13.00.00 Педагогические науки
-
К повышению качества диссертаций и оптимизации работы диссертационных советов
Краткое описаниеИзвестно, что базой развития фундаментальных и прикладных наук, кроме НИИ, являются вузы. Интеграция научных разработок высшей школы в производство происходит в разных формах и во многом определяется качеством подготовки, в том числе защиты диссертаций, научно- педагогическими кадрами вуза. В статье подвергаются критике позиции Министерства образования и науки РФ, ВАК и РАН РФ, направленные на повышение качества работы диссертационных советов и уровня диссертаций, в основе которых - оптимизация сети диссертационных советов, в том числе их объединение, повышение уровня членов диссертационных советов. Предлагается ряд мероприятий и конкретные требования к содержанию диссертаций, а также к научным руководителям диссертаций, официальным оппонентам, диссертационным советам и их членам, сотрудникам ВАК. Внедрение в практику работ диссертационных советов рассмотренных предложений, касающиеся повышения уровня диссертаций, в один комплекс мероприятий, позволит оптимизировать сеть диссертационных советов, повысить качество их работы
-
Основные направления профессионально-личностного саморазвития будущих педагогов в вузе
Краткое описаниеВ статье обосновывается, что формировании нового содержания и форм профессиональной подготовки будущего педагога в вузе необходимо осуществлять с акцентированием на его способность к саморазвитию, а точнее, на профессионально- личностное саморазвитие. Рассматриваются следующие направления, характеризующие профессионально-личностное саморазвитие будущих учителей математики: организация образовательного процесса с выраженной ориентацией на будущего учителя математики; интеграция образовательных технологий саморазвития личности студента – будущего учителя математики, направленных на формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, способности к самообразованию; формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих учителей математики как через традиционные средства общения в учебном процессе, так и через дистанционные (компьютерно-опосредованная коммуникация); актуализация рефлексивности личности будущего учителя математики; развитие потребностно- мотивационной сферы, основанной на профессиональных мотивах и интересах, готовности к самосовершенствованию в профессиональной деятельности. Показано, что процесс профессионально-личностного саморазвития будущего учителя математики в образовательном процессе вуза будет эффективным, если все эти направления будут проявляться в совокупности, неразрывно друг от друга
-
Адаптация выпускников сельскохозяйственного колледжа к профессиональной деятельности
Краткое описаниеВ статье освещены вопросы подготовки выпускников колледжа к профессиональной деятельности, к рыночным отношениям и рынку труда; экономическая и социальная адаптация молодых людей включает в себя формирование профессиональных качеств, стремления к качественному труду, положительное отношение к изменениям на производстве, умение работать в коллективе, развитие предпринимательских характеристик, инициативность и ответственность. Раскрывается сущность психолого-педагогического сопровождения. В психолого-педагогической литературе психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности, которая обеспечивает создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности; психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса включает в себя педагогические и психологические закономерности обучения и воспитания, наработанные приемы и технологии, опыт педагогического состава на практике. Целью психолого-педагогического сопровождения в условиях среднего профессионального образования является создание благоприятной обстановки для успешного личностного развития, обеспечения социального и профессионального самоопределения, самореализации и становления, сохранения психологического здоровья участников учебно-воспитательного процесса. Работа по адаптации выпускников к профессиональной деятельности проводилась на базе ГАОУ АО СПО «Черноярский губернский колледж» Астраханской области
-
Проблемы реализации педагогических моделей студийных концепций в развитии туристских дестинаций
Краткое описаниеАвторы статьи делают попытку сформулировать основные противоречия и проблемы реализации студийных концепций устойчивого развития туристских дестинаций в системе непрерывного профессионального туристского образования. Устойчивое развитие туристских дестинаций – одно из непременных условий современного туризма. Для обеспечения устойчивого развитие туристских дестинаций, необходимо искать инновационные концепции и технологии, эффективные в современных социо-культурных, политических и экономических условиях. Одной из таких концепций является концепция студии устойчивого развития и научно-экспедиционного туризма, решения которой в области устойчивого туризма опираются, прежде всего, на культурное и природное наследие дестинации, на ее культурно-исторический потенциал и духовные ценности. Основным методом работы студии с туристскими дестинациями является научно-экспедиционной туризм. Внедрение таких концепций в систему профессионального туристского образования могло бы послужить опорой устойчивому развитию международного туризма. Однако существует ряд проблем по внедрению концепции в систему непрерывного профессионального туристского образования, отраженных в статье. Авторами формируются рекомендации, связанные с теоретической и практической неразработанностью моделей профессиональной подготовки студентов туристских вузов к реализации студийных концепций в развитии туристских дестинаций на базе студии ЮНЕСКО и научно-экспедиционного туризма
-
Краткое описание
В статье обосновывается модель программно- диагностического сопровождения процесса формирования военно-профессиональной направленности молодых офицеров, включающая четыре структурных блока: целевой, этапов, деятельностный и оценочно-результативный
-
Искажение мировоззрения нации через несовершенство учебного процесса и иррациональная компонента
Краткое описаниеВ качестве методологического подхода к оценке качества и результативности российского образования школьников выделено сравнение современного уровня получаемых знаний, присущего той или иной системе школьного обучения и воспитания граждан, с примерами выдающихся образованных людей России, всего мира и лучшими практиками зарубежных стран. Автором представлен парадокс сочетания единства требований при сдаче ЕГЭ и ГИА и высокого уровня формализации, значимости администрирования с крайней степенью вариативности учебных программ для школьников и отсутствия стандартов качества практик преподавания. На основе проведенного автором анализа и обобщений сделаны также существенные, значимые для российского общества выводы о необходимости учета интересов семей коренного населения в получении государственных образовательных услуг надлежащего качества в условиях формирования значительной части контингента школьников и учителей за счет мигрантов и иммигрантов. На примерах учебников по русскому языку, литературе, обществознанию, истории, географии и биологии раскрывается противоречие между религиозным, с одной стороны, и, атеистическим с другой, подходами. В связи с выявленными противоречиями иррациональные вопросы должны более серьезно учитываться в учебных материалах для школьников и формирования более зрелого духовного и нравственного мировоззрения целой нации
-
Почтовая марка как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматриваются иллюстративные образы растения в почтовых марках разных стран, как ресурс информации по истории агрономии. Показана технология образовательного процесса. Первое – создание базы образов, второе – анализ, сравнение, интерпретация и поиск новой информации на основе почтовых марок. Анализ представленных образов позволил выделить несколько тематических блоков. Агрокультуры, возделываемые в стране, историю распространения растений, технологию переработки, продукт экспорта и популяризацию агрономических знаний посредством сельскохозяйственных выставок. Объект анализа – почтовая марка. В марках отражается вся жизнь человека, его история и современность, окружающая среда, сельское хозяйство, достижения науки, культуры и искусства. Марка является своего рода «визитной карточкой страны», она является и свидетелем эпохи. Главная идея базы образов на основе почтовых марок – получение новых знаний об объекте путем сбора изображений, визуального анализа, поиска информации и проработки материала; по сути, нового подхода к получению новых знаний, мотивированного и увлекательного подхода овладением научной информацией. Созданная база образов по истории агрономии на основе почтовых марок позволяет активно использовать их в учебном процессе, и могут выступать отдельными темами для исследований
-
Краткое описание
В статье рассматривается социально-культурная анимация, которая позволяет стимулировать интеллектуальную, физическую и эмоциональную жизнь детей и подростков, содействовать им в достижении более высокой степени самореализации, самовыражения и причастности к коллективу. На сегодняшний день слово коллективизм почти утратило своё значение. Опираясь на труды А.С.Макаренко, можно констатировать, что воспитание детей и подростков в духе коллективизма – это гораздо тяжелее и непросто, нежели воспитывать и «подпитывать» эгоистов. Но и результаты воспитания в коллективе и через коллектив будут намного положительнее и продуктивнее для общества в целом. При этом не происходит утрачивание индивидуальности каждой личности, а, наоборот, происходит раскрытие и развитие способностей каждого индивида. Поэтому социально-культурной анимации может стать одним из самых эффективных методов воспитание коллективизма у детей и подростков
-
Краткое описание
В статье рассматривается процесс обучения как основной инструмент формирования индивидуальности обучающихся с учетом их возможностей и потребностей в условиях современной образовательной парадигмы. Рассматривается проблема повышения эффективности процесса обучения путем его оптимизации. Произведен анализ процесса оптимизации с позиции разных образовательных парадигм. Описаны принципы оптимизации обучения, выделен принцип оптимальности. Определены педагогические условия, оптимизирующие учебно-воспитательный процесс. Также в статье говорится о таких разделах, как педагогическая эргономика и валеология. Рассмотрен и проанализирован критерий учета санитарно-гигиенических норм в процессе обучения как один из эффективных способов повышения его эффективности. Выделены критерии оптимальности при определении уровня эффективности процесса обучения, необходимые для создания благоприятных условий процесса оптимизации, обозначены принципы оптимизации учебно-воспитательного процесса. В рамках исследования предложены определенные принципы и правила процедуры, соблюдение которых положительно влияет на успешность применения теории оптимизации в процессе обучения. Сделан вывод о положительных характеристиках теории оптимизации как способа повышения эффективности процесса обучения, способствующего удовлетворению индивидуального образовательного запроса в условиях современной образовательной парадигмы
-
Краткое описание
Приведены трактовки понятий «компьютерная и Интернет поддержка» педагогической деятельности, предложены два способа классификации учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики (УВР ИКД), на основании дидактических задач и структуры программных компонентов. Указаны противоречия, сложившиеся в практике информатизации образования. Изложена типология ресурсов ИКД и даны определения отдельных типов. Сделаны выводы из практики применения УВР ИКД в профессиональной деятельности педагогов