07.00.00 Исторические науки
-
Источники и методы их обработки в произведениях Хан-Гирея
Краткое описаниеCтатья посвящена источниковой базе произведений Хан-Гирея. Выделяется два типа источников, использованных Хан-Гиреем: исторические и историографические. В свою очередь, исторические условно подразделяются на письменные, вещественные и источники устного происхождения. Рассматривается отношение Хан- Гирея к проблеме достоверности источников, ответственности авторов за приводимые сведения. Делается вывод, что в трудах Хан-Гирея устные источники являются преобладающими, все остальные, в том числе историографические, выступают как вспомогательные. При этом подчеркивается, что в данный период только устные источники, происходили из адыгской среды, все остальные были свидетельствами других культур. Выявлено отношение Хан-Гирея к фольклору как историческому источнику и методы работы с ним. Определены остальные виды устных источников, такие как собственные знания и воспоминания Хан-Гирея и свидетельства очевидцев. Проведен анализ методов работы Хан- Гирея с историографическими источниками. В конце статьи сделан вывод, что источниковая база произведений Хан-Гирея по объективным причинам носит ограниченный характер, хотя традиция использования большинства источников, привлеченных им, утвердилась в историографии
-
Краткое описание
В статье исследуются процессы трансформации традиционной духовной и общественно-политической культуры сельского населения Кубани в условиях социалистической модернизации 1950-1980-х годов
-
К вопросу о причинах развития протестантизма на Юге России (конец XIX – начало XX вв.)
Краткое описаниеВ данной статье рассматриваются причины развития протестантизма на Юге России в конце XIX- начале XX вв. Среди населения юга России получает распространение штундбаптизм. Ряды протестантов пополнялись за счет социальных слоев, связанных с развитием капиталистических отношений в городе и деревне. Появление и развитие протестантизма – это важный признак капитализации, европеизации России. К началу XX века баптизм широко распространяется по всему Югу России. В конце XIX – начале XX века на Юге России наблюдался и такой процесс, как переход из православия в протестантизм казаков. В статье рассматривается русский протестантизм – старообрядчество. В 1883 году стало возможным свободное отправление старообрядческого культа. Русский протестантизм обрел почти полные права
-
Консервативная российская общественность в борьбе за ревизию основ судебной реформы 1864 г.
Краткое описаниеВ статье освещены основные этапы эволюции судебной системы имперской России в свете реформы 1864 г., осмыслено содержание общественных дискуссий по проблемам развития российского правосудия
-
Краткое описание
В статье рассмотрено становление адыгского краеведения, как фактора интеграции региона в советское геополитическое пространство в 1920-е гг. Статья выполнена в рамках регионального конкурса: «Северный Кавказ: традиции и современность» 2014 г. – Краснодарский край. 14-11-23007 тип проекта «А (Р)», тема: «Роль национальной интеллигенции в инкорпорации Северного Кавказа в российское геополитическое пространство к. ХIХ в. – 20-е гг. ХХ в. (по материалам адыгских народов)». Становление советского национального краеведения благодаря адыгской интеллигенции начался в 20-е гг. ХХ в Активное участие интеллигенции в краеведческом движении было вызвано и тревогой за судьбу культурно-исторического наследия и культуры в целом, и изменениями в условиях труда и быта. Повсеместно возникали разные по формам и масштабам краеведческие организации, которые ставили перед собой единые задачи: всесторонне изучить родной край, распространять знания об Отечестве в народе. Изучение края было неразрывно связано с выявлением, собиранием, учетом, охраной и использованием всех разнообразных памятников истории и культуры. "Золотой век" национального краеведения пришелся на первое послереволюционное десятилетие. В этот период усилиями национальной интеллигенции, объединенной как в рамках краеведческих организаций, так и ведущих самостоятельную исследовательскую деятельность, была проделана большая организационная, исследовательская работа послужившая основой дальнейшей научно-исследовательской деятельности. Происходило интенсивное накопление источников, появлялись работы, посвященные различным сюжетам национальной истории, предпринимались попытки написания обобщающих трудов, устанавливалось сотрудничество с региональными и центральными краеведческими и научными организациями
-
Краткое описание
Данная статья посвящена исследованию тех социально-политических процессов, которые в годы Гражданской войны происходили в сфере существования российской семьи. Автор рассматривает характер внутрисемейных и социокультурных связей населения России в данный период, особенности процессов видоизменения и трансформации семейных ценностей, политику нового руководства страны, пришедшего к власти в октябре 1917г. в отношении традиционной российской семьи, анализирует причины попыток реформирования, постоянно предпринимаемых властью, в этой сфере жизни российского общества. Происходившие после Октябрьской революции 1917 г. в российском обществе изменения имели настолько глубокий характер, что вызвали к жизни мысли о том, должна ли вообще существовать семья как ячейка общества в ее традиционном виде или наступило время полного отрицания семейных ценностей, ликвидации семьи как особого социального института и формирования каких-то новых форм межполового взаимодействия мужчин и женщин в соответствии с изменившимися социальными условиями, таких форм, которые сделают их отношения более свободными и раскрепощенными в социальном плане. Новые декреты и законы, принятые после Октября 1917 г. большевистским правительством, способствовали трансформации всей системы семейных связей, они изменили саму основу существования прежней семьи и диктовали новую социальную реальность, в которой уже не было места ценностям прошлого. Все то, на чем базировалась традиционная семья в России, по сути отменялось и вводились новые нормы и правила семейной жизни, диктуемые представлениями большевистских идеологов о характере отношений между полами
-
Культура советской торговли в колхозной деревне в послевоенное десятилетие
Краткое описаниеВ статье на основе анализа материалов советской периодической печати послевоенного десятилетия предпринята попытка анализа деятельности торговых предприятий, направленной на удовлетворение покупательского спроса сельского населения. По мнению автора, отмена карточной системы в СССР в 1947 г. не достигла заявленных целей: возрастающий спрос населения удовлетворить не удалось, и сохранение дефицита товаров широкого потребления привело к возникновению новых социальных связей и отношений между лицами, включенными в властную вертикаль, и работниками торговых учреждений, а основная масса сельского населения снабжалась товаром по остаточному принципу. Многие торговые учреждения в колхозной деревне не успели подготовиться к работе в условиях бескарточной торговли и вследствие этого, в первые дни, реформы не работали. В сельской местности остро ощущался дефицит продовольственных и промышленных товаров: спичек, керосина, одежды и т.д. Сельские жители нередко сталкивались с грубым отношением к себе со стороны работников торговли и с антисанитарными условиями, царившими в торговых заведениях. Во многих населенных пунктах график работы магазинов продавцами не соблюдался, и это доставляло еще одно неудобство сельскому населению
-
Культурные веяния России в послереволюционный период
Краткое описаниеСтатья посвящена изучению художественная жизнь страны в послереволюционный период, которая характеризовалась активной творческой деятельностью, многообразием и в какой-то степени противоречивостью в культуре. Подчеркивается, что переворот, произошедший в 1917 году, послужил толчком как развитию отдельных направлений в искусстве, так и культурной сферы в целом. Делается вывод о том, что основной характерной чертой искусства как компонента культуры революционной страны было поддержание идей большевиков и пропаганда новой власти, а также подчинение новому правительству каждой из сфер культурной деятельности России. Акцентируется внимание на том, что развитие искусства и культуры в столь сложные и напряженные послереволюционные годы в стране не только не остановилось, но и даже продолжило свой подъем. Большевики понимали специфическую роль искусства, которая проявляется в том, что оно выступает средством социально-психологического воздействия. Ведь искусство предоставляет человеку возможность по-своему пережить жизнь тех, кто делал историю или творит настоящее. Поэтому о многом именно через искусство человеку становится ясней и доступней смысл политических, классовых и экономических отношений. Культура страны после судьбоносного Октября своеобразно отразила изменения, произошедшие в стране и само время, наполненное множеством событий. Каждый из видов искусства по-своему передает дух той эпохи, атмосферу, царствующую в послереволюционном обществе. В статье говорится о том, что советская культура все активнее наполнялась пролетарским, интернационалистским, социалистическим содержанием. Поэтому столь характерным для того времени было стремление к проникновению искусства в повседневную жизнь людей
-
Мифы и реалии революций 1917 года
Краткое описание2017 год объявлен годом «100-летия Великой российской революции» или как еще её называют «Великой Русской революции». Таков посыл был дан в Послании Президента нашей страны В.В. Путина Федеральному Собранию РФ. Авторы в своей статье справедливо и аргументировано отмечают, что если Февральская буржуазная революция, несмотря на целый ряд объективных причин, всё-таки была верхушечным, дворцовым переворотом, то Октябрь 1917 года был именно революцией, а не каким-то большевистским заговором. Почему революция, а не переворот. Авторы доказывают и убеждают читателя, что это по своей сути была межформационная социалистическая революция, которая кардинально поменяла общественный строй и форму собственности. В статье доказывается, что дворцовый переворот, совершенный в Феврале и приведший к власти «политиков во фраках», в силу их бездействия и неумелости в политическом руководстве страны привел к победе Октября 1917 года. Ни один животрепещущий вопрос: о войне, о мире, о земле, о фабриках и заводах, о форме государственного устройства, Временным правительством не был разрешен. Поэтому в силу объективных и субъективных причин грянула победа Великой Октябрьской социалистической революции
-
Мусульманские праздники в политике Третьего рейха среди горцев Северного Кавказа в 1942-1944 гг.
Краткое описаниеВ статье рассматривается место мусульманских праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам в политике фашистской Германии среди горцев Северного Кавказа. Реализуя «северокавказский эксперимент», основанный на спекуляции издержками довоенной политики советской власти, оккупационный режим определил исламским праздникам особую роль в демонстрации своих «благих намерений» и пропаганде среди горцев. Авторская концепция основывается на тезисе о том, в условиях немецко-фашистской оккупации горских областей мусульманские праздники, отличавшиеся сильным внешним содержанием, стали частью не только религиозной, но и этнополитической, социальной и экономической политики Третьего рейха и служили средством «политического обеспечения» фашистского господства в регионе. На основе архивных документов и материалов берлинской газеты «Газават» автор раскрывает предпосылки, ход и последствия празднования Ураза-байрам и Курбан-байрам на оккупированном Северном Кавказе в октябре и декабре 1942 г., а также место исламских праздников в антисоветской пропаганде среди горцев в частях вермахта. Хронологические рамки исследования обусловлены тем, что именно в 1942-1944 гг. мусульманские праздники входили в арсенал политики Третьего рейха среди мусульман Европы, Северной Африки и Ближнего Востока