13.00.00 Педагогические науки
-
Краткое описание
В статье изложены процедуры построения теоретических моделей, иллюстрирующих процессы применения учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики в профессиональной деятельности педагогов, а также их создания на основе разработанных программных компонентов. Предложены три модели, дающие педагогам ориентиры для обоснованного выбора УВР ИКД, для создания электронных образовательных ресурсов в соответствии с требованиями Государственного стандарта, для генерирования новых типов ресурсов
-
Образы растений в картинах художников как ресурс информации по истории агрономии
Краткое описаниеВ статье рассматривается вопрос применения иллюстрации на основе произведений искусства как ресурса информации по истории научной агрономии, а в частности селекции растений. В работе мы использовали произведения искусства, как отдельный самостоятельный ресурс информации в нескольких задачах: как база образов по археогенетики ряда сельскохозяйственных культур (тыквы, лагенарии, патиссона, люфы), как инструмент визуальных заметок по селекции растений, как самостоятельный материал при анализе интродукции сельскохозяйственных растений. В задачу нашего исследования входило создание базы образов сельскохозяйственных растений на основе произведений живописи прошлых веков, как демонстрацию развития научной селекции сельскохозяйственных растений. В этой связи для достижения поставленной цели были собраны образы сельскохозяйственных растений с 15 по 21 века, приведены их современные аналоги. Произведения живописи в учебном процессе по курсам дисциплин «История агрономии» можно рассматривать как: объект анализа; материал для изучения; инструмент сбора информации, ресурс информации по отдельным признакам. Общим критерием подхода к живописи, как инструменту анализа, является то, что иллюстрация, изображение того или иного биологического явления, воссоздает форму, сущность объекта исследования или явления. Показано, что использование произведений живописи, как документальный образ изменения растений, на наш взгляд является интересным и актуальным методическим подходом в современных образовательных технологиях. Анализ художественных картин позволяет обучающимся глубже проникнуть в образ исследуемого объекта, узнать дополнительно о времени создания живописного произведения, проявить самостоятельную творческую активность в поиске ресурса информации
-
Краткое описание
В статье рассматриваются вопросы представления учебного материала с помощью словесной и визуальной метафоры. Анализируются функции метафоры такие как: репрезентативная, которая представляет новое явление и новый объект. Вторая функция – информационная, т.е. метафора дает первоначальную информацию. Третья функция называется орнаментальная, где метафора украшает научную речь, делает ее более насыщенной. Четвертая функция метафоры – объяснительная, т.е. метафора поясняет смысл явления. Пятая функция – экономичная, т.к. метафора позволяет кратко охарактеризовать явления и процессы, которые при другом способе выражения трудно было бы описать. Шестая функция – наглядная, т.к. она создает образ, способствующий постижению данного явления. Представлены словесные и визуальные метафоры по каждой функции на примере преподавания дисциплин цитогенетика и генетический мониторинг. Для реализации в учебном процессе метафор в течение 2-х лет собирались словесные метафоры из научных статей и книг и подкрепляли их визуальными метафорами на основе произведений живописи. Показано, что метафора передает не только первичный смысл, а также позволяет воссоздать яркий и нестандартный образ. В некоторых случаях метафора может выступать дополнением к освоению новых тем курса, но иногда и быть главным акцентом в подаче материала
-
Этапы развития идеи государственного патриотизма в морских учебных заведениях России
Краткое описаниеРазвитие политической, военной и экономической мощи Российской Федерации невозможно без развития государственного патриотизма как направления педагогической деятельности и патриотической работы, направленных на активизацию патриотического воспитания молодежи, в том числе и курсантов морских вузов. В этом плане некоторый позитивный опыт державно-патриотического воспитания учеников и гардемаринов эпохи Петра Великого, в целом Российской империи и периода Советского Союза представляет большой интерес для современной педагогической теории и практики, воспитания современной флотской молодежи в духе беззаветной любви к Отечеству, его истории и традициям. Автор исходит в данной статьи из понимания государственного патриотизма как высокого чувства любви граждан к своей стране, а также глубокого осознания ими своего гражданского, профессионального и воинского долга перед своим государством и своим народом. В статье, с опорой на отечественные исследования и научные публикации анализируется процесс становления морского образования в России, а также генезис идеи государственного патриотизма и системы государственно-патриотического воспитания учащихся морских учебных заведений. Установлено, что государственный патриотизм, государственно-патриотическое воспитание как педагогическая проблема во все времена предполагало формирование у учащейся молодежи на основе патриотического идеала государственно-патриотического сознания, мировоззрения, позиции, государственно-патриотического поведения базирующего на высоких патриотических чувствах и убеждениях. Это направление всегда занимало особое место в духовной жизни общества, в педагогической науке и практике. Выполненный анализ позволил установить конкретные этапы развития идеи патриотизма, государственно-патриотического воспитания в морских учебных заведениях России, показать конкретную систему воспитательного воздействия характерную для каждого этапа
-
Образовательные технологии, развивающие визуальное мышление, в преподавании биологических дисциплин
Краткое описаниеВ статье рассматриваются вопросы визуального мышления и образовательных технологий. Отмечено значение визуального мышления в процессе обучения в вузе, определены основные его функции. Рассматриваются информационные технологии для курсов «История и методология научной агрономии», «Цитогенетика», «Генетический мониторинг». Обоснованы базовые постулаты формирования визуальной среды: умение собрать материал в соответствии с поставленной задачей и определить базовые акценты и провести через всю работу; способность сопоставлять художественное произведение с выбранной темой исследования. В качестве технологии рассматривается метод скетчей или визуальных заметов и метод визуальной метафоры. Метод скетчей или визуальных заметок лег в основу создания электронных баз данных, объединяющих образы растений в разных произведениях живописи. Визуальные заметки позволяют визуализировать учебную информацию путем перевода вербальных элементов этой информации в визуальные, т.е. «уметь мыслить визуально». Произведения искусства, как иллюстративная среда, в учебных курсах имеют несколько значений: иллюстративное или мотивационное; иллюстрация как источник информации для анализа изучаемого явления; наглядное, т.е. картины или произведения искусства как иллюстрация ответа студента, как результат его самостоятельного поиска. Визуальная метафора используется для пояснения материала, глубокого понимания и сравнения. Оба метода: метод скетчей и визуальной метафоры, позволяют узнавать предмет, анализировать, связывать и проводить аналогии с предметной областью и искать новые образы
-
Краткое описание
Исследование проблем развития российской системы бизнес-образования сегодня представляется актуальным ввиду серьезного воздействия факторов глобализации на мировых рынках, а также учитывая факторы рецессии мировой экономики и по существу необъявленной войны санкционных ограничений, направленных против экономики России и не имеющих под собой никаких обоснований, кроме политических. В статье представлены результаты анализа негативных и позитивных факторов развития российской системы бизнес-образования, на основании которых сделан вывод о том, что для дальнейшего развития российской системы бизнес-образования нужен новый подход. Он должен быть основан на формировании концептуальной модели, учитывающей современные реалии в сфере российской экономики. Авторами статьи изложены ключевые положения нового подхода, а именно: обеспечение роста профессионально-необходимых функциональных компетенций специалиста; изучение «эффективных практических методик», разумное сокращение продолжительности обучения по программам МВА; распределение обучаемых специалистов по степеням в зависимости от занимаемых ими должностей. Указанные выше положения позволили сформировать концептальную модель бизнес- образования, в основу которой положены четыре практических степени обучения специалиста. Кроме того, в статье обоснованы критерии оценки качества и состав требований, предъявляемых к современным программам бизнес-образования. Предложенные в статье новый подход и концептуальная модель развития российской системы бизнес-образования ориентированы на специалистов-практиков, которые хотят получить больше знаний за ограниченный период времени и вполне приемлемую стоимость обучения. Дальнейшее развитие российской системы бизнес- образования уже в самое ближайшее время покажет правомерность этого подхода
-
Визуализация рака губы и базально- клеточного рака кожи в высокочастотном электрическом поле
Краткое описаниеУ пациентов, наблюдали свечение в высокочастотном электрическом поле участков базально-клеточного рака кожи I - II стадии и у 60 рака губы I - II стадии. Диагноз был подтвержден гистологическим анализом удаленной опухоли
-
Краткое описание
Статья посвящена проблемам совершенствования системы профессионального образования, углубленной подготовке по иностранному языку для совместных Российско-Германских (Швейцарских, Французских и др.) предприятий. Рассмотрены новые перспективы и возможности, повышающие эффективность работы по подготовке кадров в свете нового федерального закона Российской Федерации об образовании, создание базовых кафедр ВУЗов на предприятиях, лигитирование новых сетевых форм для реализации сетевых программ. Предлагаются мероприятия по повышению качества обучения, привлечению высококвалифицированных специалистов предприятий, использование их научно-технической базы, связей предприятий с ведущими зарубежными организациями, применению новых образовательных технологий, проведению оценки профессиональных компетенций студентов по образовательным программам. В настоящее время особую роль играет иностранный язык, владение которым на современном этапе является непременным атрибутом успешного специалиста. Выполнен анализ существующих методик и курсов подготовки по иностранным языкам. Предлагается система подготовки иностранного языка на базе учебно-производственного кластера, позволяющего использовать не только профессорско-преподавательский состав и учебную базу ВУЗов, но и весь потенциал совместных предприятий, включая зарубежные стажировки. Предлагаемая система изучения иностранного языка предполагает обучение по следующим курсам: общий бизнес, специализированный бизнес, интенсивный разговорный, бизнес-тренинги и др. Предметное содержание спецкурсов ориентировано на профессиональную деятельность с применением интерактивных методов обучения, таких как ролевые игры, методов решения ситуационных задач, методов проектной деятельности, что способствует развитию умений анализировать, сопоставлять факты и события, обучаться автономно, работать в команде, выражать и отстаивать свою точку зрения
-
Проблемы развития современного высшего образования
Краткое описаниеСтатья посвящена актуальной проблеме современного развития высшего образования – повышению эффективности взаимодействия высших учебных заведений и работодателей при подготовке конкурентоспособных специалистов. В статье рассматриваются результаты исследования, в ходе которых учитывалась удовлетворительность работодателей уровнем подготовки выпускников вузов города Краснодара. Выявлены наиболее важные с точки зрения работодателей критерии качества подготовки специалистов. Проанализировано соотношения ожиданий и восприятия работодателями сформированности выявленных критериев качества подготовки выпускников. Выделена одна из важнейших причин несоответствия ожиданий работодателей и результатов деятельности высшей школы. Рассмотрена взаимосвязь между компетентностью выпускника и теми компетенциями, которые должны быть сформированы у него в ходе обучения. Выявлено несоответствие значимости основных компетенций по одному из направлений подготовки бакалавров и количеством часов дисциплин формирующих эти компетенции. Предложено усилить взаимодействие вузов и работодателей по поводу построения модели востребованного, компетентного специалиста. Отмечены недостатки количественного измерения уровня развития компетенций у выпускника. Рекомендовано совместно с работодателями разработать методику оценки результативности образовательной деятельности, которая будет выражаться в минимально допустимом, достаточном и продвинутом уровне компетентности выпускника. Инструмент оценки – фонд оценочных средств дисциплин. Для более объективного измерения сформулированности компетенций совместно с работодателями установлена доля элементов фонда оценочных средств по дисциплине
-
Краткое описание
С переходом вузов на подготовку бакалавров, встал вопрос о структуре, содержании и объеме выпускных квалификационных работ (ВКР), выполняемых выпускниками по окончании обучения в вузе. При этом, учитывая различную специфику в обучении специалиста и бакалавра, время, отведенное учебными планами на выполнение дипломного проекта специалиста и ВКР бакалавра, а также ряд иных факторов, простой перенос требований к выполнению дипломного проекта специалиста на требования к выполнению ВКР бакалавра представляется неприемлемым. Несмотря на уже имеющийся опыт подготовки и защиты ВКР бакалавров-строителей в различных вузах страны, состав работ, их структура и объем определяются неоднозначно. Различные подходы к выполнению ВКР бакалавров наблюдаются даже на разных выпускающих кафедрах одного факультета. Для наиболее успешного выполнения ВКР студентами, обучающимися по направлению 270800.62 «Строительство», профиль подготовки «Промышленное и гражданское строительство», выпускающей кафедрой для которых выступает кафедра строительного производства КубГАУ, нами разработаны требования к структуре ВКР. Совокупность данных требований представляет собой определенную систему, при которой студент самостоятельно, по согласованию с научным руководителем, выбирает один из предложенных вариантов структуры выполняемой им ВКР. Основные принципы формирования структуры ВКР, а также требования к ее объему и содержанию приведены в данной статье