13.00.00 Педагогические науки
-
О некоторых аспектах подготовки командира спасательного средства в морском ВУЗе
Краткое описаниеЕжегодно на морях в среднем происходят до 100 аварий, связанных с гибелью судов и людей. Высока доля аварийности и на судах Российской Федерации. Так, только в 2015 г. было совершено 72 аварийных случаев и погибло 86 моряков. Причины абсолютного большинства аварийных происшествий с судами: неудовлетворительное техническое состояние судна; ошибки и недоработки в ходе организационно-технологических мероприятий, связанных с судоходством; неблагоприятная гидрометеорологическая обстановка в районе плавания и ее негативное воздействие на судно; отрицательное действие «человеческого фактора». Вступление в действие ряда международных конвенций, кодексов и резолюций Международной морской организации (ИМО), национальных законодательных актов и нормативных документов, связанных с безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения водной среды, безусловно, способствует разрешению указанных проблем. Однако повсеместное сокращение численности экипажей судов увеличило нагрузку на судоводительский состав, и это обстоятельство порой становится фатальной для судна и экипажа. В случае гибели судна моряки могут спастись при помощи индивидуальных и коллективных спасательных средств. Для этого, в соответствии с требованиями ИМО и учебными планами, будущий командный состав транспортных судов проходит специальное обучение еще в морских учебных заведениях, имеющих Береговые учебно- тренировочные центы (БУТЦ), и получают соответствующие сертификаты, подтверждающие их теоретическую и практическую подготовку. В статье анализируется процесс конвенционной подготовки курсантов к действиям в аварийных ситуациях, умения самостоятельно применить индивидуальные и коллективные спасательные средства, управлять дежурной и спасательной шлюпкой и спасательным плотом, организовать выживание людей на спасательном средстве в море
-
О некоторых аспектах формирования морально-боевых качеств курсантов военных вузов России
Краткое описаниеВ статье рассмотрены особенности формирования морально-боевых качеств, особенности подготовки к несению службы в мирное и военное время. Моральные качества курсанта представляются как особая моральная направленность личности, присущие военнослужащему нравственные черты характера, а также мировоззрение идеалы и иные общественно полезные интересы, имеющиеся у него чувства долга, патриотизма, интернационализма, ненависти к внешним и внутренним врагам, самопожертвования, личной ответственности за свою Родину. Предпринята попытка исследовать морально-психологическую подготовку курсантов, изучить воспитание курсантов непосредственными и вышестоящими командирами
-
Краткое описание
Проводимые в нашей стране реформы требуют активного участия в их реализации всех граждан. Развитие экономической компоненты государства, позволит укрепить не только оборонный потенциал страны, но и поднять качество жизни всего населения. Для решения этой задачи стране нужны компетентные специалисты, настоящие, грамотные профессионалы, мастера своего дела. Важнейшая задача каждого вуза готовить именно таких выпускников. Профессиональная подготовка в вузе производится не только в ходе обучения и воспитания, но и в процессе самостоятельной деятельности студентов. Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемой обучающимися вуза без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое, обязательное звено процесса обучения, предусматривающее, прежде всего, индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения. В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой – как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно- воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе. В статье на основе опыта, анализа, исследований и публикаций российских ученых, рассмотрены проблемы, возникающие при организации самостоятельной деятельности студентов, в качестве рекомендаций предлагаются инновационные формы и методы обучения, основанные на теории конструктивного обучения
-
О необходимости изменения норм времени педагогической работы профессорско-преподавательского состава
Краткое описаниеВ статье раскрывается содержание мероприятий педагогической работы профессорско- преподавательского состава по основным видам деятельности кафедры (учебная, воспитательная, методическая, научная и организационно- методическая работа) и предлагаются рациональные нормы времени на их качественное выполнение, позволяющие улучшить качество подготовки выпускников вуза. Предлагается учитывать в часовой нагрузке преподавателей дополнительные занятия и консультации, а также нормы времени на подготовку к изданию учебной и научной литературы, разработку учебно- методического и материально-технического обеспечения и организационно-методическую работу. Показано, что участие преподавателей в НИОКР с целью зарабатывания денежных средств для вуза снижает уровень образовательного процесса. Для улучшения качества подготовки студентов, предлагается ряд основных мероприятий, которые должны организовывать Министерство образования и науки РФ, а также сотрудники управленческого аппарата вузов
-
О перспективах развития системы образования в России
Краткое описаниеСтратегической задачей, решение которой позволит ускорить развитие экономики, является реформирование системы образования, которое должно быть сосредоточено на улучшении качества подготовки выпускников средних и высших образовательных учреждений. В статье раскрываются основные причины низкого качества подготовки выпускников школ и вузов в нашей стране. Автором предлагается комплекс организационно-методических мероприятий, внедрение которых приведёт к значительному улучшению качества подготовки выпускников средних и высших образовательных учреждений. К этим мероприятиям относятся: разработка стратегического плана развития системы образования, профессиональных стандартов для сотрудников управленческого аппарата сферы образования, номенклатуры дел основных структурных подразделений образовательных учреждений, системы подготовки контингента для вузов, системы подготовки специалистов высшего звена, оценки качества знаний студентов и их трудового потенциала, системы подготовки научно-педагогических кадров и повышения их квалификации, паспортов выпускников средних и высших учебных учреждений и паспортов квалификации преподавателей, учителей и сотрудников управленческого аппарата сферы образования, системы патриотического воспитания обучающихся средних и высших образовательных учреждений, критериев оценки эффективности работы и способности образовательного учреждения давать качественные знания. Обязательным условием достижения высоких результатов в образовательной деятельности является повышение статуса и престижа профессии педагога образовательного учреждения
-
О повышении престижа высшего технического профессионального образования в России
Краткое описаниеРассмотрены причины падения престижа высшего технического профессионального образования в России и на основе их анализа предложены мероприятия, направленные на повышение статуса специалистов технического профиля. К этим мероприятиям относятся: разработка стратегического плана развития высшего профессионального образования, системы профориентации выпускников средних образовательных учреждений; улучшение качества подготовки научно-педагогических кадров и разработка эффективной системы повышения квалификации преподавателей; повышение качества учебного процесса и разработка эффективной системы уровня подготовки выпускников вузов; разработка объективных критериев оценки эффективности деятельности вузов; разработка системы патриотического воспитания обучающихся средних и высших образовательных учреждений; повышение заработной платы специалистов, оказывающих влияние на экономическое развитие страны, статуса и престижа профессии преподавателя высшей школы. Необходимо экстренно разработать стратегический план развития высшего профессионального образования, поскольку первый выпуск молодых специалистов будет только через 4 года. Но переподготовку и повышение квалификации специалистов технических и технологических специальностей, необходимых для освоения современной техники и технологий, в том числе зарубежной, можно начинать сегодня. Внедрение рассмотренных мероприятий позволит повысить престиж высшего технического профессионального образования и качество подготовки студентов
-
О повышении эффективности организации методической работы на кафедре
Краткое описаниеВ статье рассматривается организационно-функциональная структура и содержание мероприятий методической работы, приведены современные подходы к повышению эффективности её организации на кафедре
-
О повышении эффективности организации учебной работы на кафедре
Краткое описаниеВ статье рассматривается содержание основных организационных мероприятий и составляющих учебной работы, приведены современные подходы в повышении эффективности организации учебного процесса и контроля качества подготовки студентов
-
О повышении эффективности организационно-методической работы на кафедре
Краткое описаниеВ статье рассматриваются современные подходы в организационно-методической работе, направленные на повышение показателей по основным видам деятельности кафедры
-
О повышении эффективности работы кафедры
Краткое описаниеОсновными структурными подразделениями вуза являются кафедры, от результатов их работы зависит качество знаний, умений, навыков и компетентность выпускников, а также имидж вуза. В статье раскрываются причины непродуктивного взаимодействия кафедр с подразделениями, обеспечивающими учебный процесс, а также рассматриваются предложения, которые позволят повысить результативность работы по основным показателям оценки эффективности деятельности вуза. Показано, что системный подход является основой в организации работы структурных подразделений вуза, но его трудно реализовать, если руководители разных звеньев не пользуются авторитетом. Для повышения качества подготовки выпускников и их востребованности на рынке труда, необходимо кафедры освободить от административной работы. Эти функции могут выполнять управления, отделы и службы, имеющие современную электронную систему обработки информации. Достичь высоких результатов в подготовке востребованных выпускников можно только при условии, что сотрудники управлений и кафедр будут работать в одной команде с преподавателями, во взаимодействии и взаимопонимании