13.00.00 Педагогические науки
-
Краткое описание
Одной из важнейших проблем педагогики является вопрос о готовности специалиста к решению задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Автор статьи рассматривает вопрос готовности специалистов морского флота к действиям в экстремальных ситуациях
-
К вопросу о формировании проективной культуры у младших школьников
Краткое описаниеВ статье представлены результаты исследования, нацеленного на определение педагогических условий, способствующих формированию проективной культуры у младших школьников в образовательной среде школы. Уточнены представления об образовательной среде школы как условия формирования проективной культуры, с определением существенных характеристик и выявлением ведущих и специфических принципов. Обоснована эффективность организационно-педагогических условий и разработана система технологий и методов работы педагогов с учащимися, ориентированных на формирование проективной культуры младших школьников. Полученные результаты способствуют совершенствованию процесса формирования проективной культуры младших школьников в образовательной среде школы
-
Краткое описание
Статья посвящена изучению факторов адаптации иностранных студентов из Китая к условиям образовательной среды ТПУ. Цель работы – выявить степень влияния различных факторов на адаптацию иностранных студентов, обучающих в Томском политехническом университете. Методы, использованные в исследовательской части работы – ассоциативный эксперимент, постановка открытых вопросов и наблюдение. В результате ассоциативного эксперимента выявлены такие ведущие факторы адаптированности иностранных студентов, как наличие интереса к г. Томску, комфортные условия питания и проживания, влияние преподавателей, взаимоотношения со сверстниками, уровень владения русским языком. Погода и необходимость привыкать к новой учебной среде отрицательно влияют на способность к адаптации. Анализ ответов на открытые вопросы подтвердил результаты ассоциативного эксперимента. Уточнены некоторые позиции, например, негативные качества характера, отрицательно влияющие на адаптацию. Русский язык оценивается китайскими студентами амбивалентно. У одних и тех же респондентов он воспринимается как фактор, мешающий и одновременно помогающий процессу адаптации. Многие относят к личным успехам сдачу первого сертификата по русскому языку. Следовательно, именно русский язык является важнейшим фактором адаптированности китайских студентов в ТПУ
-
К вопросу улучшения качества технического образования
Краткое описаниеВ статье предлагается один из комплексных подходов, позволяющий улучшить качество подготовки студентов технических направлений подготовки
-
К определению понятия «профессионально направленная познавательная активность учителя»
Краткое описаниеАвтором статьи предпринята попытка раскрыть изучаемый феномен «профессионально направленная познавательная активность учителя» путем уточнения содержания ряда понятий и выделить особенности профессионально направленной познавательной активности учителя в связи с педагогической деятельностью
-
К повышению качества диссертаций и оптимизации работы диссертационных советов
Краткое описаниеИзвестно, что базой развития фундаментальных и прикладных наук, кроме НИИ, являются вузы. Интеграция научных разработок высшей школы в производство происходит в разных формах и во многом определяется качеством подготовки, в том числе защиты диссертаций, научно- педагогическими кадрами вуза. В статье подвергаются критике позиции Министерства образования и науки РФ, ВАК и РАН РФ, направленные на повышение качества работы диссертационных советов и уровня диссертаций, в основе которых - оптимизация сети диссертационных советов, в том числе их объединение, повышение уровня членов диссертационных советов. Предлагается ряд мероприятий и конкретные требования к содержанию диссертаций, а также к научным руководителям диссертаций, официальным оппонентам, диссертационным советам и их членам, сотрудникам ВАК. Внедрение в практику работ диссертационных советов рассмотренных предложений, касающиеся повышения уровня диссертаций, в один комплекс мероприятий, позволит оптимизировать сеть диссертационных советов, повысить качество их работы
-
Комплексный подход к решению проблемы улучшения качества подготовки студентов
Краткое описаниеВ статье раскрываются основные недостатки организационно-методической работы высшей школы, препятствующие эффективной работе кафедры – основного подразделения вуза, осуществляющего подготовку специалистов для различных отраслей. Предлагается комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества подготовки студентов по инженерным направлениям
-
Компьютерные технологии в анализе сложной физической задачи
Краткое описаниеВ статье рассматривается технология применения в учебном процессе подготовки учителей физики современных компьютерных инструментов при анализе сложной современной задачи. Рассматривается экспериментальная задача, анализ которой невозможно провести без применения методов вычислительной математики. Массивный проводник в форме сплошного цилиндра помещен в квазистационарное магнитное поле. Необходимо найти параметры магнитного поля в объеме проводника. Предложен алгоритм построения программы численного изучения радиальной зависимости поля в проводнике. Построены графики безразмерной амплитуды поля и фазового сдвига относительно внешнего поля при различных. Графики позволяют «посмотреть», что происходит с полем внутри проводника с изменением управляющих параметров z и h. Продемонстрирована самоорганизация исследуемого поля с ростом z, обусловленная нелинейными обратными связями. Показано, что использование в учебно-исследовательских задачах современных информационных технологий для сопоставления теории с реальным физическим экспериментом, позволяет качественно поднять уровень подготовки будущих учителей физики и информатики. Рекомендовано использование данного метода в учебном процессе педагогических (физика) и технических вузов
-
Краткое описание
Происходящие реформаторские изменения в политической, социально-экономической и духовно-нравственной сферах Российской Федерации существенно изменили сознание российских граждан, в том числе и молодых пограничников. Характерное для сегодняшних дней снижение воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования способствует падению уровня нравственности, морали, этики, патриотизма молодежи, что настоятельно требует поиска новых педагогических моделей воспитания патриотов. Актуальность темы обусловлено наличием сложных и противоречивых социальных процессов, к которым относятся терроризм, миграция населения, обострение межличностных отношений, утрата духовных ориентиров и др. В создавшейся обстановке патриотическая идея вновь стала востребована как гарант социальной стабильности, как консолидирующая сила российского социума, способная эффективно содействовать развитию экономической мощи России, укреплению её обороноспособности, сохранению независимости и территориальной целостности. Актуальность темы обусловлена и ростом значения патриотизма как основы функционирования и результативной деятельности пограничных формирований Российской Федерации. Реализация пограничной политики Российской Федерации в современных условиях требует от личного состава Федеральной пограничной службы РФ готовности и способности воинов отстаивать жизненно важные интересы России, что предполагает сочетание компетентности, глубоких профессиональных знаний, навыков и умений с любовью и преданностью своему Отечеству. Формирование и развитие таких высоких патриотических качеств личности возможно только путем организации и проведения соответствующего воспитания. В статье авторами на основе анализа работ отечественных ученых раскрывается сущность аксиологического подхода, показана его роль в воспитании патриотизма у воинов пограничников
-
Культурологический подход как методологическая основа патриотического воспитания курсантов
Краткое описаниеИстория Отечества – наглядное подтверждение факта, что во все тяжелые времена, патриотизм народа был и есть той мощной духовной силой, который поднимал россиян на борьбу с сильным и коварным врагом и обеспечивал в итоге полную и безапелляционную победу. Приобретение феноменом «патриотизм» статуса «национальной идеи», провозглашенной В.В. Путиным, выдвигает патриотизм на роль ведущего фактора сплочения российского социума, консолидации всех прогрессивных сил в интересах дальнейшего развития демократии в нашей стране, укреплении экономической и оборонной мощи государства. В этом плане важнейшим направлением работы в вузах является патриотическое воспитание учащихся – молодого поколения, которому в ближайшем будущем предстоит принять ответственность за страну и судьбы России. Данное обстоятельство требует поиска и применения научной методологической основы исследования феномена патриотизм. В этом плане авторы предлагают применить возможности культурологического подхода. Отечественная культура обладает колоссальным педагогическим потенциалом, ее возможности в деле патриотического воспитания применены еще не в полную силу. В то же время культурологический подход как методологическое основание позволяет обогатить и разнообразить процесс патриотической деятельности, сконцентрировать усилия на действенную работу с личностью, как центральной фигуры воспитательной работы. Одновременно и сам воспитатель выступает как активный участник воспитательной деятельности, становясь партнером и наставником воспитуемого. В статье авторами на основе анализа работ отечественных ученых раскрывается сущность культурологического подхода, показана его роль в патриотическом воспитании курсантов морского вуза