования применяемых способов обработки почвы, направленных на повышение ее качества, существенно влияющего на урожайность сельхозкультур и на снижение всех видов затрат: энергетических, трудовых, денежных. В данной статье, на основе многочисленных исследований, предложено использование эффекта колебательного движения в почвообрабатывающем рабочем органе, позволяющего усовершенствовать конструкцию почвообрабатывающих машин, снизив при этом металлоемкость машины, энергоемкость процесса с одновременным повышением качества работы. Рассмотрены вопросы, связанные с заглублением нового почвообрабатывающего рабочего органа, работающего в горизонтальной плоскости и имеющего специальные выступы (лопатки), позволяющие ему совершать возвратно-вращательное движение. Данный рабочий орган обеспечивает подрезание пласта почвы и корневой системы сорной растительности, крошение пласта почвы при его взаимодействии с рабочими поверхностями лопаток. Предложены условия скольжения пласта почвы по поверхности рабочего органа и снижения давления пласта на рабочий орган, за счет чего уменьшается деформация сжатия пласта и тяговое сопротивление. Обоснованы условия возвратно-вращательного движения предлагаемого дискового рабочего органа работающего в плоскости, близкой к горизонтальной, при взаимодействии с пластом почвы
-
Гипотеза происхождения Вселенной, Солнечной системы и Земли
Краткое описаниеПредполагается, что в изначальном состоянии во Вселенной отсутствовали элементы материи, она была представлена электромагнитным фотонным полем широкого диапазона частот. Из фотонов с энергией ε=1,02 МэВ рождались электроны и позитроны, а из фотонов с энергией ε=1,87 ГэВ рождались протоны и антипротоны. Объединение протонов, электронов с необходимым спектром фотонов создавало устойчивые атомы водорода и нейтроны. Объединение атомов водорода приводило к созданию водородных скоплений, а объединение нейтронов – к созданию нейтронных скоплений (пульсаров). В результате концентрация фотонов во Вселенной снижалась и Вселенная сжималась. При гравитационных воздействиях между собой водородных и нейтронных скоплений отрывались массы материи от того и другого. Из оторванных масс водородных скоплений создавались планеты. Отрыв массы от нейтронного скопления приводил к облучению нейтронами основного водородного скопления и оторвавшихся от него частей (будущих планет). Последние, находившиеся ближе к основному водородному скоплению, под воздействием потока нейтронов были переработаны во все элементы таблицы Менделеева. В статье приводятся ядерные реакции преобразования одних химических элементов в другие. После облучения основного водородного скопления нейтронами и появления в нем тяжелого и сверхтяжелого водорода, начались термоядерные реакции с выделением фотонной энергии и переход водородных скоплений в Звездное состояние. Они начали светиться. Выделение фотонной энергии Звездами привело к повышению концентрации фотонов во Вселенной, увеличению их давления и расширению Вселенной, что и происходит на современном этапе её развития. Объединение антипротонов, антиэлектронов (позитронов) с необходимым спектром фотонов создавало устойчивые атомы антиводорода и антинейтроны, а их скопления – сгустки антиматерии во Вселенной
-
Исследование условий взаимодействия полистирол-азо-о-фенол-азо-роданина с ионами цинка и кадмия
Краткое описаниеСо времени промышленной революции, ежегодно в воду выбрасывается огромное количество загрязняющих веществ, большую часть которых занимают токсичные металлы. Они широко распространены в окружающей среде, а их накопление представляет угрозу здоровью человека. Известно, что кадмий и цинк при повышенных концентрациях негативно влияют на природу. В современных технологиях очистки сточных вод широко применяют полимерные сорбенты с хелатообразующими свойствами. Использование полимерных хелатообразующих сорбентов (ПХС) позволяет осуществить индивидуальное или групповое выделение микроэлементов из больших объемов растворов сложного состава, снизить предел обнаружения, устранить или значительно снизить влияние макрокомпонентов, что повышает эффективность очистки. В данной статье приводятся результаты исследования условий взаимодействия ионов цинка (II) и кадмия (II) с полимерным хелатообразующим сорбентом – полистирол-азо-о-фенол-азо-роданином. Установлены оптимальные значения условий сорбции ионов цинка (II) и кадмия (II). Изучено мешающее влияние макро- и микрокомпонентов вод на сорбцию исследуемых ионов. Максимальная десорбция ионов металлов достигается промыванием концентрата 10 мл 2 М раствором соляной кислоты. Полученные данные свидетельствуют о перспективности использования изучаемого сорбента для концентрирования и выделения ионов цинка (II) и кадмия (II)
-
Проблема дефиниционного формирования концепта “Muslim World”
Краткое описаниеВ статье рассмотрены особенности репрезентации концепта “Muslim World” в современном англоязычном дискурсе. Основываясь на достижениях когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, представляется возможным исследовать концепт “Muslim World” как феномен англоязычной лингвокультуры. В ходе исследования были рассмотрены различные подходы к определениям самого понятия «концепт». В статье представлен дефиниционный анализ лексемы “Muslim” и “World” в толковых словарях английского языка. На основе полученных данных сделан вывод о том, что словари определяют понятие “Muslim” прежде всего, как человека – последователя определенного вероисповедания. Можно говорить о том, что концепт “Muslim world” функционирует в социально-понятийном познании как одно из проявления человеческого мира и используется применительно к действительности культурно- исторической общности исламского народа. В системе теории познания данный концепт выступает как образ действительности. При этом дальнейшее изучение исламского мира как объективно сложившейся определенности приемлемо производить с учетом взаимного обогащения с социальной реальностью других народов. “Muslim world” в соответствии с принципом всеобщей связи явлений развертывает свой потенциал в современном мире и появляется возможность установления отношений между людьми, природой и обществом, а также их взаимное влияние друг на друга
-
Влияние длины плодовых лоз на урожайность и качество винограда сорта Молдова
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описаниеВ статье изложены результаты изучения влияния различной длины плодовых лоз при одинаковой нагрузке кустов глазками на урожайность и качество винограда сорта Молдова. Установлено, что биологические показатели плодоношения сорта Молдова улучшаются при удлинении плодовых лоз с учетом погодных условий. Укорачивание лоз повышает прорастание и степень плодоносности угловых глазков и замещающих почек. Урожайность увеличивается при удлинении плодовых лоз. Она определяется степенью плодоносности глазков по длине лозы, развитием зачатков соцветий в почках зимующих глазков, массой грозди, ягод и числом ягод в гроздях. Оптимальной является обрезка лоз на 10-12 глазков. Гармоничный вкус, масса грозди и ягоды, коэффициент транспортабельности определили высокий выход стандартного винограда (85,6- 86,4%) при разной длине плодовых лоз. Наибольшую продуктивность листьев обусловливает обрезка плодовых лоз на 10-12 глазков. Сила роста побегов и объем прироста кустов уменьшаются при удлинении стрелок. При длинной (10-12 глазков) обрезке лоз наблюдается наиболее умеренный рост побегов. В степени вызревания побегов при различной длине лоз значительной разницы нет. С целью повышения урожайности винограда сорта Молдова в центральной зоне Краснодарского края, целесообразнее плодовые лозы обрезать на 10-12 глазков
-
06.00.00 Сельскохозяйственные науки
Краткое описаниеВ статье приведены результаты изучения механического состава гроздей и биохимические характеристики черноягодных винных клонового достоинства шести сортов винограда Каберне-Совиньон, Каберне фран, Мерло, Саперави, Цимладар, Пино черный для производства сока прямого отжима и купажирования. Изучаемые сорта по показателю строения грозди можно разделить на три группы – Пино черный (21,1), Каберне фран и Цимладар (18,7 – 17,5), Каберне-Совиньон, Мерло, Саперави (16,5 – 16,8), а по показателю сложения грозди на две группы – Цимладар (17,6), Каберне–Совиньон и другие (15,6 – 16,4). Структурный показатель гроздей сортов варьировал от 5,2 до 5,9, ягодный показатель – от 62,1 до 83,4, выход сусла от 74,2 до 76,3 %. Содержание сахаров и кислот в ягодах у всех сортов благоприятно для производства соков. Содержание винной кислоты наибольшее в соке сортов Каберне-Совиньон, Пино чёрный, яблочной кислоты - в соке сортов Саперави, Мерло, Цимладар, лимонной кислоты – в соке сортов Цимладар, Каберне-Совиньон, Саперави. Отношение содержания винной кислоты к содержанию яблочной в соке сортов Каберне-Совиньон 2,9:1, Каберне фран 2,6:1, Пино чёрный 2,5:1, Мерло и Цимладар 1,6:1, Саперави 1,1:1. По содержанию катионов калия, натрия, магния и кальция выделяются сорта Каберне-Совиньон и Каберне фран. Наименьшее содержание катионов калия и магния у сорта Цимладар, натрия – у сортов Мерло и Саперави, кальция – у сорта Саперави. Отличную дегустационную оценку получили соки сортов Каберне-Совиньон, Саперави, Цимладар, хорошую – сортов Каберне фран, Мерло, Пино чёрный. Лучший купажный сок получен при смешивании соков из сортов винограда Каберне-Совиньон и Пино чёрный в соотношении 70:30, Саперави и Пино черный в соотношении 50:50. Из винограда получаемых сортов можно производить соки и сортовые по названию ампелографического сорта и купажные для расширения ассортимента