13.00.00 Педагогические науки
-
Академическое письмо на английском языке в Российском ВУЗе: проблемы и решения
Краткое описаниеВ статье анализируются сложности, связанные с введением в образовательную практику российских вузов новой учебной дисциплины – академическое письмо на английском языке. На основе обзора литературы, и привлечения данных анкетирования студентов, завершивших курс изучения дисциплины, выявлены сложности, связанные: с особенностями лингводидактической традиции, укоренившейся в практике преподавания иностранных языков; с недостаточно высоким уровнем престижа исследовательской деятельности в современных вузах; с конкретными параметрами учебной ситуации в НИУ ВШЭ-Нижний Новгород. Ответом на эти вызовы может быть предложенный для этой академической дисциплины алгоритм действий: анализ как объективных, так и субъективных сложностей, связанных с природой преподаваемой дисциплины; анализ потребностей целевой аудитории, для которой будет прочитан этот курс; последующая разработка учебных материалов, в которых содержатся ответы на все возникающие в процессе преподавания вопросы. Разработка собственных материалов и создание на их основе пособия, отвечающего потребностям конкретной целевой аудитории, рассматривается как эффективный способ формирования положительной мотивации к предмету у студентов и, как следствие, оптимизации учебного процесса в целом
-
Краткое описание
Коллективизм - это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в детском и подростковом коллективах достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием детей и подростков в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед ребятами перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций. Некоторые из перечисленных путей и средств можно объединить под одним названием - социально-культурная анимация. Социально-культурная анимация является эффективным педагогическим методом в процессе образования подрастающего поколения, её направленность на индивидуальность человека, свободная обстановка, открытие и развитие личностных качеств и умений, формирование мировоззрения, прослеживается в педагогики. В статье рассматривается педагогический аспект влияние социально-культурной анимации, организуемой в условиях свободного общения, стимулирующей содержательный обмен духовными ценностями, формирующей эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию детей и подростков, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества
-
Культурологический подход как методологическая основа патриотического воспитания курсантов
Краткое описаниеИстория Отечества – наглядное подтверждение факта, что во все тяжелые времена, патриотизм народа был и есть той мощной духовной силой, который поднимал россиян на борьбу с сильным и коварным врагом и обеспечивал в итоге полную и безапелляционную победу. Приобретение феноменом «патриотизм» статуса «национальной идеи», провозглашенной В.В. Путиным, выдвигает патриотизм на роль ведущего фактора сплочения российского социума, консолидации всех прогрессивных сил в интересах дальнейшего развития демократии в нашей стране, укреплении экономической и оборонной мощи государства. В этом плане важнейшим направлением работы в вузах является патриотическое воспитание учащихся – молодого поколения, которому в ближайшем будущем предстоит принять ответственность за страну и судьбы России. Данное обстоятельство требует поиска и применения научной методологической основы исследования феномена патриотизм. В этом плане авторы предлагают применить возможности культурологического подхода. Отечественная культура обладает колоссальным педагогическим потенциалом, ее возможности в деле патриотического воспитания применены еще не в полную силу. В то же время культурологический подход как методологическое основание позволяет обогатить и разнообразить процесс патриотической деятельности, сконцентрировать усилия на действенную работу с личностью, как центральной фигуры воспитательной работы. Одновременно и сам воспитатель выступает как активный участник воспитательной деятельности, становясь партнером и наставником воспитуемого. В статье авторами на основе анализа работ отечественных ученых раскрывается сущность культурологического подхода, показана его роль в патриотическом воспитании курсантов морского вуза
-
Краткое описание
В статье представлен междисциплинарный подход к обучению технологии программирования в рамках изучения дисциплины «Теория и технология программирования», основанный на реализации междисциплинарных связей с финансовой математикой на примере разработки калькуляторов финансовых вычислений. Значимость междисциплинарных связей в педагогике высшего образования обусловлена переходом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения к компетентностной модели подготовки выпускника. Освоение методов финансовых вычислений с помощью инструментального программного обеспечения будет способствовать формированию профессиональных компетенций в проектно- технологической деятельности как способности применять инструментальные средства и технологии программирования на основе профессиональной подготовки, обеспечивающие решение задач системного анализа и управления (ПК-8). Выбор для разработки инструментального программного обеспечения методов финансовых вычислений позволит не только совершенствовать заявленные в ФГОС высшего образования профессиональные компетенции в проектно-технологической деятельности для обеспечения решения задач системного анализа и принятия управленческих решений, но и развивать учебно- междисциплинарные связи через обогащение содержания учебной дисциплины/модуля знаниями другой дисциплины
-
Прагматический аспект семиотического подхода в обучении иностранному языку в высшей школе
Краткое описаниеУспешность общения в обучающей среде заключается в организации учебного процесса таким образом, когда он максимально комфортен для демонстрации обучающимся своих знаний и для контроля этих знаний педагогом. Учесть разнообразие индивидуальных профилей интеллекта в пределах одной образовательной системы позволяет использование семиотического подхода, который выражается в отборе содержания, организации деятельности и системе оценивания. Развитие когнитивных компетенций позволяет снять трудности у обучающихся, возникающие в связи с большим объемом информации, ее осмыслением и выражением собственной точки зрения путем использования сложных языковых конструкций. Семиотический подход предполагает использование вариативных и инвариантных заданий, что может гарантировать ситуацию успеха студентов с разными уровнями подготовки. Технология оценивания сформированности компетенций строится по принципу семиотического результата и реализуется в использовании балльно-рейтинговой системы, которая предусматривает наличие текущего, промежуточного и итогового контроля. Данная система дает возможность студенту получить суммарную положительную отметку за период обучения, что освобождает его от сдачи экзамена. Cсоздаётся положительная мотивация к изучению языков, снимается стрессовая составляющая, что приводит к высокой эффективности процесса обучения
-
Система оценки знаний и рейтингового тестирования студентов
Краткое описаниеВажное значение имеет вопрос повышения объективности оценки текущих и остаточных знаний студентов по изучаемым дисциплинам. На основе этой оценки преподаватели скорректируют рабочую программу и календарно-тематический план по дисциплине, формы и методики обучения в целях обеспечения высокого уровня знаний, позволяющего формировать необходимые компетенции и навыки будущих специалистов. В статье предложена система оценки знаний студентов и определения их рейтинга, учитывающая квалификацию преподавателей, которые проводили у них занятия. Оценка знаний определяется как по одной дисциплине, так и по всем дисциплинам за семестр, учебный год и период обучения. При этом знания студентов по дисциплине оцениваются по результатам выполнения тестовых заданий с учётом текущих оценок, полученных в семестре, и экзаменационной оценки. Рассмотренная система оценки качества знаний студентов и определения их рейтинга повысит достоверность оценки. Кроме того, возрастёт эффективность образовательного процесса, поскольку по результатам оценки знаний студентов и квалификации преподавателей, заведующие кафедрами и деканы будут принимать решения о повышении квалификации преподавателей, показавших низкие результаты
-
«Иконография кукурузы» в курсе «История и методология научной агрономии»
Краткое описаниеВ статье рассматриваются иллюстративные образы растения кукурузы на примере произведений живописи, керамики, почтовых открыток, советского агитационного плаката и фарфора, марок. Показана технология образовательного процесса. Первое – создание базы образов, второе – анализ, сравнение, интерпретация и поиск новой информации. В работе использован метод скетчей, как основа иконографии образов растений. Анализ изображений растений кукурузы, собранный в библиотеке образов - иконография, позволил получить информацию об истории и скорости распространения ее в Европе, выделить видовые особенности, технологию возделывания и использования в России, аномалии развития, историю генетических исследований. В работе показаны на примерах картин великих художников видовое разнообразие растений кукурузы на основе анализа початка, явление ксенийности, затронуты вопросы мобильных генетических элементов. Отмечены особенности возделывания кукурузы в России, показана популяризация злака в произведениях искусства. Главная идея базы образов – получение новых знаний об объекте путем сбора изображений, визуального анализа, поиска информации и проработки материала, по сути нового подхода к получению новых знаний, мотивированного и увлекательного подхода овладением научной информацией
-
Краткое описание
В статье рассматриваются проблемы формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыкальной литературы на современном этапе, сущность и структурно-содержательные компоненты исследуемого феномена в контексте данного исследования, вопросы интеграции музыкознания, музыкальной педагогики с различными видами искусства, музыкальной информатикой
-
Краткое описание
Рассматриваются вопросы размещения информации на сайте учебной организации на примере учебного расписания. Анализируется достоинства и недостатки традиционного подхода. Рассматриваются вопросы планирования расписания преподавателей-совместителей. Предлагается подход к увеличению качества организации учебного процесса, позволяющий оперативно размещать и вносить изменения в учебное расписание на примере системы «Электронное расписание»
-
О перспективах развития системы образования в России
Краткое описаниеСтратегической задачей, решение которой позволит ускорить развитие экономики, является реформирование системы образования, которое должно быть сосредоточено на улучшении качества подготовки выпускников средних и высших образовательных учреждений. В статье раскрываются основные причины низкого качества подготовки выпускников школ и вузов в нашей стране. Автором предлагается комплекс организационно-методических мероприятий, внедрение которых приведёт к значительному улучшению качества подготовки выпускников средних и высших образовательных учреждений. К этим мероприятиям относятся: разработка стратегического плана развития системы образования, профессиональных стандартов для сотрудников управленческого аппарата сферы образования, номенклатуры дел основных структурных подразделений образовательных учреждений, системы подготовки контингента для вузов, системы подготовки специалистов высшего звена, оценки качества знаний студентов и их трудового потенциала, системы подготовки научно-педагогических кадров и повышения их квалификации, паспортов выпускников средних и высших учебных учреждений и паспортов квалификации преподавателей, учителей и сотрудников управленческого аппарата сферы образования, системы патриотического воспитания обучающихся средних и высших образовательных учреждений, критериев оценки эффективности работы и способности образовательного учреждения давать качественные знания. Обязательным условием достижения высоких результатов в образовательной деятельности является повышение статуса и престижа профессии педагога образовательного учреждения